Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2013 по делу n А71-401/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворенияСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД П О С Т А Н О В Л Е Н И Е № 17АП-4950/2013-АК г. Пермь 03 июня 2013 года Дело №А71-401/2013 Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2013 года. Постановление в полном объеме изготовлено 03 июня 2013 года. Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Грибиниченко О. Г., судей Осиповой С. П., Ясиковой Е. Ю., при ведении протокола судебного заседания секретарем Лоренцсон Е. А., при участии: от истца индивидуального предпринимателя Гафаровой Светланы Анатольевны (ОГРНИП 304183803500103, ИНН 182700890966): Хуснияров А. М., предъявлен паспорт, доверенность от 14.01.2013; от ответчиков Удмуртской Республики в лице Министерства финансов Удмуртской Республики (ОГРН 1021801162866, ИНН 1831041689), Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360): не явились; от третьих лиц Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики, Министерства транспорта и дорожного хозяйства, Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики: не явились; лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы индивидуального предпринимателя Гафаровой Светланы Анатольевны, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Удмуртской Республики в лице Министерства финансов Удмуртской Республики на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 21 марта 2013 года по делу №А71-401/2013, принятое судьей Бакулевым С. Ю. по иску индивидуального предпринимателя Гафаровой Светланы Анатольевны к Удмуртской Республике в лице Министерства финансов Удмуртской Республики, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации третьи лица: Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики, Министерство транспорта и дорожного хозяйства, Региональная энергетическая комиссия Удмуртской Республики о взыскании 642 731 руб. убытков, установил: индивидуальный предприниматель Гафарова Светлана Анатольевна (далее – истец, предприниматель, ИП Гафарова С. А.) обратилась в Арбитражный суд Удмуртской Республики с исковым заявлением о взыскании 642 731 руб. убытков, образовавшихся в результате оказание услуг по перевозке льготной категории граждан в 2012 году, из которых 453 730 руб. убытков истец просит взыскать с Российской Федерации и 189 001 руб. с Удмуртской Республики. Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 21 марта 2013 года (резолютивная часть решения объявлена 19.03.2013) исковые требования удовлетворены частично: с Удмуртской Республики в лице Министерства финансов Удмуртской Республики за счет казны Удмуртской Республики в пользу предпринимателя взысканы убытки в размере 189 001 руб.; с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации взыскано 194 809 руб. 08 коп. убытков. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано. Не согласившись с принятым решением, ИП Гафарова С. А. обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции изменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование жалобы предпринимателем приведены доводы о том, что произведенный им расчет является верным и соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 23.06.2009 №2992/09, основан на показателях, подтвержденных соответствующими документами, установленных исполнительной властью Удмуртской Республики, тогда как, предложенные ответчиками расчеты убытков, произведенные ими по методике, утвержденной постановлением Росстата от 19.01.2007 №9, не соответствуют действующему на территории Удмуртской Республики законодательству. Полагает, что судом неправильно истолковано постановление Президиума ВАС РФ от 30.12.2012 №7573/12. Представитель предпринимателя в судебном заседании апелляционного суда на доводах жалобы настаивал. Ходатайствовал о приобщении к материалам дела развернутого расчета убытков ИП Гафаровой С. А. Судом заявленное ходатайство рассмотрено и удовлетворено. Не согласившись с принятым решением, Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее – Минфин России) также обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на нарушение норм материального права. В обоснование жалобы Минфин России ссылается на то, что доказательства наличия у истца убытков в заявленной сумме не представлены, расчетные данные точного фактического количества перевезенных пассажиров льготной категории не отражают. Указывает, что суд не принял во внимание, что Российская Федерация направляет субъекту РФ бюджетные средства на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ и поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджета, что включает в себя и компенсацию расходов субъекта РФ на возмещение выпадающих доходов транспортным организациям, связанным с предоставлением проезда по СПБ. В той связи отмечает, что Удмуртская Республика, установив проезд по СПБ, обязана самостоятельно финансировать свои расходы. Кроме того, материалами дела подтверждено, что межбюджетные трансферты поступили в региональный бюджет в полном объеме и были в установленном порядке распределены, соответственно, вина Российской Федерации в возникновении убытков у истца отсутствует. Также указывает, что истец, подписывая сводные акты сверки, подтверждающие количество реализованных СПБ, согласился с суммой возмещения ему выпадающих доходов. Удмуртская Республика в лице Министерства финансов Удмуртской Республики (далее - Минфин УР), не согласившись с решением суда, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в части взыскания убытков с Удмуртской Республики в лице Минфин УР. В жалобе Минфин УР представляет расчет убытков, в соответствии с которым, итоговая сумма убытков истца составляет 96 371 руб. Письменных отзывов на апелляционные жалобы не представлено. Ответчики, а также третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб, в судебное заседание представителей не направили, что в силу ч.