Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2013 по делу n А60-9552/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворенияСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е № 17АП-4911/2013-ГК г. Пермь 15 мая 2013 года Дело № А60-9552/2013 Резолютивная часть постановления объявлена 07 мая 2013 года. Постановление в полном объеме изготовлено 15 мая 2013 года. Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кощеевой М.Н., судей Виноградовой Л.Ф., Сусловой О.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ишмухаметовой А.Р., при участии: от истца – муниципального казенного учреждения "Служба заказчика Уватского муниципального района": не явились, от ответчика – ООО "Стройсантехмонтаж": не явились, (лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда), рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца, муниципального казенного учреждения "Служба заказчика Уватского муниципального района", на определение Арбитражного суда Свердловской области от 26 марта 2013 года о возвращении искового заявления по делу № А60-9552/2013, вынесенное судьей Лутфурахмановой Н.Я., по иску муниципального казенного учреждения "Служба заказчика Уватского муниципального района" (ОГРН 1057200196525, ИНН 7225004600) к ООО "Стройсантехмонтаж" (ОГРН 1056604447195, ИНН 6672190096) о признании расторгнутыми муниципальные контракты, установил: муниципальное казенное учреждение "Служба заказчика Уватского муниципального района" (далее – истец, МКУ "Служба заказчика Уватского муниципального района") обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Стройсантехмонтаж" (далее – ответчик, ООО "Стройсантехмонтаж") о расторжении муниципальных контрактов от 05.10.2010 № 37, № 38 (л.д.7-14). Определением Арбитражного суда Свердловской области от 26.03.2013, вынесенным судьей Лутфурахмановой Н.Я., исковое заявление возвращено МКУ "Служба заказчика Уватского муниципального района" на основании ч. 1 ст.129 АПК РФ (л.д.1-4). Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит определение суда отменить, направить вопрос на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции. Заявитель жалобы полагает, что судом первой инстанции не приняты во внимание обстоятельства имеющие значение для решения вопроса о принятии искового заявления к производству. В частности истец указывает, что в исковом заявлении учреждением приведены достаточные основания, свидетельствующие о том, что МКУ "Служба заказчика Уватского муниципального района" являясь стороной по муниципальным контрактам, осуществляло функции органа местного самоуправления. В соответствии с положениями Устава МКУ "Служба заказчика Уватского муниципального района", администрацией Уватского муниципального района истцу передана часть полномочий органа местного самоуправления в сфере капитального строительства, а именно осуществлять от имени муниципального района функции заказчика и организатора торгов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для муниципальных нужд, в связи с чем учреждению были выделены денежные средства из местного бюджета. По мнению истца, указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии оснований для применения судом подп. 1.1 п.1 ст. 333.37 НК РФ в соответствии с п.4 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.3.2007 № 117 «Об отдельных вопросах практики применения главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации». Оспаривая определение суда, истец также ссылается на дело № А60-31581/2012, содержащие аналогичные исковые требования и ходатайство об освобождении от уплаты государственной пошлины, вопрос об освобождении был решен судом в пользу истца. Также истец не согласен с выводом суда о нарушении учреждением правил о подсудности. Истец указывает, что в силу ст. 35 АПК РФ иск предъявляется в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства ответчика. При обращении к исковому заявлению учреждением приложены сведения с сайта ИФНС из которых следует, что ООО "Стройсантехмонтаж" зарегистрировано по адресу: г. Екатеринбург, ул. Декабристов, 16/18-88. Следовательно, исковое заявление подано истцом с соблюдением требований о подсудности. Кроме того, истец отмечает, что в ч.1 ст. 129 АПК РФ речь идет о разделение подсудности между арбитражными судами, а не между арбитражным судом и третейским. Более того, МКУ "Служба заказчика Уватского муниципального района" обращает внимание суда апелляционной инстанции, что в положениях параграфа 2 АПК РФ, ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» отсутствуют нормы исключающие подсудность дела арбитражному суду при наличии третейского соглашения между сторонами спора. От истца поступило заявление о рассмотрении дела в соответствии с п. 2 ст. 156 АПК РФ в отсутствие представителя. Заявление истца о рассмотрении дела в отсутствие его представителя рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке ст. 159 АПК РФ и удовлетворено на основании ст. 156 АПК РФ. Стороны, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со ст. 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие. Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ. Как следует из материалов дела, 19.03.2013 МКУ "Служба заказчика Уватского муниципального района" подано исковое заявление о расторжении о расторжении муниципальных контрактов от 05.10.2010 № 37, № 38, заключенных с ООО "Стройсантехмонтаж" в связи с односторонним отказом заказчика от его исполнения. В исковом заявлении истец указал, что в данном деле учреждение выступает как орган местного самоуправления, в связи с чем, просит суд освободить его от уплаты государственной пошлины. Суд первой инстанции, установив, что оснований для освобождения истца от уплаты государственной пошлины не имеется, а также, что дело неподсудно данному арбитражному суду в связи с наличием в муниципальных контрактах третейской оговорки, возвратил исковое заявление на основании ч.1 ст.129 АПК РФ. Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта. В соответствии с подп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 ННК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах. Согласно позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 4 Информационного письма от 13.03.2007 № 117 «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации», глава 25.3 Кодекса не содержит нормы об освобождении государственных и муниципальных учреждений от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым арбитражными судами. Вместе с тем необходимо учитывать, что если учреждение выполняет одновременно и функции государственного органа (органа местного самоуправления), вопрос об освобождении от уплаты государственной пошлины решается в зависимости от наличия оснований для применения подп. 1 и подп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Кодекса. Согласно п. 1 ст. 120 ГК РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Из содержания, представленного с апелляционной жалобой устава муниципального казенного учреждения "Служба заказчика Уватского муниципального района", утвержденного распоряжением администрации Уватского муниципального района от 10.01.2012 № 5-р, следует, что предметом деятельности казанного учреждения является содействие комплексному социально-экономическому развитию Уватского муниципального района, определение эффективности использования территориального социально-экономического потенциала муниципального района; развитие инфраструктуры муниципального района. Оспаривая определение суда, истец ссылается, что для достижения указанных целей казенное учреждение осуществляет от имени муниципального района функции заказчика и организатора торгов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд Уватского муниципального района в области строительства жилых, производственных, культурно-бытовых, спортивных и иных зданий и сооружений, водозащитных сооружений и т.д. Между тем, данная ссылка не может быть принята апелляционным судом во внимание ввиду следующего. Исследовав положения устава учреждения применительно к требованиям ст. 120 ГК РФ и разъяснениям, данным в п. 4 информационного письма от 13.03.2007 № 117 «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации», апелляционный суд приходит к выводу, что учреждение не наделено властными полномочиями, в силу чего органом местного самоуправления не является. Доказательств, подтверждающих одновременное выполнение учреждением наряду с уставной деятельностью функций органа местного самоуправления истцом не представлено (ст.65 АПК РФ). Согласно абз.10-12 п. 1 устава казенное учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, расчетные и иные счета в учреждениях банков, бланки, штампы, печать с полным фирменным наименованием на русском языке и указанием на местонахождения казенного учреждения. Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. Казенное учреждение для достижения целей своей деятельности вправе совершать сделки, приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, арбитражном, судах общей юрисдикции в соответствии с действующим законодательством российской Федерации. Таким образом, казенное учреждение, имеющее самостоятельный баланс, расчетный и иные счета, обособленное имущество, должно рассматриваться не как орган местного самоуправления, а как самостоятельный субъект, действующий от своего имени и в своем интересе (ст. 1, ст. 120 ГК РФ). Утверждение о том, что финансирование учреждения по спорным контрактам осуществляется за счет средств местного бюджета, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку факт финансирования учреждения из муниципального бюджета не наделяет его статусом органа местного самоуправления. В соответствии с п. 2 ст. 120 ГК РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. По настоящему делу МКУ "Служба заказчика Уватского муниципального района" выступает в качестве истца по требованию, возникшему из обязательственных правоотношений, следовательно, оно не относится к числу лиц, освобожденных от уплаты государственной пошлины на основании подп.1.1. п. 1 ст. 333.37 НК РФ. При этом осуществление функций муниципального заказчика не свидетельствует о передаче истцу властных полномочий, поскольку в силу положений ст. 4 Федерального закона № 94-ФЗ от 21.07.2005 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в качестве государственного, муниципального заказчика могут выступать как государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления так и казенные учреждения и иные получатели бюджетных средств. При таких обстоятельствах судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что оснований для освобождения МКУ "Служба заказчика Уватского муниципального района" от уплаты государственной пошлины в силу подп. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ не имеется. Согласно ч. 1 ст. 129 АПК РФ отклонение ходатайства о предоставлении отсрочки, рассрочки уплаты государственной пошлины, об уменьшении ее размера является основанием для возврата искового заявления, в связи с чем при отклонении ходатайства истца у суда имелись основания для возврата искового заявления. Ссылка заявителя жалобы на дело № А60-31581/2012, где ходатайство об освобождении от уплаты государственной пошлины было удовлетворено, судом апелляционной инстанции не принимается, поскольку отношения к рассматриваемому спору не имеет. В суде вышестоящей инстанции обстоятельства освобождения истца от уплаты государственной пошлины в рамках указанного дела предметом рассмотрения не являлись, в связи с чем ссылка на указанное дела как на судебную практику также не может быть принята. Вместе с тем, суд апелляционной инстанции находит обоснованными доводы заявителя жалобы об отсутствии оснований для применения ч.1 ст. 129 АПК РФ, поскольку наличие в спорных муниципальных контрактах третейской оговорки в силу п. 5 ч. 1 ст. 148 АПК РФ является основанием для оставления искового заявления без рассмотрения. Однако данное обстоятельство с учетом вышеизложенного основанием для отмены обжалуемого судебного акта не является, в связи с наличием иного основания для возврата искового заявления. Иные доводы апелляционной жалобы рассмотрены судом и отклонены, поскольку отмену правильного судебного акта не влекут. С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и для отмены обжалуемого судебного акта не имеется. Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. В соответствии с подп. 12 п. 1 ст. 333.21 НК РФ уплата государственной пошлины за подачу настоящей апелляционной жалобы не предусмотрена. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 188, 258, 268, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд ПОСТАНОВИЛ: Определение Арбитражного суда Свердловской области от 26 марта 2013 по делу А60-9552/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок не превышающий месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области. Председательствующий М.Н. Кощеева
Судьи Л.Ф. Виноградова
О.В. Суслова
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2013 по делу n А50-18783/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Август
|