Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2013 по делу n А50-14545/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворенияСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД П О С Т А Н О В Л Е Н И Е № 17АП-577/2013-АК г. Пермь 13 марта 2013 года Дело № А50-14545/2012 Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2013 года. Постановление в полном объеме изготовлено 13 марта 2013 года. Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Осиповой С.П. судей Щеклеиной Л.Ю., Варакса Н.В. при ведении протокола судебного заседания секретарем Калашниковой Е.С. при участии: от заявителя Открытого акционерного общества "Павловский машзавод" (ОГРН 1025902374772, ИНН 5947004108): Лощилова Е.Ю., предъявлен паспорт, доверенность от 01.10.2012; от заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пермскому краю (ОГРН 1075904001271, ИНН 5904157090): не явились; лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пермскому краю на решение Арбитражного суда Пермского края от 28 ноября 2012 года по делу № А50-14545/2012, принятое судьей Аликиной Е.Н.
по заявлению Открытого акционерного общества "Павловский машзавод" к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пермскому краю об оспаривании действий (бездействия) федеральных государственных органов, установил: Открытое акционерное общество «Павловский машзавод» (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пермскому краю о признании незаконными действий по отказу в возврате излишне уплаченных платежей за негативное воздействие на окружающую среду за периоды 1-4 кварталы 2009 г., 1-4 кварталы 2010 г., 1 квартал 2011 г. в сумме 135 983 руб. 14 коп. Решением Арбитражного суда Пермского края от 28 ноября 2012 года заявленные требования удовлетворены. Признаны незаконными действия Управления по отказу в возврате Обществу излишне уплаченных платежей за негативное воздействие на окружающую природную среду за периоды 1, 2, 3, 4 кварталы 2009 г., 1, 2, 3, 4 кварталы 2010 г., 1 квартал 2011 г. в сумме 135 983 рублей 14 копеек, как не соответствующие Федеральному закону от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральному закону от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». На Управление возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. Не согласившись решением суда первой инстанции, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своих доводов, заявитель ссылается на то, что плату за негативное воздействие на окружающею среду должен производить собственник отходов, поскольку платным является размещение отходов как следствие хозяйственной деятельности, а не размещение отходов как вид деятельности. Наличие договоров со специализированными организациями на оказание услуг по размещению отходов не освобождает собственника отходов от внесения платежей за негативное воздействие на окружающую среду и не предполагает перехода данной обязанности к организации, оказывающей услуги по хранению отходов, поскольку это не соответствует компенсационной природе данных платежей. Отчетным периодом является квартал, вместе с тем, обществом не представлен корректирующий расчет платы за негативное воздействие с указанием конкретного сопоставимого квартала, за который производится корректировка. Также податель жалобы полагает, что суд неправомерно взыскал госпошлину с заинтересованного лица, поскольку не учел положения п.п. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ. Кроме того, до судебного заседания заинтересованным лицом представлены дополнительные пояснения к апелляционной жалобе, приобщенные к материалам дела в порядке ст. 81 АПК РФ, в которых обращает внимание суда на выводы, содержащиеся в Постановлении Конституционного Суда РФ от 05.03.2013 №5-П. Также указывает на необходимость привлечения к участию в деле в качестве третьих лиц специализированных организаций, осуществлявших вывоз отходов заявителя. Представитель заявителя с доводами апелляционной жалобы не согласен по основаниям, указанным в письменном отзыве на апелляционную жалобу. Просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Заинтересованное лицо, надлежащим образом уведомленное о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своего представителя не направило, что в порядке п.3 ст.156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие. Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Как следует из материалов дела, обществом, в период с 2009 - 2010 г.г. по 1 квартал 2011г. включительно, производились отчисления в бюджет в виде платы за размещение отходов, образующихся в процессе производства и потребления. По платежным поручениям № 204 от 20.04.2011 г. на сумму 35 960 руб. 55 коп., № 1373 от 20.10.2010 г. на сумму 25 250 руб. 85 коп., № 899 от 20.07.2010 г. на сумму 25 250 руб. 85 коп., № 459 от 20.04.2010 г. на сумму 25 250 руб. 85 коп., № 52 от 2.01.2010 г. на сумму 5522 руб. 99 коп., № 81985 от 12.10.2009 г. на сумму 30 277 руб. 02 коп., № 793 от 20.07.2009 на сумму 30 277 руб. 02 коп., № 359 от 20.04.2009 на сумму 20 728 руб. 02 коп. обществом перечислено в бюджет в общей сложности 135 983 руб. 14 коп. (л.д. 58-88 т.1). ОАО «Павловский машзавод» представило в Управление Росприроднадзора по Пермскому краю корректирующие расчеты (л.д. 14-21, 175-204 т.1) и обратилось с письмом от 26.03.2012 № 18-25-01, в котором просило возвратить излишне уплаченную сумму (л.д. 34-38, 22 т.1) . Управление Росприроднадзора по Пермскому краю направило в адрес заявителя письмо от 18.04.2012 г. № 01/03-2845 «О корректирующих расчетах платы за негативное воздействие на окружающую среду», в котором сообщило о своем отказе в принятии представленных заявителем расчетов (л.