Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2013 по делу n А50-20245/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт

 

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-1627/2013-АК

г. Пермь

12 марта 2013 года                                                   Дело № А50-20245/2012­­

Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2013 года.

Постановление в полном объеме изготовлено  12 марта 2013 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Борзенковой И.В.,

судей Голубцова В.Г., Савельевой Н.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Бакулиной Е.В.,

при участии:

от заявителя Товарищества собственников жилья «Мира, 27» (ИНН 5905238143, ОГРН 1055902885807) – Белоглазова А.Г., доверенность от 01.11.2012 № 1, предъявлен паспорт;

от заинтересованного лица Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Индустриальном районе г. Перми – Бахтина А.В., доверенность от 09.01.2013, предъявлено удостоверение;

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя

Товарищества собственников жилья «Мира, 27»

на решение Арбитражного суда Пермского края

от 29 декабря 2012 года

по делу № А50-20245/2012,

принятое судьей Катаевой М.А.,

по заявлению Товарищества собственников жилья «Мира, 27»

к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Индустриальном районе г. Перми

о признании незаконным решения,

установил:

Товарищество собственников жилья «Мира, 27» (далее ТСЖ «Мира, 27») обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным решения Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда в Индустриальном районе г. Перми от 31.07.2012 № 1 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах».

Решением Арбитражного суда Пермского края от 29.12.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с решением суда, ТСЖ «Мира, 27» обратилось с апелляционной жалобой, согласно которой просит решение суда отменить и удовлетворить заявленные требования, поскольку судом нарушены нормы материального права. Заявитель жалобы указывает, что товарищество имеет право на применение пониженного тарифа страховых взносов  по п.п.»я2» п.8 ч.1 ст. 58 Закона №212-ФЗ, как организация, применяющая упрощенную систему налогообложения и основным видом деятельности которой является  управление  недвижимым имуществом.  Никаких запретов на применение  положений п.8 ч.1 ст. 58  Закона №212-фз некоммерческими организациями не установлено .

С 01.01.2012 перечень организаций, имеющих право применять пониженный тариф был дополнен  и расширен, в  том числе,   пониженный тариф стал применяться и некоммерческими организациями, основным видом деятельности которых является деятельность в области социального обслуживания населения, образования, здравоохранения, культуры и искусства и массового спорта.

УПФ (государственное учреждение) в Индустриальном районе г. Перми представило письменный отзыв на жалобу, согласно которому просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения, поскольку ТСЖ «Мира, 27» неправильно исчислило страховые взносы в связи с неправомерным применением пониженных тарифов.

Представители сторон в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, соответственно.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции от 07.03.2013 был объявлен перерыв до 12.03.2013 16.10 часов.

После перерыва судебное заседание продолжено, представители сторон не явились.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда в Индустриальном районе г. Перми по результатам камеральной проверки расчета за 1 квартал 2012г., представленного ТСЖ «Мира, 27», составлен акт № 06900830026130 от 21.06.2012 (л.д. 18-22, 27-30) и вынесено решение от 31.07.2012 № 1 (л.д. 13-15), которым ТСЖ «Мира, 27» привлечено к ответственности в виде штрафа в размере 398,30 руб. по п.1 ст. 447 Закона № 212-ФЗ, предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 1994,48 руб., пени в сумме 94,78 руб.

Основанием для доначисления страховых взносов явился вывод фонда о том, что ТСЖ «Мира, 27», являясь некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность по управлению недвижимым имуществом, не относится к категории организаций, имеющих право на применение пониженных тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

Не согласившись с вынесенным решением, товарищество обратилось в суд с соответствующим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности выводов фонда.

Изучив материалы дела, оценив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, заслушав пояснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Согласно п.1 ч.1 ст. 5 Федерального закона от 24 июля 2009г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее Закон № 212-ФЗ) является плательщиком страховых взносов.

В соответствии с ч. 2 ст. 28 Закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы и представлять в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам (далее - РСВ).

На основании ст. 3 Закона № 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют ПФ РФ и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в ПФ РФ, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования.

Согласно ст. 10 Закона № 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.

Частью 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ установлено, что в течение переходного периода 2011-2027 годов применяются пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов.

Федеральным законом от 03.12.2011 № 379-ФЗ, вступившим в силу с 01.01.2012, ч.1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ дополнена пунктом 11, согласно которому в течение переходного периода пониженные тарифы страховых взносов применяются для некоммерческих организаций (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), зарегистрированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, применяющих упрощенную систему налогообложения и осуществляющих в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания населения, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального), с учетом особенностей, установленных частями 5.1 - 5.3 настоящей статьи.

Действительно с 01.01.2012 в отношении некоммерческих организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, пониженные тарифы страховых взносов применяются в том случае, если организация осуществляет деятельность в области социального обслуживания населения, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального).

