Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2013 по делу n А50-24882/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворенияСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е № 17АП-5788/2013-АК г. Пермь 20 июня 2013 года Дело № А50-24882/2012 Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2013 года. Постановление в полном объеме изготовлено 20 июня 2013 года. Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Щеклеиной Л. Ю., судей Ясиковой Е.Ю., Варакса Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Кожевниковой К.В., при участии: от заявителя - ООО "РТС Медиа"(ОГРН 1085906004337, ИНН 5906083397): Патрушева М.С., паспорт, доверенность от 01.01.2013, от заинтересованного лица - Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (ОГРН 1025900536749, ИНН 5902290360): Герасимова М.А., удостоверение, доверенность от 09.01.2013, от третьего лица - ООО «Сатурн-Р»: не явился, извещен надлежащим образом, лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя - ООО "РТС Медиа" на решение Арбитражного суда Пермского края от 22 марта 2013 года по делу № А50-24882/2012, принятое судьей Плаховой Т.Ю., по заявлению ООО "РТС Медиа" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю третье лицо: ООО «Сатурн-Р» о признании недействительным решения, незаконным и отмене постановления, установил: ООО "РТС Медиа" (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее – заинтересованное лицо, антимонопольный орган) о признании недействительным решения от 01.10.2012 №683-12-р, незаконным и отмене постановления от 16.11.2012 №820-12-адм о привлечении к административной ответственности по ст.14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Решением Арбитражного суда Пермского края от 22 марта 2012 года (резолютивная часть объявлена 15 марта 2012 года) в удовлетворении заявленных требований отказано. Не согласившись с решением суда, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает на то, что ООО «Сатурн-Р» не осуществляет самостоятельной деятельности по ипотечному кредитованию, не является кредитной организацией, не имеет самостоятельного интереса в получении потребителями рекламы ипотечного кредита вне зависимости от покупки у них вторичного жилья; рекламный материал не содержал указания на товарные знаки, торговые марки, иные средства индивидуализации юридических лиц или средства обозначения кредитных организаций, предоставляющих услуги по ипотечному кредитованию; сведения о возможности получения ипотечного кредита для приобретения жилья представляют собой информацию, подлежащую доведению до потребителей в обязательном порядке; сведения о рассрочке и ипотеке в рекламном материале указаны исключительно с целью привлечения внимания к рекламируемому товару - вторичному жилью, такой объект рекламирования как ипотека - в спором материале отсутствует. Ссылается на отсутствие в действиях заявителя состава вменяемого административного правонарушения, возможность применения ст.2.9 КоАП РФ. Представитель заявителя в суде апелляционной инстанции поддержал требования и доводы апелляционной жалобы. Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю в письменном отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемого решения и постановления по делу об административном правонарушении. Представитель антимонопольного органа в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в письменном отзыве. Третье лицо - ООО «Сатурн-Р» письменного отзыва на апелляционную жалобу не представило, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направило. Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ). Изучив материалы дела, проанализировав доводы, содержащиеся в жалобе, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что решение суда первой инстанции отмене не подлежит. Из материалов дела следует, что в результате осуществления государственного контроля за соблюдением требований законодательства о рекламе УФАС по Пермскому краю установлено распространение наружной рекламы с признаками нарушения ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), в связи с чем в отношении рекламораспространителя ООО «РТС Медиа» было возбуждено производство по делу № 683-12-р (л.д.28). При рассмотрении материалов проверки УФАС по Пермскому краю пришло к выводу о том, что спорная реклама в части указания на ипотеку содержит информацию о финансовых услугах в области ипотечного кредитования и должна сопровождаться информацией о наименовании лица, оказывающего эти услуги. 01.10.2013 Пермским УФАС вынесено решение по делу №683-12-р, которым распространяемая ООО «РТС Медиа» реклама в указанной части признана ненадлежащей (л.д.155-156). Усмотрев в действиях ООО «РТС Медиа» признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.3 КоАП РФ, Управление 01.11.2012г. составило в отношении общества протокол об административном правонарушении (л.д.24-27). 16.11.2012 УФАС по Пермскому краю вынесено постановление по делу об административном правонарушении №820-12-адм, которым ООО «РТС Медиа» привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.14.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 рублей (л.д.16-22). Не согласившись с решением и принятым постановлением о привлечении к административной ответственности, заявитель обратился в арбитражный суд за защитой нарушенного права. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что соответствующие нормам действующего законодательства решение и постановление антимонопольного органа не нарушают права и законные интересы заявителя. Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, проверив правильность применения и соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам. В соответствии со ст.