Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2013 по делу n А50-25278/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-4504/2013-АК

г. Пермь

22 мая 2013 года                                                   Дело № А50-25278/2012­­

Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2013 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 22 мая 2013 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Полевщиковой С.Н.

судей: Борзенковой И.В., Савельевой Н.М.

при ведении протокола судебного заседания секретаря Вихаревой М.М.

при участии:

от истца Муниципального унитарного предприятия "Нытвенское автотранспортное предприятие" (ОГРН 1025902280282, ИНН 5942100217) - Гилева Н.М., доверенность от 20.05.2013

от ответчиков: 1) Пермского края в лице Министерства финансов Пермского края (ОГРН 1035900070293, ИНН 5902290917) - не явились, извещены

2) Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360) - не явились, извещены

от третьих лиц: 1) Министерства градостроительства и развития инфраструктуры Пермского края - не явились, извещены, 2) Министерства транспорта и связи Пермского края - не явились, извещены, 3) Пермского краевого государственного унитарного предприятия «Автовокзал» - не явились, извещены, 4) Администрации Нытвенского муниципального района Пермского края, - не явились, извещены 5) Администрации Нытвенского городского поселения - не явились извещены

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации и  Пермского края в лице Министерства финансов Пермского края

на решение Арбитражного суда Пермского края от 13 марта 2013 года

по делу № А50-25278/2012

по иску Муниципального унитарного предприятия "Нытвенское автотранспортное предприятие"

к Пермскому краю в лице Министерства финансов Пермского края и Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации 

третьи лица: 1) Министерство градостроительства и развития инфраструктуры Пермского края, 2) Министерство транспорта и связи Пермского края, 3) Пермское краевое государственное унитарное предприятие «Автовокзал», 4) Администрация Нытвенского муниципального района Пермского края, 5)  Администрация Нытвенского городского поселения

о взыскании 5 313 640 руб. 38 коп.

установил:

МУП «Нытвенское автотранспортное предприятие» (далее – истец, предприятие, перевозчик) обратился в Арбитражный суд Пермского края с исковым заявлением к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Пермскому краю и Министерству финансов Пермского края о взыскании убытков в размере 1 431 007 руб. 62 коп. и 3 882 632 руб. 76 коп. соответственно.

Определением Арбитражного суда Пермского края от 28.01.2013 произведена замена ненадлежащих ответчиков Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Пермскому краю и Министерства финансов Пермского края надлежащими -  Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации и Пермским краем в лице Министерства финансов Пермского края (л.д. 28, т. 1).

Решением Арбитражного суда Пермского края от 13 марта 2013 года исковые требования удовлетворены: в пользу истца с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации и с Пермского края в лице Министерства финансов Пермского края за счет казны Пермского края взысканы убытки в сумме 1 431 007 руб. 62 коп. и 3 882 632 руб. 76 коп. соответственно.

Не согласившись с решением суда, ответчики обратились с апелляционными жалобами.

Минфин Пермского края в своей апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.

В качестве доводов жалобы указывает на пропуск истцом срока исковой давности, на недоказанность истцом виновных действий Минфина Пермского края в возникновении у перевозчика убытков и на необоснованность расчета убытков в связи с применением истцом данных исследования пассажиропотока, проведенных в 2005 году.

Минфин Российской Федерации в своей апелляционной жалобе просит решение суда изменить и принять по делу новый судебный акт.

Настаивает на пропуске истцом срока исковой давности. Указывает, что убытки истца компенсированы ответчиком в полном объеме. Ссылается на недостоверность и неподтвержденность расчета убытков, а также на недоказанность бездействия ответчика по непринятию необходимых мер для полного финансирования предоставляемых льгот.

Истец не согласен с доводами апелляционной жалобы Минфина Пермского края по основаниям, изложенным в письменном отзыве, в котором просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Третьи лица отзывов не представили.

Ответчики и третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание суда не направили своих представителей, что в порядке п. 2, 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ)  Fh не является препятствием для рассмотрения дела без их участия.

В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, между Администрацией Нытвенского муниципального района Пермского края (Заказчик) и МУП «Нытвенское автотранспортное предприятие» (Перевозчик) заключен договор на обслуживание регулярных автобусных маршрутов от 11.01.2009.

В соответствии с п. 1.1. договора Перевозчик принял на себя обязательства по организации перевозки пассажиров на пригородных автобусных маршрутах, согласно приложения № 2 и действующей схемы маршрута (паспорта) и расписания движения.

