Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2013 по делу n А60-9611/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт

ё

 

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-8026/2013-АК

г. Пермь

12 августа 2013 года                                                   Дело № А60-9611/2013­­

Резолютивная часть постановления объявлена 07 августа 2013 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 12 августа 2013 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Савельевой Н. М.

судей  Полевщиковой С.Н.,  Сафоновой С.Н.

при ведении протокола судебного заседания  секретарем судебного заседания Вихревой М.М.

при участии:

от заявителя Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области  "Свердловский областной клинический психоневрологический госпиталь для ветеранов войн"    (ОГРН 1026602341006, ИНН 6658010873) -  Зайцев В.В. – представитель по доверенности от 22.01.2013г., Пермякова О.И.-  представитель по доверенности от 01.08.2013г., Шитлин В.В. –представитель по доверенности от 01.08.2013г.

от заинтересованного лица Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Свердловской области  (ОГРН 2026602332052 , ИНН 6658014910) – не явились, извещены надлежащим образом

от третьего лица  Министерство здравоохранения Свердловской области – не явились, извещены надлежащим образом

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу

заявителя Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области  "Свердловский областной клинический психоневрологический госпиталь для ветеранов войн"

на решение  Арбитражный суд Свердловской области от 27 мая 2013 года

по делу № А60-9611/2013,

принятое  судьей  С.О.Ивановой

по заявлению Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области  "Свердловский областной клинический психоневрологический госпиталь для ветеранов войн"

к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Свердловской области

третье лицо Министерство здравоохранения Свердловской области  

о признании недействительным ненормативного правового акта,

установил:

       Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Свердловской области "Свердловский областной клинический психоневрологический госпиталь для ветеранов войн" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным акта  проверки Территориального фонда обязательного медицинского страхования Свердловской области от 21.12.2012г. использования средств ОМС и средств в рамках Региональной программы модернизации здравоохранения Свердловской области в ГБУЗ Свердловской области "Свердловский областной клинический психоневрологический госпиталь для ветеранов войн" за период с 01.01.2011г. по 30.09.2012г. в части требования о восстановлении на расчётный счёт Территориального фонда обязательного медицинского страхования Свердловской области средств ОМС, использованных по нецелевому назначению в сумме 3403551 руб. и уплаты штрафа в размере 10% от суммы нецелевого использования средств в размере 340355 руб. 10 коп.

       Решением Арбитражного суда Свердловской области от 27.05.2013г. в удовлетворении заявленных требований отказано полностью.

       Заявитель, не согласившись с решением суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и вынести новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указывает на то, что не допускал нецелевого использования средств фонда обязательного медицинского страхования (далее – ОМС) и правомерно,  в случае оказания  видов медицинских услуг за счет ОМС, дезинфекционные средства технологически связанные с оказанием  данной услуги, также оплачивал за счет ОМС в пределах нормативной потребности. В случае оказания медицинской услуги за счет областного бюджета, дезинфекционные средства технологически связанные с оказанием такой услуги, оплачивал за счет областного бюджета в пределах нормативной потребности.  При этом расчет списания дезинфекционных средств   за счет ОМС осуществлялся ежемесячно по факту оказания медицинской услуги  конкретному больному  за счет ОМС и соответствовал  нормативам потребления, установленным в  СанПиН 2.1.3.2630-10 и   Расчете потребности в дезинфицирующих средствах на 2011г. (Программа производственного контроля на 2011год).   То, что в тариф на оплату ОМС за 2011год  входит и стоимость дезинфекционных средств, непосредственно связанных с оказанием медицинской услуги, а источник финансирования дезинфекционных средств зависит от источника финансирования самой медицинской услуги, подтверждается   статьей  30  Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании», пунктом 158 Методики расчета тарифов на оплату медицинской помощи по ОМС, утвержденной приказом Минздравсоцразвития РФ от 28.02.2011г., пунктом 2.4 Тарифного соглашения по ОМС на территории Свердловской области на 2011год.

         Заинтересованное лицо с доводами, изложенными в апелляционной инстанции не согласно, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения. Полагает, что тарифы на оплату медицинских услуг за счет ОМС включают в себя только статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования. При этом согласно Программе государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на 2011год, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 04.10.2010г. № 782, обеспечение медицинских организаций дезинфекционными средствами включается в расходы соответствующих бюджетов. Такая же позиция следует из анализа п.п.2 п.15 Территориальной программы, согласно которой обеспечение областных государственных организаций здравоохранения дезинфекционными средствами осуществляется за счет бюджетных ассигнований из областного бюджета, и п.2.4 Тарифного соглашения по ОМС на 2011год,  согласно которому в тарифы по ОМС не включаются  расходы по  оказанию видов помощи, расходы медицинских организаций, которые в соответствии с Территориальной программой Свердловской области, финансируется за счет средств бюджетов всех уровней.

