Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2013 по делу n А60-9353/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-6135/2013-АК

г. Пермь

05 июля 2013 года                                                   Дело №А60-9353/2013­­

Резолютивная часть постановления объявлена 01 июля 2013  года.

Постановление в полном объеме изготовлено 05 июля 2013  года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Осиповой С.П.,

судей Васевой Е.Е., Щеклеиной Л.Ю.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Радионовой Л. П.,

при участии:

от заявителя Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Сухой Лог и Богдановичском районе  (ОГРН  1056603541565, ИНН 6670083677): не явились;

от заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью  "Элемент-Трейд"  (ОГРН  1036605217252, ИНН 6674121179): не явились;

от третьего лица Равриш Татьяны Георгиевны: не явились;

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Сухой Лог и Богдановичском районе

на решение Арбитражного суда Свердловской области

от 17 апреля 2013 года

по делу № А60-9353/2013,

принятое судьей Ворониным С.П.

по заявлению Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Сухой Лог и Богдановичском районе 

к обществу с ограниченной ответственностью  "Элемент-Трейд" 

третье лицо: Равриш Татьяна Георгиевна

о привлечении к административной ответственности,

установил:

         Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в г. Сухой Лог и Богдановичском районе (далее – Управление, заявитель) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о привлечении общество с ограниченной ответственностью «Элемент-Трейд» (далее – общество, заинтересованное лицо) к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 17 апреля 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым решением, административный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, привлечь общество к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ.

В обоснование апелляционной жалобы ее подателем приведены доводы о том, что в рассматриваемом случае подлежит применению годичный срок давности привлечения к административной ответственности, поскольку исходя из существа правонарушения и цели применяемого законодательства, его направленности на защиту и обеспечение прав граждан на получение доброкачественной и соответствующей требованиям нормативным документам пищевых продуктов, непосредственно посягает на права потребителей.

 Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит изменить мотивировочную часть решения суда, исключив выводы о наличие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.43 КоАП РФ. Указывает на то, что при проведении испытаний отобранной у Общества продукции по протоколу отбора проб и протокола лабораторных испытаний существенно нарушены правила проведения идентификации и проверки отобранной продукции в связи с проведением идентификации исследуемой и отобранной продукции на предмет соответствия иным нормативным актам, по органолептическим и количественным химическим показателям, не указанным в декларации о соответствии производителем ЗАО «Мясокомбинат». Также ссылается на нарушение административным органом ст.26.5 и ч.1 ст.27.10 КоАП РФ при проведении мероприятий по контролю и производства об административном правонарушении, указывая на составление протокола отбора проб в отсутствие двух понятых. Кроме того, указывает на  недоказанность административным органом факта покупки потребителя по месту нахождения магазина «Монетка», а также факт причинения вреда здоровью или жизни потребителю.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, что в силу ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 АПК РФ.

         Как следует из материалов дела, на основании жалобы гр. Равриш Т.Г.  (л.д. 7) на качество приобретенных ею мясных консервов - говядины тушеной в/с ГОСТ Р 54033-2010, производства ЗАО «Мясокомбинат», в магазине-универсаме «Монетка» (Свердловская область, г. Сухой Лог, ул. Юбилейная, 4б), Управлением 04.01.2012 возбуждено дело об административном правонарушении № 596/2012-136 о совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ (л.д. 9-11).

        В ходе административного расследования при проведении экспертизы отобранных в торговом зале магазина проб говядины тушеной (л.д. 13-17)  установлено, что консервы «Говядина Тушеная в/с ГОСТ Р 54033-2010, производства ЗАО «Мясокомбинат», Ленинградская область, Ломоносовский район, д. Лаголово» не соответствуют требованиям п. п. 5.1.1, 5.1.3 (табл. 2) ГОСТ Р 54033-2010 «Консервы мясные. Мясо тушеное. Технические условия» по показателям «внешний вид и консистенция» - фактически: кусочков мяса нет, волокон нет (при норме мясо кусочками произвольной формы массой не менее 30 г), внешний вид мясного сока – в нагретом состоянии бульон мутный, большое количество взвешенных белковых частиц (при норме – в нагретом состоянии от желтого до светло-коричневого, с наличием взвешенных белковых веществ в виде хлопьев. Допускается незначительная мутноватость бульона), массовая доля мяса и жира – 34 % (при норме не менее 58%).

Установив нарушение обществом ч. 1 ст. 3, ч. 2 ст. 3 Федерального закона № 29 от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», п. 5 ст. 4 Закона от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон № 2300-1), 29.10.2012 Управлением составлен протокол об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ (л.д. 22).

Материалы проверки вместе с заявлением о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ,   направлены административным органом в арбитражный суд, к подведомственности которого в силу ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ отнесено рассмотрение данной категории дел.

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, установив наличие состава в действиях заявителя, руководствовался истечением трехмесячного срока давности привлечения к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыв на апелляционную жалобу,  проверив правильность применения и соблюдения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 КоАП РФ, создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образованию юридического лица, в размере от тридцати до сорока тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.

В соответствии с примечанием к данной статье, под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в настоящей статье и статье 14.47 названного Кодекса понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11 декабря 2009 года, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании».

В п. 1 ст. 46 Закона о техническом регулировании предусмотрено, что со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, в том числе: защиты жизни или здоровья граждан, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей.

Субъектом рассматриваемого правонарушения являются изготовитель, исполнитель, продавец товара.

Объективная сторона правонарушения заключается в нарушении обязательных требований к продукции и процессам ее реализации.

Таким образом, диспозицией указанной нормы охвачены, в том числе, действия продавца, нарушающие требования технических регламентов или иных обязательных требований к продукции и связанному с требованиями к продукции процессу реализации, а также действия этого лица по выпуску в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.

В силу п. 1 ст. 4 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.

Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям (п. 5 ст. 4 Закона).

Согласно п. 1 ст. 7 Закона о защите прав потребителей потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.

Если на товары (работы, услуги) законом или в установленном им порядке установлены обязательные требования, обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, соответствие товаров (работ, услуг) указанным требованиям подлежит обязательному подтверждению в порядке, предусмотренном законом и иными правовыми актами.

В соответствии с ч. 2 ст. 3, ч. 1 ст. 15 Закона о качестве и безопасности пищевых продуктов не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые в том числе не соответствуют требованиям нормативных документов, представленной информации и в отношении которых имеются обоснованные подозрения об их фальсификации.

Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.

Предназначенные для реализации пищевые продукты должны удовлетворять физиологическим потребностям человека в необходимых веществах и энергии, соответствовать обязательным требованиям нормативных документов к допустимому содержанию химических (в том числе радиоактивных), биологических веществ и их соединений, микроорганизмов и других биологических организмов, представляющих опасность для здоровья нынешнего и будущих поколений.

Статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения) предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.

В силу частей 1, 2 ст. 32 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2013 по делу n А60-20437/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также