Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2013 по делу n А60-35178/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт

 

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-1508/2013-АК

г. Пермь

22 марта 2013 года                                                   Дело № А60-35178/2012­­

Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2013 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 22 марта 2013 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Грибиниченко О. Г.,

судей  Варакса Н. В., Щеклеиной Л. Ю.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Радионовой Л. П.

при участии: от заявителя общества с ограниченной ответственностью «СТВ» (ОГРН 1086672012426, ИНН 6672269941): Лившиц А. В., паспорт, доверенность от 04.03.2013;

от заинтересованного лица Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №31 по Свердловской области (ОГРН 1126672000014, ИНН 6685000017): не явились;

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя общества с ограниченной ответственностью «СТВ»

на решение Арбитражного суда Свердловской области от 19 декабря 2012 года

по делу №А60-35178/2012,

принятое судьей Савиной Л. Ф.,                                                                                 

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «СТВ»

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №31 по Свердловской области

о признании недействительным ненормативного правового акта,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «СТВ» (далее – заявитель, общество, ООО «СТВ») обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Межрайонной ИФНС России №31 по Свердловской области (далее – заинтересованное лицо, инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 06.08.2012 об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией; обязании инспекцию внести запись о прекращении деятельности юридического лица в связи с ликвидацией по представленным документам.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 19.12.2012 (резолютивная часть решения объявлена 12.12.2012) в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить.

В обоснование апелляционной жалобы, а также дополнительных письменных пояснений к ней, ее подателем приведены доводы о том, что наличие в ликвидационном балансе сведений о нераспределенной прибыли не свидетельствует о недостоверности документа, поскольку решение о распределении прибыли относится к исключительной компетенции участников общества и является правом последних; представленный в регистрирующий орган ликвидационный баланс содержит достоверные сведения о наличии нераспределенной прибыли и имущества, правом на получение которого участники общества на момент его составления не воспользовались; единственным обязательным условием к его составлению является составление после завершения расчетов с кредиторами; требование о повторном составлении баланса после распределения имущества и прибыли общества законодательство не содержит. С учетом установленного Законом о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей закрытого перечня оснований для отказа в государственной регистрации и запрета регистрирующему органу требовать представление иных документов, отказ в государственной регистрации ликвидации общества является незаконным и нарушает права и законные интересы общества.

Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2013 в соответствии с ч. 3 ст. 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение апелляционной жалобы отложено на 22.03.2013 на 12 час. 30 мин.

После отложения судебное заседание возобновлено в том же составе судей.

В судебном заседании апелляционного суда, состоявшемся после отложения судебного разбирательства, представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, дополнительных пояснениях к ней.

Инспекция о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещена надлежащим образом, в том числе публично, представителей в судебное заседание не направила, что в силу ч. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие ее представителей.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.

Как следует из  материалов дела, 19.01.2012 единственным участником общества – Сухотской Е. А. принято решение о ликвидации ООО «СТВ», обязанности ликвидатора возложены на Бондарь Р. Г.

Сообщение о ликвидации общества опубликовано в журнале «Вестник государственной регистрации» № 4 (362) от 01.02.2012 с указанием на то, что требования кредиторов общества могут быть заявлены в течение 2 месяцев с момента опубликования сообщения.

15.05.2012 инспекцией выдана обществу справка №19352 об отсутствии неисполненной обязанности по уплате налогов, пени и налоговых санкций.

30.05.2012 участником общества принято решение об утверждении ликвидационного баланса (решение участника №5).

30.07.2012 ликвидатор общества представил в инспекцию заявление по форме Р16001 (вх. №7191) о государственной регистрации общества в связи с его ликвидацией.

06.08.2012 инспекцией принято решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о государственной регистрации) необходимых для государственной регистрации документов, а именно: ликвидационного баланса.

Полагая, что указанное решение является незаконным и нарушает права и законные интересы общества, ООО «СТВ» обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.

При разрешении спора суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое решение соответствует Федеральному закону от 08.08.2001 №129-ФЗ, в связи с чем, отсутствуют основания для признания его недействительным.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя заявителя, явившегося в судебное заседание, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционный инстанции приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными ( ч. 2 ст. 201 АПК РФ).

Из смысла указанных норм следует, что ненормативный правовой акт может быть признан недействительным при наличии одновременно двух условий: если он не соответствует закону или иному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц. Отказ в государственной регистрации юридического лица допускается только в случаях, установленных законом.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы регулируются Законом о государственной регистрации.

Нормами ст. 61 ГК РФ установлено, что ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.  Юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

Порядок ликвидации юридического лица установлен ст. 63 ГК РФ.

В соответствии со ст. 63 ГК РФ ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации (п. 1).

После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом (п. 2).

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о его ликвидации (п. 5) .

Согласно п. 7 ст. 63 ГК РФ оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица.

Кроме того,  вопросы  ликвидации обществ с ограниченной ответственностью регулируются   Федеральным законом от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Федеральный закон №14-ФЗ), в соответствии с п. 1 ст. 57 которого общество может быть ликвидировано добровольно в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с учетом требований данного федерального закона.

В соответствии с абз. 6 ч. 1 ст. 8 Федерального закона №14-ФЗ участники общества имеют право в случае ликвидации общества получить часть имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, или его стоимость.

Оставшееся после завершения расчетов с кредиторами имущество ликвидируемого общества распределяется ликвидационной комиссией между участниками общества в установленной  п. 1 ст. 58 Закона очередности: в первую очередь осуществляется выплата участникам общества распределенной, но невыплаченной части прибыли; во вторую очередь осуществляется распределение имущества ликвидируемого общества между участниками общества пропорционально их долям в уставном капитале общества. Если имеющегося у общества имущества недостаточно для выплаты распределенной, но невыплаченной части прибыли, имущество общества распределяется между его участниками пропорционально их долям в уставном капитале общества.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо прекратившим существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ (п. 8).

Порядок государственной регистрации юридических лиц в связи с ликвидацией установлен главой VII Закона о государственной регистрации.

В силу п. 1 ст. 21 Закона о государственной регистрации для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; ликвидационный баланс; документ об уплате государственной пошлины; документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях.

Регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом (п. 4.1 ст. 9 Закона о государственной регистрации).

Решение о государственной регистрации принимается регистрирующим органом на основании представленных документов и является основанием внесения соответствующей записи в государственный реестр.

Перечень оснований для отказа в государственной регистрации приведен в ст. 23 Закона о государственной регистрации, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

В соответствии с п. «а» ч. 1 ст. 23 Закона о государственной регистрации отказ в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией допускается

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2013 по делу n А71-13686/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также