Согласно п. 2.1.13. договора Перевозчик обязан осуществлять перевозки пассажиров по единым социальным документам (СПД) в соответствии с Указом Губернатора Пермской области от 02.02.2005 № 15 «О введении в обращение социальных проездных документов на транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения (кроме такси) в Пермской области» и порядка приобретения социальных проездных документов.

Пунктом 2.1.15. договора Перевозчику предоставлялось право проводить обследование по изучению пассажиропотока льготных категорий граждан, имеющих право проезда по СПД в связи со сложившимися обстоятельствами с уведомлением Заказчика.

В свою очередь, Заказчик обязался осуществлять контроль за организацией пассажирских перевозок на городских, пригородных и междугородных маршрутах (п. 2.2.1. договора); обеспечить перевозки пассажиров по единым СПД в соответствии с Указом Губернатора от 02.02.2005 № 15 (п.2.2.5. договора), а также осуществлять возмещение произведенных расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан по СПД, оказание мер социальной поддержки, которых относится к ведению Российской Федерации и Пермской области (Пермского края) и оказывать меры по возмещению затрат в виде недополученных доходов по провозу льготных категорий граждан по региональным и федеральным СПД из средств соответствующих бюджетов (пункты 2.2.6. и 2.2.7. договора).

В соответствии с п. 2.2.8. договора Заказчик обязался оказывать перевозчику помощь по изучению пассажиропотока льготных категорий граждан, имеющих право проезда по СПД.

14.01.2009 между Администрацией Нытвенского городского поселения (Заказчик) и МУП «Нытвенское автотранспортное предприятие» (Исполнитель) был заключен договор о предоставлении транспортных услуг населению Нытвенского городского поселения на период с 01.01.2009 по 31.12.2009.

Предметом данного договора была организация и предоставление транспортных услуг населению Нытвенского городского поселения (п. 1.1.).

Согласно п. 2.2. договора Заказчик обязался возмещать Исполнителю расходы, связанные с обеспечением равной доступности услуг общественного транспорта на территории Нытвенского городского поселения, а Исполнитель в соответствии с п. 2.3. договора имел право на такое возмещение расходов.

Истец, считая, что ответственность по возмещению убытков должна быть возложена на казну Российской Федерации, на казну Пермского края, обратился в арбитражный суд с исковым заявлением по настоящему делу.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что наличие и размер неполученного дохода (в виде неполученной за проезд льготных категорий пассажиров платы) подтвержден материалами дела.

Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционных жалобах и отзыве, проверив правильность применения и соблюдения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.

В силу пунктов 1, 5 статьи 790 ГК РФ за перевозку пассажиров взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами. В  случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.

Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в пункте 16 Постановления от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», организации, непосредственно предоставившие потребителям услуги бесплатно или по льготной цене, имеют право получить с надлежащего публичного образования компенсации в виде не полученной с потребителя платы.

В пункте 19 данного Постановления указано, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения ст. 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.

Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, которые осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) перечислены в п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных), исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Закон от 06.10.1999 №184-ФЗ).

Данной нормой права установлено, что осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и федеральных государственных внебюджетных фондов, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами.

Федеральным законом № 122-ФЗ от 22.08.2004 «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительны) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с 01.01.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан и заменены денежной компенсацией.

Однако, исключив Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ соответствующие нормы из Федеральных законов «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О ветеранах» «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», государством на субъект Российской Федерации была возложена обязанность по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта льготным категориям граждан, при этом недостаточное выделение на эти цели денежных средств субъекту Российской Федерации в виде субвенций не исключало доплаты разницы за счет средств Российской Федерации (данная позиция изложена в Постановлении  Президиума ВАС РФ от 23.06.2009 № 2992/09).

С целью установления мер социальной поддержки для отдельных категорий граждан, отнесенных федеральным законодательством к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации Законодательным собранием Пермской области принят Закон от 30.11.2004 №1830-388 «О социальной поддержке отдельных категорий населения Пермской области», устанавливающий право отдельных категорий граждан на приобретение социального проездного документа для проезда, в том числе на пригородном автомобильном транспорте (кроме такси), со скидкой 100% и 50% (порядок приобретения социального проездного документа и его стоимость устанавливаются нормативным правовым актом губернатора области).

Меры социальной поддержки, установленные указанным законом, являются расходными обязательствами Пермского края.

Согласно указу Губернатора Пермской области «О введении в обращение социальных проездных документов на транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения (кроме такси) в Пермской области» от 02.02.2005 № 15 (далее - Указ № 15) социальные проездные документы на территории Пермской области вводятся в целях реализации прав граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с федеральным и областным законодательством, а также

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2013 по делу n А60-49619/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также