Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2013 по делу n А60-33765/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-1050/2013-АК

г. Пермь

26 февраля 2013 года                                                          Дело №А60-33765/2012­

Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2013 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 26 февраля 2013 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Грибиниченко О.Г.,

судей Васевой Е.Е., Варакса Н. В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Радионовой Л. П.,

при участии:

от заявителя Головиной Натальи Анатольевны: не явились;

от заинтересованного лица Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №32 по Свердловской области (ОГРН 1126673000013, ИНН 6686000010): не явились;

от третьего лица Щербаковой Татьяны Анатольевны: не явились;

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Межрайонной инспекция Федеральной налоговой службы №32 по Свердловской области

на решение Арбитражного суда Свердловской области от 13 декабря 2012 года

по делу №А60-33765/2012,

принятое судьей В.В. Окуловой

по заявлению Головиной Натальи Анатольевны

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №32 по Свердловской области

о признании незаконным решения,

установил:

Головина Наталья Анатольевна (далее – заявитель, Головина Н. А.) обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №32 по Свердловской области (далее – заинтересованное лицо, инспекция, налоговый орган) о признании незаконным решения от 05.07.2012 об отказе в государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальное хозяйство «Кедр» (далее также - ООО «ЖКХ «Кедр», общество); взыскании с инспекции государственной пошлины в сумме 4 000 руб., уплаченной за регистрацию ООО «ЖКХ «Кедр», государственной пошлины за нотариальное удостоверение заявления по форме №Р11001 в размере 400 руб., в возмещение расходов на оплату услуг представителя 15 000 руб., в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 200 руб.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 13.12.2012 (резолютивная часть решения объявлена 06.12.2012) заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с решением суда, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить судебный акт, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В апелляционной жалобе ее подателем приведены доводы о неправильном применении судом нормы подп. «б» п. 1.3 ст. 9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», предусматривающей право на обращение с заявлением о регистрации учредителя (учредителей). Поскольку с заявлением о государственной регистрации юридического лица обратился один из учредителей, тогда как, учредителями являются Головина Н. А. и Щербакова Т. А., при этом, документально не определено, кто из участников общества наделен полномочиями по представлению документов для государственной регистрации, отказ в регистрации соответствует требованиям законодательства; заявление по форме №Р11001 подписано не всеми уполномоченными лицами. Полагает неправомерным удовлетворение судом требования заявителя о взыскании убытков в виде расходов по уплате государственной пошлины за государственную регистрацию в размере 4 000 руб., государственной пошлины за нотариальное удостоверение заявления по форме №Р11001 в размере 400 руб. Учитывая фактический объем оказанных юридических услуг, степень сложности дела, суму, взысканную на оплату услуг представителей, полагает чрезмерной.

Заявитель, третье лицо письменных отзывов на апелляционную жалобу не представили.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, что в силу ч.ч. 3, 5 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, 25.06.2012 Головиной Н. А. и Щербаковой Т. А. проведено общее собрание учредителей, на котором принято решение об учреждении ООО «ЖКХ «Кедр» (протокол общего собрания учредителей от 25.06.2012).

28.06.2012 Головиной Н. А. в инспекцию представлен пакет документов для регистрации ООО «ЖКХ «Кедр», а именно: заявление о государственной регистрации юридического лица при создании (форма Р11001), протокол общего собрания учредителей от 25.06.2012, Устав общества, утвержденный решением общего собрания учредителей от 25.06.2012, квитанция об уплате государственной пошлины от 25.06.2012.

По результатам рассмотрения заявления и представленных документов регистрирующим органом принято решение от 05.07.2012 №650 об отказе в государственной регистрации юридического лица.

В качестве основания для отказа инспекция указала на непредставление необходимых для государственной регистрации документов, сославшись на подп. «а» п. 1 ст. 23 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», а именно: поскольку протоколом общего собрания участников от 25.06.2012 не определен участник, на которого возложены функции заявителя при государственной регистрации, заявителями должны выступать все участники, принявшие решение о создании юридического лица, следовательно, заявление по форме Р11001 подписано не всеми уполномоченными лицами.