д. 32-33 т.1). Полагая, что действия Управления нарушает его права в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением. Удовлетворяя заявленные требования, суд пришел к выводу о том, что требования подлежат удовлетворению, поскольку Общество не занимается деятельностью по размещению отходов в том понятии, которое подразумевает ст. 1 Закона об отходах производства и потребления. Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции, с учетом положений статей 198, 200, 201 Кодекса, считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству. Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды содержатся в Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды). В ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде. Согласно ст. 16 названного Федерального закона негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду, в числе прочего, относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ; размещение отходов производства и потребления. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст. 23 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ (далее – Федеральный закон «Об отходах производства и потребления») с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц взимается плата за размещение отходов в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно ст. 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; размещение отходов предполагает их хранение и захоронение; хранение отходов определяется как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляция не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду; объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое). При этом, обращение с отходами подразумевает деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов, которые, за исключением накопления отходов, вправе осуществлять специализированные организации, имеющие специальное разрешение (лицензию) (Постановление Президиума ВАС РФ №15331/2011). В ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» установлены особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Следовательно, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах (Постановления Президиума ВАС РФ №1752/2011, 4433/2010, 14561/2008). Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что в результате хозяйственной деятельности общества в 2009, 2010, 2011 образуются отходы с 1 по 5 классы опасности. Образующиеся в процессе производства и потребления отходы передаются обществом специализированным организациям, имеющим лицензии на размещение и транспортировку отходов, что подтверждается имеющимися в материалах дела договорами № 74-3.2009 на предоставление услуг по захоронению твердых бытовых отходов от 01.01.2009 г., заключенного с МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство», договором №194/02/10 на оказание услуг по приему и обработке ТБО от 12.02.2010 г., заключенного с МУП «Верещагинский комбинат благоустройства», а также передаются на утилизацию специализированным организациям, что подтверждается договором возмездного оказания услуг по приему и утилизации химически загрязненных стоков № 34/25 от 24.08.2006г., заключенного с ООО «Современные технологии», договором №9/29 на оказание услуг по обезвреживанию отходов резины, включая отработанные покрышки, бывшие в употреблении от 01.12.2009 г., заключенного с ООО «Экоинвест-Групп», договором № 333 на оказание услуг по утилизации изношенных автошин от 15.12.2003 г., заключенного с ООО фирма «Астор», договором № 00194-др/2003 на оказание услуг по демеркуризации от 03.11.2003 г., заключенным с ООО «Экологическая фирма Оскар» (л. д. 124-141 т.1). Сведения об осуществлении Обществом специализированной деятельности по размещению отходов в материалах дела отсутствуют. Доказательств обратного Управлением суду не представлено. Соответствующий довод Управления об осуществлении обществом размещения отходов отклонен судом как не соответствующий материалам дела. Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что общество не занимается размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Федерального закона «Об отходах производства и потребления». При этом, доказательств наличия у общества обязанности по уплате соответствующей платы за размещение отходов производства и потребления, государственным органом, в нарушение ст.65 АПК РФ, не представлено. Подлежат отклонению доводы апелляционной жалобы в части необходимости привлечения к участию в настоящем деле в качестве третьих лиц без самостоятельных требований специализированных организаций, осуществляющих на основании специального разрешения вывоз отходов заявителя по делу (ст.68 АПК РФ). Поскольку решение вопроса о правомерности возложения соответствующей обязанности на конкретного субъекта, в том числе о правовой оценке осуществляемой им хозяйственной деятельности как деятельности по размещению отходов производства и потребления связано с установлением фактических обстоятельств конкретного дела (Определение Конституционного Суда РФ от 15.07.2010г. №1097-О-О), судом не установлено, что судебный акт по настоящему делу может повлиять на права (законные интересы) третьих лиц. Довод Управления о том, что плату за негативное воздействие на окружающую среду должен производить собственник отходов, поскольку платным является размещение отходов, как следствие хозяйственной деятельности, а не размещение отходов как вид деятельности, апелляционный суд отклоняет, поскольку он основан на неверном толковании норм материального права и противоречит изложенным выше правовым позициям Высшего Арбитражного Суда РФ и Конституционного Суда РФ. При этом, изложенные в дополнительных пояснениях Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2013 по делу n А71-14221/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Июль
|