Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2013 по делу n А60-28587/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда в части и принять новый судебный акт

 

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-1766/2013-АК

г. Пермь

13 марта 2013 года                                                   Дело № А60-28587/2012­­

Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2013 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 13 марта 2013 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Савельевой Н. М.

судей  Полевщиковой С. Н., Сафоновой С. Н.

при ведении протокола судебного заседания  секретарем Лапшиной Е. И.

при участии:

от заявителя ООО "ФОРЭС"   (ОГРН  1026602335264, ИНН 6658092629)

- Шипачева О. А., паспорт, доверенность от 29.01.2013

от заинтересованного лица Государственного учреждения - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Филиал №17  - не явились, извещены.

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу

заявителя ООО "ФОРЭС"

на решение Арбитражного суда Свердловской области

от 02 ноября 2012 года

по делу № А60-28587/2012,

принятое (вынесенное) судьей И.В.Хачевым

по заявлению ООО "ФОРЭС" 

к Государственному учреждению - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Филиал №17 

о признании решений незаконными,

установил:

ООО "ФОРЭС" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконными решений Государственного учреждения - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Филиал №17 № 68 С от 14.06.2012 г., № 70 от 14.06.2012 г., № 14 от 14.06.2012 г. в части доначисления страховых взносов, пеней и штрафов и непринятию к зачету расходов, связанных с оплатой работникам дополнительных дней по уходу за детьми-инвалидами,   за период прохождения работниками  военных сборов, донорам за дни сдачи крови и предоставляемые в связи с этим дни отдыха, работнику Коротаеву А.В. по 16 листкам нетрудоспособности.

      Решением Арбитражного суда Свердловской области от 02.11.2012г. в удовлетворении заявленных требований отказано.

      Заявитель, не согласившись с решением суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и вынести новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указывает на компенсационный характер выплат работникам донорам, по уходу за детьми-инвалидами, за прохождение военных сборов; в  дополнениях к апелляционной жалобе указывают на процессуальные нарушения, допущенные фондом при оформлении результатов проверки. По выплатам   Коротаеву А.В. – указывают на необходимость применения позиции Президиума ВАС РФ, изложенной по делу № 14379/2011 от 14.02.2012г. о том, что выплаты в размере МРОТ производятся со дня, когда было допущено нарушение, но не до дня окончания нетрудоспособности.

       Заинтересованное лицо с доводами, изложенными в апелляционной жалобе не согласно, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения по основаниям, указанным в отзыве. По выплатам работникам-донорам просят применить позицию Президиума ВАС РФ, изложенную в постановлении от 13.09.2011г. по делу № 4922/11.

Судебное заседание проведено в порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие  заинтересованного лица, извещенного  надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.

       Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

       Как следует из материалов дела, Фондом была проведена  выездная проверка ООО «ФОРЭС» по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

       В результате проверки было выявлено занижение ООО «ФОРЭС» налогооблагаемой базы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за 2011 г. на сумму 566 545, 75 руб., в том числе: на сумму-1861, 63 руб. не приняты к зачету расходы (страховые взносы — 22,34 руб.), произведенные страхователем с нарушением требований законодательных и иных нормативных правовых актов по обязательному социальному страхованию, оплата четырех дополнительных дней по уходу за детьми-инвалидами — 159 396, 78 руб. (страховые взносы-1912, 76 руб.), выплаты работникам в период прохождения ими военных сборов -360,92 руб. (страховые взносы 4,33 руб.), выплаты работникам- донорам за дни сдачи крови и предоставляемые в связи с этим дни отдыха-404 926,42 руб. (страховые взносы 4859,12 руб.) и неуплате страховых взносов за 2011 г. на сумму 6798,55 руб.

         Составлен акт № 127 Н/С от 16.05.2012 г., вынесено решение о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний №  70 от 14.06.2012 г., в котором установлена сумма недоимки по страховым взносам в сумме 7017, 33 руб., пени 7563,59 руб.; установлена оплата 16 листов нетрудоспособности в сумме 183 139, 90 руб., из них оплачены с нарушениями Федерального закона «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности иродам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ  в сумме 47328, руб.

       Составлен акт № 127 С/С от 16.05.2012 г., вынесено решение о непринятии к зачету расходов произведенных страхователем-плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования № 14 от 14.06.2012 г.; установлено занижение страхователем налогооблагаемой базы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и неуплате страховых взносов за 2011 год на сумму 16375, 84 (из которых страховые взносы на оплату дополнительных выходных дней по уходу за детьми - инвалидами 4622, 51 руб., на выплаты в период прохождения военных сборов — 10,47 руб., на выплаты работникам донорам — 11742, 86 руб.).

