Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2013 по делу n А50-24146/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-4965/2013-АК

г. Пермь

10 июня 2013 года                                                            Дело № А50-24146/2012­­

Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2013 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 10 июня 2013 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Варакса Н.В.,

судей Осиповой С.П., Риб Л.Х., 

при ведении протокола судебного заседания секретарем Кожевниковой К.В.,

при участии:

от заявителя Администрации г. Березники (ОГРН 1025901701616, ИНН 5911000244): Вылегжанина Л.Н., предъявлен паспорт, доверенность от 26.12.2012 (л.д. 32),

от заинтересованного лица Министерства территориального развития Пермского края (ОГРН 1095902000050, ИНН 5902293675): не явились, 

от заинтересованного лица Министерства строительства и архитектуры Пермского края (ОГРН 1055900367434, ИНН 5902293210): не явились,

(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Министерства строительства и архитектуры Пермского края

на решение Арбитражного суда Пермского края

от 21 марта 2013 года по делу № А50-24146/2012,

принятое судьей Аликиной Е.Н.,

по заявлению Администрации г. Березники

к Министерству территориального развития Пермского края, Министерству строительства и архитектуры Пермского края

о признании недействительным предписания,

установил:

Администрация г. Березники (далее – заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным предписания Министерства регионального развития Пермского края от 05.10.2012 № 53-07.14.1-09.

Решением Арбитражного суда Пермского края от 21.03.2013 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Министерство строительства и архитектуры Пермского края обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. Министерство считает, что судом первой инстанции не установлено несоответствие обжалуемого предписания закону или иному нормативному правовому акту. В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Министерство строительства и архитектуры Пермского края ссылается на то, что проверка в отношении Администрации г. Березники по вопросу соблюдения органом местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности проведена по поступившим заявлениям граждан с целью установления  наличия или отсутствия указанных в заявлении фактов, то есть при наличии оснований, предусмотренных Административным регламентом по исполнению государственной функции по осуществлению государственного контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства пермского края от 08.11.2012 № 846-п. По мнению Министерства, выданным в адрес Администрации предписанием правомерно установлено требование о проведении проверки положений муниципальных нормативных актов, поскольку в ходе проверки установлено, что Администрация, исполняя решения представительного органа местного самоуправления о порядке назначения публичных слушаний, сформировала практику принятия решений о публичных слушаниях в нарушение положений ст. 28 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; при этом, Министерство полагает, что обязанность проверки положений муниципальных правовых актов, устанавливающих полномочия распорядительного органа, требованиям законодательства Российской Федерации является обязанностью Администрации.       

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Администрации против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражал по основаниям, указанным в отзыве на апелляционную жалобу; просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства строительства и архитектуры Пермского края – без удовлетворения.

Министерство территориального развития Пермского края отзыв на апелляционную жалобу не представило.

Министерство строительства и архитектуры Пермского края, Министерство территориального развития Пермского края, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание суда апелляционной инстанции представителей не направили, что в силу ч. 2 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствии их представителей.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, по обращению гр. Шумковой О.Ю. на основании приказа Министерства регионального развития Пермского края от 03.09.2012 № СЭД-53-07.01-36 в период с 10.09.2012 по 19.09.2012 проведена выездная документарная проверка Администрации г. Березники по вопросу соблюдения законодательства о градостроительной деятельности.

По результатам проверки Министерством регионального развития Пермского края составлен акт от 01.10.2012 № 53-07.14-09 (л.д. 14-18).

В ходе проверки Министерством установлено, что на основании обращения ОАО «Уралкалий» от 13.06.2012 № 02.4.1-19/7575 «О согласовании проекта планировки территории и назначении публичных слушаний» принято решение об объявлении публичных слушаний по вопросу принятии проекта планировки территории, совмещенного с проектом межевания территории, ограниченной ул. Карла Маркса – пр.Советский – пр. Ленина – ул. Юбилейная, которое зафиксировано в протоколе заседания Комиссии по землепользованию и застройке от 14.06.2012. Решение об объявлении публичных слушаний принято Комиссией по землепользованию и застройке – постоянно действующим совещательным органом при Администрации г. Березники, созданной согласно постановлению Главы города Березники от 13.07.2006 № 887 «О создании комиссии по землепользованию и застройке». Также Министерством установлено, что в муниципальном образовании г. Березники представительным органом власти приняты и действуют различные правовые нормы по порядку организации и проведения публичных слушаний.

В связи с чем в адрес Администрации г. Березники вынесено предписание от 05.10.2012 № 53-07.14.1-09 об устранении нарушений законодательства о градостроительной деятельности, в соответствии с  данным предписанием Администрации указано на необходимость в тридцатидневный срок с момента получения предписания осуществить проверку положений ст. 46 главы 10 Правил землепользования и застройки в г. Березники, устанавливающих общие положения о публичных слушаниях по вопросам землепользования и застройки на соответствие порядку организации и проведения публичных слушаний, установленному решением Березниковской городской Думы от 28.03.2006 № 103 «О принятии положения о публичных слушаниях»; о выполнении предписания необходимо письменно сообщить в Министерство территориального развития Пермского края в срок до 08.11.2012 с представлением копий документов, подтверждающих выполнение предписания (л.д. 21-24).  

Полагая, что названное предписание является незаконным, Администрация обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Суд первой инстанции, установив наличие оснований для признания оспариваемого предписания недействительным, удовлетворил заявленные требования.

Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

 В соответствии с ч. 1.1 ст. 6.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации контроль за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности осуществляют органы государственной власти субъекта Российской Федерации.

В ч. 1 ст. 8.1 Градостроительного Кодекса Российской Федерации установлено, что федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере строительства, градостроительства, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства, органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется государственный контроль за соблюдением соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности, в том числе контроль за:

1) соответствием нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов законодательству о градостроительной деятельности;

2) соблюдением установленных федеральными законами сроков приведения нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов в соответствие с требованиями настоящего Кодекса;

3) соблюдением процедур, установленных законодательством о градостроительной деятельности для подготовки и утверждения документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории, градостроительных планов земельных участков.

Согласно ч. 2 ст. 8.1 Градостроительного кодекса российской Федерации должностные лица органов, осуществляющих надзор (контроль) за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности имеют право:

1) проводить проверки деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также подведомственных им организаций;

2) требовать от руководителей и других должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления предоставления необходимых документов, материалов и сведений, выделения специалистов для выяснения возникших вопросов;

3) получать от руководителей и других должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления объяснения по факту нарушения законодательства о градостроительной деятельности.

Должностные лица органов, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности, в случае выявления фактов нарушения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности обязаны, в том числе, направлять в соответствующие органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления обязательные предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о градостроительной деятельности и устанавливать сроки устранения таких нарушений (п. 1 ч. 3 ст. 8.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В силу требований ч. 4 ст. 8.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления обязаны:

1) предоставлять по запросу органа, осуществляющего контроль за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности, необходимые для осуществления контроля документы и материалы;

2) направлять в орган, осуществляющий контроль за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности, копии документов территориального планирования, правил землепользования и застройки на бумажном или электронном носителе в двухнедельный срок после их утверждения в установленном порядке;

3) оказывать содействие должностным лицам органа, осуществляющего контроль за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности, в их работе.

Согласно ст. 28 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания (ч. 1). Публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования. Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа муниципального образования, назначаются представительным органом муниципального образования, а по инициативе главы муниципального образования - главой муниципального образования (ч.2). На публичные слушания должны выноситься, в том числе, проекты планов и программ развития муниципального образования, проекты правил землепользования и застройки, проекты

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2013 по делу n А71-14880/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт  »
Читайте также