Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2013 по делу n А71-1049/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-7890/2013-АК

г. Пермь

16 августа 2013 года                                                     Дело № А71-1049/2013­­

Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2013 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 16 августа 2013 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Варакса Н.В.,

судей Грибиниченко О.Г., Осиповой С.П., 

при ведении протокола судебного заседания секретарем Радионовой Л.П.,

при участии:

от заявителя Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики (ОГРН 1091831007290, ИНН 1831138480): не явились,

от заинтересованного лица Управления государственного автодорожного надзора по Удмуртской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ОГРН 1031800553840, ИНН 1835018088): не явились,

(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу

заинтересованного лица Управления государственного автодорожного надзора по Удмуртской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта

на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики

от 14 мая 2013 года по делу № А71-1049/2013,

принятое судьей Глуховым Л.Ю.,

по заявлению Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики 

к Управлению государственного автодорожного надзора по Удмуртской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта

о признании недействительными ненормативных актов,

установил:

Министерство транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики (далее – заявитель, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к Управлению государственного автодорожного надзора по Удмуртской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – заинтересованное лицо, Управление) о признании незаконными акта проверки и предписания от 04.12.2012 № 124016.

Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 14.05.2013 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Управление ссылается на то, что проверка в отношении Министерства была проведена во исполнение поручения Министра транспорта РФ М.Ю.Соколова от 22.11.2012, а также на основании информации, поступившей от Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 28.11.2012 № 3.1.15-2999, на основании приказа начальника Управления от 28.11.2012 № 984. Кроме того, Управление не согласно с выводом суда первой инстанции о том, что деятельность по разработке и утверждению конкурсной документации на право заключения договора об организации регулярных перевозок не является иной связанной с транспортным процессом деятельностью.

Министерством транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики отзыв на апелляционную жалобу не представлен.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, что в силу ч. 2 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, в период с 29.11.2012 по 04.12.2012 должностными лицами Управления проведена проверка деятельности Министерства на соответствие требованиям организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом и созданием условий для предоставления транспортных услуг населению на территории Удмуртской Республики.

По результатам проверки составлен акт от 04.12.2012 № 124016 (л.д. 8-9), в котором указано, что в 2012 году Министерством проведено 2 конкурса на право заключения договоров об организации регулярных пассажирских перевозок по межмуниципальным маршрутам; по итогам проведенных конкурсов заключено 50 договоров на обслуживание 46 маршрутов пригородного сообщения и 4 договора на обслуживание маршрутов междугороднего сообщения, при этом незаконных действий и принятия решений не выявлено.

Кроме того, в акте проверки от 04.12.2012 № 124016 указано на необходимость выдачи Министерству предписания по устранению указанных в акте проверки недостатков, а также непосредственно в акте проверки содержится текст предписания, в соответствии с которым Министерству предписано разработать и утвердить единую конкурсную документацию на право заключения договора об организации регулярных перевозок в срок до 01.03.2013.

Полагая, что названные акт проверки и предписание являются незаконными и нарушают его права и законные интересы, Министерство обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, установил наличие оснований для признания оспариваемых акта проверки и предписания недействительными.

Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Суд апелляционной инстанции полагает необходимым отметить, что непосредственно в акте проверки от 04.12.2012 № 124016 указано на необходимость выдачи Министерству предписания, а также непосредственно в акте проверки содержится текст предписания, в соответствии с которым Министерству предписано разработать и утвердить единую конкурсную документацию на право заключения договора об организации регулярных перевозок в срок до 01.03.2013, при этом предписание в виде отдельного документа не оформлялось. При таких обстоятельствах акт проверки и предписание от 04.12.2012 № 124016 по сути являются единым ненормативным актом, в связи с чем оснований для прекращения производства по делу в части признания незаконным акта проверки в рассматриваемой ситуации не имеется, следовательно суд первой инстанции обоснованно рассмотрел заявленные Министерством требований по существу.

В соответствии с п. 1, п. 4 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 398, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационно-космического поиска и спасания, морского (включая морские порты), внутреннего водного, железнодорожного транспорта, автомобильного и городского наземного электрического транспорта (кроме вопросов безопасности дорожного движения), промышленного транспорта и дорожного хозяйства, а также обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на метрополитене. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право, в том числе,  проверять в установленном порядке деятельность юридических и физических лиц, осуществляющих перевозочную и иную связанную с транспортным процессом деятельность (п. 6.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 398).

В соответствии с ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами, в частности, при осуществлении федерального государственного транспортного надзора (в области гражданской авиации, железнодорожного транспорта, торгового мореплавания, внутреннего водного транспорта и автомобильного транспорта).

В ст. 3.1 Устава автомобильного транспорта, утвержденного Федеральным законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ, установлено, что государственный надзор в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти при осуществлении им федерального государственного транспортного надзора.

К отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных частями 3 - 7 настоящей статьи.

Предметом проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем при осуществлении своей деятельности требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта.

Основаниями для проведения внеплановой проверки в отношении видов деятельности, не подлежащих лицензированию, являются:

1) поступление в орган государственного надзора обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц органа государственного надзора), органов местного самоуправления, через средства массовой информации о фактах дорожно-транспортных происшествий, произошедших по вине перевозчика, с причинением вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде;

2) наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного надзора о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Должностные лица органа государственного надзора, являющиеся государственными транспортными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в том числе, запрашивать у органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, и получать от них на основании мотивированных запросов в письменной форме информацию и документы, необходимые в ходе проведения проверки; выдавать юридическим лицам, физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям, предписания об устранении выявленных нарушений.

Судом установлено и имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждается, что 28.11.2012 в Управление государственного автодорожного надзора по Удмуртской Республике поступило письмо Врио начальника Управления государственного автомобильного и дорожного надзора РФ от 28.11.12 № 3.1.15-2999 следующего содержания: «Во исполнение поручения Министра транспорта Российской Федерации М.Ю. Соколова от 22.11.2012 Управление государственного автомобильного и дорожного надзора направляет обращение индивидуального предпринимателя Чувашева А.Н. с жалобой на организацию транспортного обслуживания населения в Удмуртской Республике. Прошу оперативно организовать проведение проверки выполнения Министерством транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики требований Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» по фактам, изложенным в обращении. По результатам проведенных мероприятий и принятым мерам направить информацию

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2013 по делу n А60-7261/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также