Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2013 по делу n А60-48496/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда в части и принять новый судебный акт

 

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-3948/2013-АК

г. Пермь

07 мая 2013 года                                                   Дело № А60-48496/2012­­

Резолютивная часть постановления объявлена 07 мая 2013 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 07 мая 2013 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Васевой Е. Е.

судей Грибиниченко О.Г., Осиповой С.П.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Калашниковой Е.С.

при участии:

от заявителя – Федерального казенного лечебно-профилактического учреждения "Областная больница №1 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области" (ОГРН 1056602123962, ИНН 6634009614): не явились,

от заинтересованного лица – Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Свердловской области (ОГРН 1046604000277, ИНН 6671151707): не явились,

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу

заинтересованного лица, Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Свердловской области,

на решение Арбитражного суда Свердловской области от 27 февраля 2013 года

по делу № А60-48496/2012,

принятое судьей Подгорновой Г.Н.,

по заявлению Федерального казенного лечебно-профилактического учреждения "Областная больница №1 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области"

к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Свердловской области

об оспаривании представления,

установил:

Федеральное казенное лечебно-профилактическое учреждение «Областная больница № 1 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области» (далее – ФКЛПУ ОБ-1 ГУФСИН России по Свердловской области, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительными разделов 1 и 2 представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Свердловской области о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса от 11.09.2012 № 62-13-08/1864 о нецелевом использовании средств федерального бюджета в результате приобретения оборудования и его монтажа в сумме 99 800 руб., о неэффективном использовании материальных ресурсов и денежных средств за отопление незаселенных квартир при наличии списка очередности в сумме 602 441,50 руб.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 27.07.2013 заявленные требования удовлетворены, признаны недействительными разделы 1 и 2 представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Свердловской области о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса от 11.09.2012 № 62-13-08/1864 о нецелевом использовании средств федерального бюджета в результате приобретения оборудования и его монтажа в сумме 99 800 руб., о неэффективном использовании материальных ресурсов и денежных средств за отопление незаселенных квартир при наличии списка очередности в сумме 602 441,50 руб. С Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Свердловской области в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в сумме 2000 руб.

Не согласившись с принятым решением в части признания недействительным пункта 2.1 раздела 2 представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса от 11.09.2012 № 62-13-08/1864, Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Свердловской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда в указанной части отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы заинтересованное лицо указывает на то, что в течение длительного времени средства федерального бюджета расходуются на оплату отопления нераспределенных квартир в жилом доме, переданном учреждению на праве оперативного управления, что является неэффективным расходованием средств федерального бюджета. Судом первой инстанции не дана оценка тому обстоятельству, что в период с апреля 2011 года по август 2012 года квартиры в жилом доме не распределялись. По мнению заинтересованного лица, предложение о принятии мер к недопущению впредь неэффективного использования средств федерального бюджета не может каким-либо образом нарушить права и законные интересы заявителя, поэтому основания для признания недействительным оспариваемого представления в соответствии со ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.

Федеральное казенное лечебно-профилактическое учреждение «Областная больница № 1 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области» в отзыве просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность решения.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, что в силу ч. 2 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

Поскольку возражений в порядке ч. 5 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лицами, участвующими в деле, не заявлено, законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации только в обжалуемой части.

Как следует из материалов дела, Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Свердловской области проведена проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности в Федеральном казенном лечебно-профилактическом учреждении «Областная больница № 1 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области» за период с 01.01.2010 по 31.12.2011. по итогам проверки составлен акт от 24.08.2012 (л.д. 17-31).