       Составлен акт выездной проверки № 127 С от 16.05.2012 г., вынесено решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах № 68 С от 14.06.2012 г.

       Не согласившись с указанными решениями, ООО "ФОРЭС" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

        Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из наличия оснований для включения спорных выплат в налогооблагаемую базу и доначисления страховых взносов, пеней и штрафов.

        Заявитель апелляционной жалобы оспаривает данные  выводы суда первой инстанции. В обоснование жалобы указывает на компенсационный характер выплат работникам донорам, по уходу за детьми-инвалидами, за прохождение военных сборов; в дополнениях к апелляционной жалобе указывают на процессуальные нарушения, допущенные фондом при оформлении результатов проверки. По выплатам   Коротаеву А.В. – указывают на необходимость применения позиции Президиума ВАС РФ, изложенной по делу № 14379/2011 от 14.02.2012г. о том, что выплаты в размере МРОТ производятся со дня, когда было допущено нарушение, но не до дня окончания нетрудоспособности.

        Суд апелляционной инстанции, исследовав данные доводы заявителя апелляционной жалобы, пришел к следующим выводам.

       Согласно ч. 1 ст. 1 Закона № 212-ФЗ указанный федеральный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

В силу подп. «а» п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона № 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

В соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона № 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в п. 2 ч. 1 ст. 5 названного Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подп. «а» п. 1 ч. 1 ст. 5 указанного закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Согласно ч. 1 ст. 8 Закона № 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подп. «а» и «б» п. 1 ч. 1 ст. 5 названного Закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных ч. 1 ст. 7 данного Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в ст. 9 названного Закона.

Перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, определен ст. 9 Закона № 212-ФЗ.

Согласно положениям ст. 186 Трудового кодекса работник освобождается от работы в день сдачи крови и ее компонентов, после каждого дня сдачи крови и ее компонентов работнику предоставляется дополнительный день отдыха, при этом за работником сохраняется средний заработок.

В постановлении от 13.09.2011 № 4922/11 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации изложил толкование понятия «средний заработок», примененного в ст. 186 Трудового кодекса.

Так, законодательное закрепление положения о том, что за работником в упомянутых случаях сохраняется средний заработок, означает, что работнику за день сдачи крови и ее компонентов и день отдыха после этого выплачивается заработная плата. Названные выплаты работодатель производит в силу закона независимо от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом договоре, коллективном договоре или соглашении.

Таким образом, принимая во внимание, что спорная сумма выплачена обществом работникам-донорам, находящимся в трудовых отношениях, при этом спорные выплаты не подпадают под виды выплат, на которые страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации не начисляются, а также с учётом правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.09.2011 № 4922/11, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии у общества оснований для невключения в облагаемую базу по страховым взносам указанных выплат работникам-донорам.

Ссылка заявителя жалобы на  официальные разъяснения Министерства здравоохранения и социального развития РФ, изложенные в письмах от 27.05.2010г., 07.05.2010г., 01.03.2010г., которые в силу п.2 ст.43 Федерального закона № 212-ФЗ являются  основанием для освобождения от ответственности, отклоняются, поскольку не относятся к периоду доначисления - 2011г. В свою очередь письмом от 15.03.2011г. № 784-19 Министерство  разъяснило обязанность облагать в общеустановленном порядке страховыми взносами выплаты работникам-донорам за дни сдачи крови и предоставленные в связи с этим дни отдыха.

Ссылка заявителя жалобы на процессуальные нарушения (в решении не содержится ссылок на документально подтвержденные факты нарушений, а также на документы, подтверждающие данные обстоятельства), допущенные Фондом при оформлении материалов проверки, отклоняются, поскольку данные обстоятельства  не заявлялись в суде первой инстанции  в качестве оснований  для отмены оспариваемых решений Фонда.

В указанной части решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, отмене или изменению не подлежит.

В остальной части судом первой инстанции не учтены следующие обстоятельства.

В ходе рассмотрения дела судом установлено, что фондом сделан вывод о неправомерном невключении обществом в базу для исчисления страховых взносов сумм, выплаченных работникам за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за детьми-инвалидами, и сумм, выплаченных работникам в период прохождения военных сборов.

Согласно  положениям  п. 1 ст. 1 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон № 53-ФЗ)  призыв на военные сборы и прохождение сборов в период пребывания в запасе является воинской обязанностью граждан Российской Федерации, то есть обязанность прохождения военных сборов регулируется специальным законодательством, которое не относится к трудовому законодательству.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.

В соответствии со ст. 170 Трудового кодекса выплаты, сохраняемые за работником на время исполнения государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с Трудовым кодексом и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2013 по делу n А50-18721/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также