          Третье лицо поддерживает позицию заявителя, при этом указывает на то, что  приобретение дезинфекционных средств согласно действующим нормам права возможно  как за счет средств соответствующего бюджета, так и за счет средств ОМС  в зависимости от того, предоставляется  медицинская услуга  за счет средств бюджетов или оказывается в рамках программы ОМС. По мнению третьего лица, иной подход приведет к нарушению интересов частных медицинских организаций, которые наравне с областными и муниципальными учреждениями участвуют в реализации Территориальной программы ОМС. При оказании гражданам бесплатной медицинской помощи такие организации  вправе получать от фонда полную компенсацию своих расходов, включая стоимость приобретенных дезинфицирующих средств, непосредственно связанных с медицинской услугой и полностью потребленных в пределах нормативной потребности в процессе оказания этой медицинской услуги.

Судебное заседание проведено в порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие  заинтересованного лица и третьего лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации.

          Как следует из материалов дела, на основании приказов директора ТФОМС Свердловской области от 12.11.2012 №445 и от 30.11.2012 №475 в отношении Заявителя была проведена проверка использования средств ОМС за  2011год.

           В ходе проверки установлено, что учреждением произведены расходы, не предусмотренные Территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам, проживающим в Свердловской области, бесплатной медицинской помощи на 2011 год, утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 29.12.2010г. №1913-ПП, а именно приобретены дезинфицирующие средства на сумму 3 403 551 руб., в то время как они должны быть профинансированы за счет областного бюджета.

         По результатам проверки составлен акт от 21.12.2012, в заключительной части которого изложено требование к учреждению о  восстановлении  в бюджете ТФОМС Свердловской области денежных средств в сумме 3 546 621,28 рублей за 2011 год и  уплате  штрафной санкции в размере 354 662,10 рублей за 2011 год за использование средств не по целевому назначению, перечисленных по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС.

        Полагая, что требование фонда в части восстановления денежных средств в бюджете фонда и  уплате штрафа за нецелевое использование средств, является незаконным и нарушает его права и законные интересы   в экономической деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

        Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что в тариф по ОМС не включаются расходы на приобретение дезинфекционных средств, которые согласно Территориальной программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающих на территории Свердловской области, финансируются исключительно  за счет бюджетов всех уровней (по настоящему делу  - за счет областного бюджета).

        Заявитель апелляционной жалобы оспаривает данные выводы суда. В обоснование жалобы указывает, что  в тариф по ОМС входят расходы по списанию прочих материальных запасов (включая дезинфекционные средства, статья 340), которые непосредственно связаны с оказанной медицинской услугой и полностью потребленные в процессе ее оказания  в пределах норм, установленных СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».  Таким образом, заявитель полагает, что источник финансирования дезинфекционных средств  зависит от  источника финансирования самой медицинской услуги, с которой  средства технологически связаны – либо за счет ОМС, либо за счет  бюджета.

        Суд апелляционной инстанции, исследовав данные доводы заявителя апелляционной жалобы, пришел к следующим выводам.

Согласно ст. 147 Бюджетного кодекса РФ расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) установлено, что денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год.

Нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается и влечет за собой ответственность должностных лиц, допустивших указанное в настоящем пункте нарушение, в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 2).

В силу статьи 289 Бюджетного кодекса РФ под нецелевым использованием средств бюджетов внебюджетных фондов понимается направление и использование данных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.

На основании абзаца 7 раздела 6 Инструкции "О порядке проведения территориальными фондами ОМС контрольных проверок целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования в медицинских учреждениях, функционирующих в системе ОМС", утвержденной и введенной Приказом ФФОМС от 17.12.1998 N 100, при проверке деятельности медицинского учреждения, функционирующего в системе ОМС, территориальному фонду ОМС следует проверить целевой характер использования средств обязательного медицинского страхования (с учетом состава тарифа на медицинские услуги) в соответствии с тарифным соглашением и порядком оплаты медицинской помощи, принятыми на территории субъекта Российской Федерации.

Таким образом, полученную за оказание медицинских услуг оплату по утвержденным тарифам медицинские учреждения обязаны расходовать строго по целевому назначению, только на цели обязательного медицинского страхования, исключительно на те статьи расходов, которые входят в состав тарифа.

В соответствии со ст. 37.2 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации от 22.07.1993 N 5487-1, действующих до 01.01.2012 (далее - Основы законодательства),  оказание медицинской помощи финансируется за счет средств обязательного медицинского страхования в соответствии с базовой программой обязательного медицинского страхования, а также средств бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

На основании ст. 20.1 Основ законодательства Программа определяет виды, нормативы объема медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансирования, а также порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь.

Правительство Российской Федерации утверждает Программу и рассматривает доклад о ее реализации, ежегодно представляемый федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Согласно п. 4 ст. 6 Основ законодательства к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области охраны здоровья граждан относится разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2013 по делу n А71-6486/2011. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также