11.09.2012 Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Свердловской области вынесено представление № 62-13-08/1864 о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, начальнику ФКЛПУ ОБ-1 ГУФСИН России по Свердловской области предложено рассмотреть представление и принять меры по недопущению в дальнейшем совершения следующих нарушений бюджетного законодательства:

раздел 1 нецелевое использование средств в сумме 99 800 руб. (федеральный бюджет). В нарушение ст. 38, 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.2009 № 150н, приобретено оборудование (измерительный комплекс «Эльф», расходомеры КАРАТ-РС, прочее оборудование) и его монтаж, оплата произведена по КБК 320 0305 2026700 014 225 «Услуги по содержанию имущества», оплату следовало произвести по КБК 320 0305 2026700 014 310 «Увеличение стоимости основных средств»;

раздел 2 неэффективное использование материальных ресурсов и денежных средств в сумме 602 441,50 руб. (федеральный бюджет). В нарушение ст. 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации оплачено за отопление незаселенных квартир 43-квартирного жилого дома по ул. Кирова, 120, при наличии списка очередности;

раздел 3 неправомерное расходование денежных средств и материальных ресурсов в сумме 2 518 251,63 руб. (федеральный бюджет). В нарушение ст. 70, п. 3 ст. 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации израсходовано на оплату труда, начисления на оплату труда и социальные выплаты сотрудникам и работникам, с которыми не заключены трудовые договоры и контракты (не состоящим в штате учреждения);

раздел 4 прочие финансовые нарушения в сумме 448 790,54 руб. В нарушение ст. 162, 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации приняты сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств и не исполнены денежные обязательства.

Не согласившись с указанным представлением в части разделов 1 и 2, Федеральное казенное лечебно-профилактическое учреждение «Областная больница № 1 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия нецелевого и неэффективного расходования бюджетных средств.

Решение суда первой инстанции обжалуется только в части признания недействительным пункта 2.1 раздела 2 представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса от 11.09.2012 № 62-13-08/1864.

В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из системного толкования ч. 1 ст. 198, ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.

В соответствии с п. 1 ст. 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным правоотношениям, в частности, относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе контроля за использованием средств федерального бюджета.

Согласно положениям ст. 268 Бюджетного кодекса Российской Федерации Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, включая использование предоставляемых из указанных бюджетов субвенций, межбюджетных субсидий, иных субсидий и бюджетных кредитов и осуществляет контроль за исполнением органами государственного (муниципального) финансового контроля, созданными органами исполнительной власти (местными администрациями муниципальных образований), законодательства Российской Федерации о финансово-бюджетном контроле и надзоре.

Таким образом, контроль и надзор за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, осуществляет Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, которая в соответствии с Положением о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 № 278, в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право проводить проверки в организациях, получающих средства федерального бюджета и направлять в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений (п. 5.14).

В соответствии с п. 5 Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.07.2005 № 89н, территориальное управление осуществляет полномочия по контролю и надзору за использованием, в частности, средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности; за соблюдением требований бюджетного законодательства Российской Федерации получателями финансовой помощи из федерального бюджета.

В целях реализации полномочий в указанной сфере деятельности территориальное управление имеет право проводить в установленном порядке ревизии и проверки, в ходе которых проверяет правомерность и эффективность использования средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также направляет в пределах своей компетенции в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений (п. 5.14.3 и 5.14.7 указанного Положения).

Статьей 284 Бюджетного кодекса Российской Федерации определены полномочия федеральных органов исполнительной власти в области применения мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации.

Согласно п. 2 ст. 284 Бюджетного кодекса Российской Федерации руководители Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и ее территориальных органов при наличии оснований, установленных ст. 283 данного Кодекса, выносят руководителям органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и получателей бюджетных средств представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, в том числе о возмещении средств.

В силу п. 4 ст. 284 Бюджетного кодекса Российской Федерации действия федеральных органов исполнительной власти в области применения мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации, указанных в п. 1 - 3 названной статьи, и их должностных лиц могут быть обжалованы в установленном порядке.

Исходя из анализа приведенных норм права, суд первой инстанции правомерно указал, что оспариваемое представление вынесено уполномоченным органом по результатам проведенной проверки в качестве меры принуждения, невыполнение которого влечет административную ответственность, следовательно, представление может быть оспорено в арбитражном суде в порядке, определенном гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Разделом 2 оспариваемого представления установлено неэффективное использование материальных ресурсов и денежных средств в сумме 602 441,50 руб., а именно: в нарушение ст. 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации оплачено за отопление незаселенных квартир 43-квартирного жилого дома

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2013 по делу n А50-6537/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также