Поскольку правовой статус заявителя как некоммерческой организации подтвержден материалами дела, то суд первой инстанции, с учетом того, что заявитель не занимается деятельностью,  поименованной в п. 11 ч.1 ст. 58 Закона №212-ФЗ, пришел к выводу об отсутствии оснований у ТСЖ применять пониженный тариф страховых взносов.

Между тем, данный вывод суда первой инстанции основан на неверном применении норм материального права.

Статьей 58 Закона 212-ФЗ также установлен пониженный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для плательщиков страховых взносов, применяющих упрощенную систему налогообложения и осуществляющих свою основную деятельность в производственной и социальной сфере.

Перечень основных видов экономической деятельности (в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности - ОКВЭД) упомянутых плательщиков определен п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ.

Согласно пп. я.2 п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ право на исчисление страховых взносов по пониженным тарифам имеют, в частности, организации, которые применяют упрощенную систему налогообложения и основным видом экономической деятельности (классифицируемым в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1), утвержденным Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 № 454-ст (далее – ОКВЭД)), которых является управление недвижимым имуществом.

Суд апелляционной инстанции, проанализировав  нормы права, изложенные в  пп. «я2»п.8 и п. 11  ч.1 ст. 58  Закона №212ФЗ , пришел к выводу, что после введения п. 11 ч.1 ст. 58 никаких ограничений  либо запретов по  применению положений п.8  ч.1 ст. 58  не установлено для некоммерческих организаций.

Наоборот , с 01.01.2012 расширен перечень плательщиков, которые могут применять пониженные тарифы страховых взносов и сужению не подлежит.

Соответствующее толкование  внесенных изменений  следует из разъяснений, данных в письмах ФСС РФ от 18.12.2012 №15-03-11/08-16893 и от 10.02.2012  №15-03-11/08-1395.

В соответствии с ОКВЭД к группе «Управление недвижимым имуществом» (код 70.32) относятся, в том числе, «Управление эксплуатацией жилого фонда» (код 70.32.1) и «Управление эксплуатацией нежилого фонда (код 70.32.2).

На основании ч. 1.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный п. 8 ч. 1 названной статьи, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов. Сумма доходов определяется в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации. Подтверждение основного вида экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя, указанных в п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ, осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации письмом от 30.11.2011 № 5071-19 разъяснило, что основной вид экономической деятельности подтверждается плательщиком страховых взносов, применяющим упрощенную систему налогообложения, путем представления в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по форме РСВ-1 ПФР (утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 12.11.2009 № 894н), в котором плательщики страховых взносов должны отражать долю доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по основному виду деятельности в общем объеме доходов.

Приказом Минздравсоцразвития России от 15.03.2012 N 232н  (действующим в проверяемый период) в данной форме предусмотрен подразделом 3.6 «Расчет соответствия условий на право применения пониженного тарифа для уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 8 части 1 статьи 58 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ», в котором указывается: общая сумма доходов плательщика взносов, применяющего упрощенную систему налогообложения;  сумма доходов от льготируемого вида деятельности; доля доходов от льготируемого вида деятельности в общей сумме доходов.

Согласно информационному сообщению Пенсионного фонда Российской Федерации от 24.03.2011, основной вид экономической деятельности подтверждается плательщиком страховых взносов путем представления в территориальный орган Пенсионного фонда расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по форме РСВ-1 ПФР.

Из вышеизложенного следует, что для подтверждения права на применение пониженного тарифа страховых взносов организации, применяющей упрощенную систему налогообложения, необходимо представить расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по форме РСВ-1 ПФР.

Форма отчетности РСВ-1 ПФР содержит подраздел, в котором организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, должны отражать долю доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по основному виду деятельности в общем объеме доходов.

Согласно подразделу 3.6 формы РСВ-1 ПФР доля доходов в целях применения ч.1.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ определяется следующим образом: сумму доходов, определяемую в целях применения ч. 1.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ (руб.), надо разделить на сумму доходов, определяемую в соответствии со ст. 346.15 НК РФ, всего (руб.) и умножить на 100 процентов (строка 362 расчета РСВ-1 ПФР / строка 361 расчета РСФ-1 ПФР) х 100 (%)).

Факт применения ТСЖ упрощенной системы налогообложения подтверждается материалами дела и фондом не оспаривается.

Из материалов дела следует, что в разделе 3 расчетов по форме РСВ-1 ПФР за отчетный период 1 квартала 2012 года заявителем в подразделе 3.6. «Основания применения пониженного тарифа» (код строки 363) «доля доходов, определяемая в целях применения ч. 1.4 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ» доля доходов указана 100 %.

Из представленной книги учета доходов и расходов усматривается, что все поступившие от собственников жилья денежные средства учтены Товариществом в качестве выручки и не отнесены к целевым поступлениям, исключаемым из состава доходов на основании ст. 251 НК РФ.

По составу

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2013 по делу n А60-36710/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также