ч. 3, 5 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие. Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ. Как следует из материалов дела, между Министерством социальной защиты населения Удмуртской Республики (Министерство) и истцом (транспортная организация) заключен договор об обеспечении равной доступности транспортных услуг отдельным категориям граждан № 168 от 27.03.2012, предметом договора является (п. 2.1.) обеспечение равной доступности транспортных услуг отдельным категориям граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки за счет средств федерального бюджета и бюджета Удмуртской Республики. В соответствии с п. 2.2. договора возмещение выпадающих доходов, связанных с реализацией Транспортной организацией социальных проездных билетов производится в соответствии с постановлением Правительства Удмуртской Республики от 19.12.2005 № 170 «О предоставлении мер социальной поддержки по проезду на городском транспорте общего пользования и автомобильном транспорте пригородного сообщения отдельным категориям граждан в Удмуртской Республике». Согласно п. 3.2.1 договора министерство возмещает транспортной организации расходы, связанные с обеспечением равной доступности транспортных услуг отдельным категориям граждан за счет и в пределах средств, предусмотренных федеральным бюджетом или бюджетом Удмуртской Республики на эти цели. Поскольку выпадающие доходы, под которыми понимаются убытки в виде реального ущерба, возникшего в результате предоставления транспортных услуг по льготным ценам, не были компенсированы истцу соответствующими публично-правовыми образованиями, он обратилось в арбитражный суд с иском по настоящему делу. Принимая решение, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что рассматриваемая льгота является расходным обязательством федерального и регионального бюджетов, удовлетворяя заявленные требования частично, признал правомерным и обоснованным расчет убытков, составленный Минфин России. Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, проверив правильность применения и соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам. Согласно ч. 1, ч. 5 ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации за перевозку пассажиров взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами. В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета. Исходя из разъяснений, содержащихся в п. 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», организации, непосредственно предоставившие потребителям услуги бесплатно или по льготной цене, имеют право получить с надлежащего публичного образования компенсацию в виде не полученной с потребителя платы. В пункте 19 данного Постановления указано, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения ст. 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот. Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, которые осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) перечислены в п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных), исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Закон от 06.10.1999 №184-ФЗ). Данной нормой права установлено, что осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и федеральных государственных внебюджетных фондов, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. Федеральным законом № 122-ФЗ от 22.08.2004 «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительны) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с 01.01.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан и заменены денежной компенсацией. Однако, исключив Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ соответствующие нормы из Федеральных законов «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в РФ», «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», «О социальных гарантиям гражданам, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», «О социальной защите граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча», «О реабилитации жертв политических репрессий», «О донорстве крови и ее компонентов», государством на субъект Российской Федерации была возложена обязанность по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта льготным категориям граждан, при этом недостаточное выделение на эти цели денежных средств субъекту Российской Федерации не исключало доплаты разницы за счет средств Российской Федерации (данная позиция подтверждается Постановлением Президиума ВАС РФ от 23.06.2009 № 2992/09). При решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005г. предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), учитываются положения ст. 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Возложение на субъект Российской Федерации обязанности по финансированию установленных Российской Федерацией льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что должно сопровождаться Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2013 по делу n А71-1243/2009. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Август
|