Считая указанное решение регистрирующего органа незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что с заявлением о государственной регистрации вновь созданного юридического лица обратилось уполномоченное лицо, в связи с чем, основания для отказа в государственной регистрации отсутствовали.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения и соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (ч. 2 ст. 201 АПК РФ).

Из смысла указанных норм следует, что ненормативный правовой акт может быть признан недействительным при наличии одновременно двух условий: если он не соответствует закону или иному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о государственной регистрации).

В соответствии со ст. 12 Закона при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации; в) учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя; д) документ об уплате государственной пошлины.

В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица.

Из материалов дела следует и регистрирующим органом не оспаривается, что пакет документов, представленных заявителем в регистрирующий орган, содержал все необходимые документы, перечисленные в ст. 12 Закона о государственной регистрации.

В качестве основания для отказа регистрирующим органом указано на то, что заявление по форме NР11001 подписано не всеми уполномоченными лицами. Указанный вывод сделан налоговым органом на том основании, что в протоколе общего собрания участников от 25.06.2012 не определен участник, на которого возложены функции заявителя при государственной регистрации, в связи с чем, заявителем должны выступить все участники, принявшие решение о создании юридического лица. 

В соответствии с п. 3 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) правоспособность юридического лица возникает в момент его создания.

Юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц (п. 2 ст. 51 ГК РФ).

Согласно подп. «б» п. 1.3 ст. 9  Закона о государственной регистрации при государственной регистрации юридического лица при создании заявителями могут быть учредитель или учредители юридического лица. Заявление, предоставляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке (п. 1 ст. 9 Закона о государственной регистрации).

С данной нормой согласуются и положения подп. 9.1.1 п. 9 формы заявления о государственной регистрации юридического лица при создании №Р11001, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 №439, Методические разъяснения по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица, утвержденные Приказом Федеральной налоговой службы РФ от 01.11.2004 N САЭ-3-09/16@, предусматривающие, что при данном виде государственной регистрации (создание юридического лица) заявителем может являться: учредитель юридического лица - физическое лицо; руководитель юридического лица - учредителя; иное лицо, действующее на основании полномочия.

Исходя из анализа правовых норм, нельзя исключать возможность обращения с заявлением о государственной регистрации юридического лица при его создании уполномоченного представителя, а также одного из учредителей (участников) общества, действующего по поручению всех учредителей, если этому есть документальное подтверждение.

Из материалов дела усматривается, что согласно протоколу собрания учредителей от 25.06.2012 учредителями общества Головиной Н. А., Щербаковой Т. А. представителем для государственной регистрации ООО «ЖКХ «Кедр» назначена Ионина М. Ю.

С заявлением о государственной регистрации обратился один из учредителей юридического лица – Головина Н. А.

Применительно к обстоятельствам рассматриваемого спора, содержания самого протокола, из которого усматривается согласованность единогласно принятых учредителями решений, направленных на создание юридического лица, суд апелляционной инстанции полагает, что обращение с заявлением о государственной регистрации юридического лица одного из учредителей (Головиной Н. А.) соответствует волеизъявлению другого учредителя общества (Щербаковой Т. А.), и не противоречит требованиям действующего законодательства о государственной регистрации.

Согласно подп. «а» п. 1 ст. 23 Закона о государственной регистрации одним из оснований для отказа в государственной регистрации является непредставление определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.

Перечень оснований для отказа в регистрации является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Материалами дела подтверждено и не оспаривается инспекцией, что с заявлением о государственной регистрации юридического лица по форме №Р11001, подписанным одним из учредителей общества, представлены все документы, перечисленные в ст. 12 Закона о государственной регистрации, в том числе протокол собрания учредителей от 25.06.2012.

Учитывая вышеизложенное, а также принимая во внимание уведомительный характер государственной регистрации юридических лиц в силу закона, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что с заявлением о государственной регистрации вновь созданного юридического лица обратилось уполномоченное лицо, поэтому оснований для отказа в государственной регистрации

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2013 по делу n А60-40061/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт  »
Читайте также