Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2013 по делу n А71-14993/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-3734/2013-АК

г. Пермь

26 апреля 2013 года                                                              Дело № А71-14993/2012­­

Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2013 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 26 апреля 2013 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Риб Л. Х.,

судей Варакса Н.В.. Грибиниченко О.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Кожевниковой К.В.,

при участии:

от заявителя (Отдел (инспекция) в Удмуртской Республике Приволжского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (ПМТУ Росстандарта)) (ОГРН 1045207821493, ИНН 5262130969): Овчаренко К.Г., представитель по доверенности от 24.11.2012, предъявлено удостоверение;

от заинтересованного лица (Открытое акционерное общество "Удмуртская энергосбытовая компания") (ОГРН 1051802500023, ИНН 1835062930): Торосян М.П., Герасимчук Г.Н., представители по доверенностям от 26.11.2012, предъявлены паспорта;

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя Отдела (инспекция) в Удмуртской Республике Приволжского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (ПМТУ Росстандарта)

на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 22 февраля 2013 года

по делу № А71-14993/2012,

принятое судьей Кудрявцевым М.Н.,

по заявлению Отдела (инспекции) в Удмуртской Республике Приволжского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (ПМТУ Росстандарта)

к Открытому акционерному обществу "Удмуртская энергосбытовая компания"

о привлечении к административной ответственности,

установил:

Отдел (инспекция) в Удмуртской Республике Приволжского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (ПМТУ Росстандарта) (далее – Инспекция, административный орган) обратилась в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о привлечении открытого акционерного общества "Удмуртская энергосбытовая компания" (далее – ООО «УЭСК», общество) к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.

Решением арбитражного суда от 22.02.2013 (резолютивная часть решения объявлена 21.02.2013) в удовлетворении требований отказано.

Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, заинтересованное лицо обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.

В обоснование апелляционной жалобы ее податель приводит доводы о доказанности состава административного правонарушении, вывод суда о соответствии качества реализуемой обществом электрической энергии со ссылкой на протокол испытаний электрической энергии от 28.12.2012 считает несостоятельным, поскольку контроль качества электроэнергии на подстанции Северная, номинальное напряжение 6300В, в то время как жителям подается напряжение 220В и 380В, испытания проводились после проверки.

Общество является гарантирующим поставщиком электроэнергии, имеет договоры электроснабжения с гражданами, получает оплату за поставленную электроэнергию, поэтому в соответствии с требованиями законодательства (ч. 1 ст.539, ч.1 ст.542 ГК РФ) и условиями договора (п.2.2.1,4.1) обязано обеспечить надлежащее качество поставляемой потребителям электроэнергии. Вину общества административный орган усматривает в отсутствии контроля качества электроэнергии на соответствие требованиям государственных стандартов при поставке (реализации) от точек приема до точек поставки; непринятии мер по урегулированию в интересах абонента отношений по передаче электроэнергии.

Общество против изложенных в апелляционной жалобе доводов возражает по мотивам, изложенным в отзыве на жалобу.

В заседании суда апелляционной инстанции представители сторон поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на жалобу.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, административным органом в связи с поступившим обращением граждан города Сарапула, на основании распоряжения в период с 06.11.2012 по 03.12.2012 проведена внеплановая выездная проверка деятельности ОАО «УЭСК» с целью государственного контроля и надзора за соблюдением требований технических регламентов (обязательных требований государственных стандартов) в сфере технического регулирования в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ).

При проведении проверки, результаты которой оформлены актом №137-С, установлено, что в пунктах контроля качества электрической энергии, находящихся в жилых домах граждан, обратившихся с жалобами на несоответствие качества поставляемой электроэнергии обязательным требованиям, общество допустило реализацию электроэнергии в системах общего назначения, не соответствующую установленным ГОСТ 13109-97 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения" (далее - ГОСТ 13109-97) показателям качества: 1) установившееся отклонение напряжения (п. 5.2 ГОСТ 13109-97); 2) длительность провала напряжения (п. 5.7 ГОСТ 13109-97); 3) коэффициент несимметрии напряжений по обратной последовательности (п.5.5 ГОСТ 13109-97).

В ходе проверки произведен отбор образцов (проб) электрической энергии (т. 1 л.д. 27-33); результаты испытаний электрической энергии по показателям качества, установленным ГОСТ 13109-97, отражены в протоколах ФБУ «Удмуртский ЦСМ» (испытательная лаборатория электрической энергии) (т. 1 л.д. 41-75).

Установленные в ходе проверки нарушения послужили основанием для составления в отношении общества 07.12.2012 протокола об административном правонарушении  по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ,  который вместе с материалами проверки направлен административным органом в арбитражный суд для рассмотрения вопроса о привлечении общества к указанной административной ответственности.

При рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности вины общества в совершении административного правонарушения и отказал в удовлетворении требований.

Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции положений законодательства, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

В силу п. 6 ст. 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Согласно ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, ч. 2 ст. 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) субъектами электроэнергетики являются лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической, тепловой энергии и мощности, приобретение и продажу электрической энергии и мощности, энергоснабжение потребителей, оказание услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии (мощности), организацию купли-продажи электрической энергии и мощности.

Субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями (ч. 1 ст. 38 Закона об электроэнергетике).

На основании ч. 1 ст. 542 Гражданского кодекса Российской Федерации качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения.

ГОСТ 13109-97 устанавливает обязательные для соблюдения во всех режимах работы систем энергоснабжения общего назначения показатели и нормы качества в электрических сетях систем электроснабжения и распространяет свое действие на электрические сети систем электроснабжения общего назначения, под которыми понимается совокупность электроустановок и электрических устройств энергоснабжающей организации.

В соответствии с п. 5.2 ГОСТ 13109-97 отклонение напряжения характеризуется показателем установившегося отклонения напряжения, для которого установлены следующие нормы: нормально допустимые и предельно допустимые значения установившегося отклонения напряжения  на выводах приемников электрической энергии равны соответственно +/- 5 и +/- 10% от номинального напряжения электрической сети по ГОСТ 721 и ГОСТ 21128 (номинальное напряжение); нормально допустимые и предельно допустимые значения установившегося отклонения напряжения в точках общего присоединения потребителей электрической энергии к электрическим сетям напряжением 0,38 кВ и более должны быть установлены в договорах на пользование электрической энергией между энергоснабжающей организацией и потребителем с учетом необходимости выполнения норм настоящего стандарта на выводах приемников электрической энергии. Определение указанных нормально допустимых и предельно допустимых значений проводят в соответствии с нормативными документами, утвержденными в установленном порядке.

Согласно п.5.5. ГОСТ 13109-97 несимметрия напряжений характеризуется следующими показателями: коэффициентом несимметрии напряжений по обратной последовательности; коэффициентом несимметрии напряжений по нулевой последовательности. Нормы приведенных показателей установлены в 5.5.1, 5.5.2.

Провал напряжения характеризуется показателем длительности провала напряжения, для которого установлена следующая норма: предельно допустимое значение длительности провала напряжения в электрических сетях напряжением до 20 кВ включительно равно 30 с. Длительность автоматически устраняемого провала напряжения в любой точке присоединения к электрическим сетям определяется выдержками времени релейной защиты и автоматики. Статистические данные, характеризующие провалы напряжения в электрических сетях России напряжением 6 - 10 кВ и аналогичные данные по электрическим сетям стран Европейского Союза, приведены в Приложении Г (п.5.7 ГОСТ 13109-97).

ОАО «УЭСК» является гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории Удмуртской Республики на основании приказа Министерства промышленности и энергетики Удмуртской Республики от 19.08.2011 №05-35.

Как следует из материалов проверки, электроснабжение граждан – жителей переулка Мирный жилого района Гудок-2 города Сарапула по фидеру 0,4 кВ осуществляется на основании договоров, заключенных обществом с потребителями ввиду отсутствия сетевой организации, оплата за потребленную электроэнергию перечисляется потребителями непосредственно обществу. Соответственно, общество, как гарантирующий поставщик, несет ответственность за соответствие реализуемой потребителям электрической энергии обязательным требованиям ГОСТ 13109-97.

Факт поставки электрической энергии, по качеству не соответствующей требованиям ГОСТ 13109-97, подтверждается материалами проверки, протоколами испытаний, протоколом об административном правонарушении и документально обществом не опровергнут.

Таким образом, событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, является доказанным.

Представленный в материалы дела протокол испытаний электрической энергии от 28.12.2012 №ТК/ЮЭС/1-12 не опровергает факта правонарушения, поскольку контроль качества электрической энергии проводился на подстанции Северная номинального напряжения – 6300В (6,3 кВ), в то время как в жилые дома подается электрическая энергия с номинальным напряжением 220В (однофазное напряжение) и 380В (трехфазное напряжение). Кроме того, данное доказательство не отвечает признаку относимости, поскольку датирован 28.12.2012, то есть после проверки и обращения Инспекции в суд с настоящим заявлением.

В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (ч. 1); лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность (ч. 3); неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (ч. 4).

Виновность лица в совершении административного правонарушения в силу ч. 3 ст. 26.1

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2013 по делу n А60-37961/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также