ст. 198, 201 АПК РФ для признания ненормативного правового акта недействительным необходима совокупность двух условий: несоответствие его закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту в силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ возложена на орган или лицо, принявший данный акт. В силу ч. 1 ст. 33 Закона о рекламе антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе: 1) предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе; 2) возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. Антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, принимает по результатам рассмотрения таких дел решения и выдает предписания, предусмотренные настоящим Федеральным законом (ч. 1 ст. 36 Закона о рекламе). В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона о рекламе реклама представляет собой информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. В силу ч. 7 ст. 5 указанного Закона не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы. Согласно ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество). Следовательно, указание реквизитов организации, предоставляющей услуги по кредиту (финансовой услуги), является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей. Под ненадлежащей рекламой понимается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации (п. 4 ст. 3 Закона о рекламе). Частью 1 ст. 5 Закона о рекламе определено, что реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются. При этом за нарушение требований ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе ответственность несут как рекламодатель, так и рекламораспространитель (ч.ч. 6 и 7 ст. 38 Закона о рекламе). Как следует из материалов дела, на перетяжке, расположенной над проезжей частью по ул.Энгельса г.Перми (напротив дома №23), размещена информация следующего содержания: «Сатурн-Р» Барамзиной, 54, рассрочка, ипотека, реализация вторичного жилья застройщик ООО «Строн-М» 2-364-362 2-206-707 условия рассрочки и ипотеки на сайте www.saturn-r.ru, проектная декларация на сайте www.stron-m.ru». Согласно информации, предоставленной Управлением по развитию потребительского рынка администрации г.Перми, разрешение на установку вышеуказанной рекламной конструкции выдано ООО «РТС Медиа» (л.д.141). Рекламодателем данной информации является ООО «Сатурн-Р», по заказу которого на основании договора об оказании услуг по распространению наружной рекламы № 084 от 26.03.2009г. (л.д.142) рекламораспространитель – ООО «РТС Медиа» изготовил и разместил данную рекламу. В рассматриваемом случае из содержания спорной рекламы следует, что она адресована неопределенному кругу лиц и действительно направлена на продвижение такого товара, как квартиры, при покупке которого возможна оплата в виде рассрочки и ипотеки. Таким образом, из буквального восприятия текста рекламы следует, что приобрести квартиру возможно не только за наличный расчет, но и с помощью ипотечного кредитования, что свидетельствует также о рекламе финансовых услуг. О рекламировании обществом финансовых услуг свидетельствует указание в рекламном блоке информации слова «ипотека» (л.д.32). Вместе с тем, отсутствие в тексте рассматриваемой рекламы сведений о лице, оказывающем финансовые услуги, искажает смысл информации, одно лишь включение в рассматриваемую рекламу слова «ипотека» не дает потребителям рекламы верного, соответствующего действительности представления об условиях приобретения товара (в рассматриваемом случае - квартир по указанному в рекламе адресу), о форме ипотеки (посредством заключения кредитного договора), о лицах, предоставляющих услуги по ипотеке, вводит потенциальных клиентов в заблуждение. В рассматриваемом случае информация о финансовой услуге - ипотеке - обладает всеми признаками рекламы, предусмотренными п. 1 ст. 3 Закона о рекламе. Объективное комплексное восприятие спорной рекламы (с учетом содержания и целей таковой, адекватной реакции потребителей рекламы) подтверждает ее действительную направленность также и на привлечение внимания потенциальных заемщиков к получению ипотечного кредита. Поскольку распространенная обществом реклама банковской услуги по предоставлению в кредит денежных средств направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламы. Распространяемая обществом реклама не соответствовала вышеуказанным требованиям, поскольку в ней отсутствовала информация о лице, предоставляющем финансовую услугу. Таким образом, факт нарушений обществом ст. 16, ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе антимонопольным органом доказан. Правильность выводов антимонопольного органа об одновременном рекламировании квартир и финансовой услуги, о направленности спорной рекламы на продвижение на рынке такого рекламного продукта как ипотека подтверждается также наличием договорных отношений рекламодателя с банковскими организациями. Третьим лицом ООО «Сатурн-Р» в материалы дела представлены соглашения о сотрудничестве с учреждениями банков (ОАО «Сбербанк России», ОАО «Банк Уралсиб»), из анализа которых следует, что предметом и целью данных сделок является объединение усилий в области реализации застройщиком квартир с участием кредитных средств банка; застройщик потенциальным покупателям, имеющим намерения получить ипотечный кредит, рекомендует учреждения банков, таким образом, оказывает содействие банкам в привлечении клиентуры, заинтересованной в получении банковских услуг. Ссылка заявителя на заключение специалиста доктора филологических наук профессора кафедры русского языка и стилистики Пермского государственного национального исследовательского университета, согласно которому номинация «ипотека» в тексте целого рекламного сообщения не имеет информативной нагрузки, выполняет факультативную, дополнительную нагрузку, следовательно, рекламы банковских услуг в виде ипотеки не содержится (л.д.99), правомерно не принята судом первой инстанции. Размещенная на перетяжке реклама ориентирована на неопределенный круг и направлена на мотивацию выбора и приобретения квартиры, в том числе и с помощью информации об ипотеке как способе оплаты при покупке рекламируемого товара, таким образом, у конечного потребителя может сложиться иное мнение, чем изложено в представленном заключении. Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2013 по делу n А50-3737/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Август
|