Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2013 по делу n А50-4085/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-9016/2013-АК

г. Пермь

04 сентября 2013 года                                                   Дело № А50-4085/2013­­

Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2013 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 04 сентября 2013 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Щеклеиной Л. Ю.,

судей  Риб Л.Х., Осиповой С.П.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Кожевниковой К.В.,

при участии:

от заявителя - общества с ограниченной ответственностью КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК "ЮНИАСТРУМ БАНК" (ОГРН 1027739930998, ИНН 7707286100): не явился, извещен надлежащим образом,

от заинтересованного лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю  (ОГРН 1055901619168, ИНН 5904122386): Тарантина М.Д., паспорт, доверенность от 10.01.2013,

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу

заявителя - общества с ограниченной ответственностью КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК "ЮНИАСТРУМ БАНК"

на решение Арбитражного суда Пермского края от 13 июня 2013 года

по делу № А50-4085/2013,

принятое судьей Катаевой М.А.,

по заявлению общества с ограниченной ответственностью КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК "ЮНИАСТРУМ БАНК"

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю

о признании недействительным предписания в части,

установил:

         Общество с ограниченной ответственностью КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК "ЮНИАСТРУМ БАНК" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю (далее - заинтересованное лицо) о признании недействительным п.1 предписания №1112/119 от 26.12.2013.

         Решением Арбитражного суда Пермского края от 13 июня 2013 года (резолютивная часть решения от 05 июня 2013 года) в удовлетворении заявленных требований отказано.

         Не согласившись с решением суда, заявитель обратился с апелляционной жалобой, по указанным в ней мотивам просит решение суда отменить, удовлетворить заявленные требования, ссылаясь на незаконность и необоснованность судебного акта.

         В обоснование жалобы указывает на то, что указанные в п.1 предписания нарушения не имеют отношения к одностороннему изменению обязательств и не изменяют их; ссылается на то, что на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции в банке утверждена новая редакция условий предоставления овердрафта по открытому счету с предоставлением банковской карты, из п.3.1.7 которых исключено положение о возможности изменения банком полной стоимости кредита; считает, что нарушения прав потребителей условиями, перечисленными в п.1 предписания, являются недоказанными.

Заявитель о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направил, что в порядке ч.3 ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.

         Заинтересованное лицо по мотивам, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда первой инстанции оставить в силе, отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.

         Представитель заинтересованного лица в суде апелляционной инстанции поддержал позицию, изложенную в письменном отзыве.

         Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст.266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

         Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

         Как следует из материалов дела, на основании распоряжения органа государственного контроля (надзора) № 418/2 от 20.11.2012 о возобновлении проверки Управлением Роспотребнадзора в отношении ООО КБ "ЮНИАСТРУМ  БАНК" проведена плановая документарная проверка (л.д.146).

         Результаты проверки юридического лица органом государственного контроля (надзора) отражены в акте проверки № 842 от 26.12.2012г. (л.д.123-131).

         В целях устранения выявленных в ходе проверки нарушений управлением выдано предписание № 1112/119 от 26.12.2012г., в соответствии с которым банку надлежало в срок до 28.02.2013 года прекратить нарушение ст. 16 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон о защите прав потребителей), выразившееся во включении в типовые (стандартные) формы договоров на оказание банковских услуг и в заключенные договоры на оказание банковских услуг условий, ущемляющих права потребителей по сравнению с правилами, установленными действующим законодательством (л.д.72-76).

         Не согласившись с изложенными в пункте 1 предписания выводами заинтересованного лица, заявитель обратился в арбитражный суд.

         Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что п.1 оспариваемого предписания является законным и обоснованным.

Данный вывод суда соответствует фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.

  В соответствии со ст.ст. 198, 201 АПК РФ для признания ненормативного правового акта недействительным необходима совокупность двух условий: несоответствие его закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту в силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ возложена на орган или лицо, принявший данный акт.

  В соответствии с п. 1 ст. 40 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон) государственный контроль и надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальными органами), в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

  Согласно п. 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Положение), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.

  Приказом Минздравсоцразвития РФ от 18.11.2011 № 1372н  (действовавшим в момент издания предписания, оспариваемого по пункту 1) утвержден Административный регламент исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства РФ в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров (далее по тексту Административный регламент).

   Подпунктом 1 пункта 7 указанного Административного регламента предусмотрена обязанность должностных лиц Роспотребнадзора своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований.

   Должностными лицами территориальных органов Роспотребнадзора, обладающими полномочиями исполнять государственную функцию являются: 1) руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и его заместители; 2) начальники управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и их заместители; 3) начальники отделов в управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и их заместители; 4) советники, ведущие консультанты, консультанты, главные специалисты-эксперты, ведущие специалисты-эксперты, специалисты-эксперты Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; 5) руководители управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, руководитель Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту (далее также - руководители территориальных органов Роспотребнадзора) и их заместители; 6) начальники отделов и их заместители, главные специалисты-эксперты, ведущие специалисты-эксперты, специалисты-эксперты управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту; 7) начальники и их заместители, главные специалисты-эксперты, ведущие специалисты-эксперты, специалисты-эксперты территориальных отделов управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации; 8) начальники отделов и их заместители, консультанты, главные специалисты-эксперты, ведущие специалисты-эксперты, специалисты-эксперты Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту и его территориальных отделов (п.3 Административного регламента).

  Из содержания оспариваемого предписания следует, что оно вынесено уполномоченным органом и в пределах его компетенции, содержит указание на номер, дату выдачи, выдавший его орган, срок исполнения, на допущенные заявителем нарушения, действия, которые банк должен совершить для устранения нарушений законодательства, в предписании также отражены.

  Таким образом, порядок вынесения оспариваемого предписания соответствует требованиям действующего законодательства и Административному регламенту.

         По вопросу соответствия нормам действующего законодательства и соблюдения прав и законных интересов заявителя выводов административного органа, изложенных в оспариваемом пункте 1 предписании, о нарушении прав потребителей, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.

  Согласно п. 1 ст. 16 Закона N 2300-1 условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.

  Из пункта 1 оспариваемого предписания следует, что Управлением Роспотребнадзора признано неправомерным установление в типовых (стандартных) форм договоров и договоров с конкретными потребителями,  условий, ущемляющих установленные законом права потребителей.

         Пунктом 10.1 Условий открытия и обслуживания счета с предоставлением банковской карты (Приложение 1.1 к Правилам комплексного обслуживания физических лиц «Ю-Маркет») установлено, что банк имеет право в одностороннем порядке изменять тарифы (за исключением случаев, предусмотренных в приложении № 2.1 к Правилам комплексного обслуживания физических лиц «Ю-Маркет») и настоящие Условия. Все изменения и дополнения в тарифах и Условиях вступают в силу через семь календарных дней с момента их размещения на информационных стендах банка или опубликования на официальном сайте банка в сети Интернет (л.д.100).

         Согласно терминологии, указанной в пункте 1.14 указанных выше Условий открытия и обслуживания счета с предоставлением банковской карты, под «тарифами» понимается документ, устанавливающий размеры вознаграждения банку, и иных платежей по открытию счета и обслуживанию счета с предоставлением банковской карты, а также совершению операций по счету, оказания банком владельцу счета, держателям карт различных услуг и иных платежей (л.д.89).

         Пунктом 3.1.7 Условий предоставления овердрафта по открытому счету с предоставлением банковской карты (Приложение 2.1 к Правилам комплексного обслуживания физических лиц «Ю-Маркет») установлено, что банк вправе изменять в одностороннем порядке условия предоставления овердрафта по открытому счету с предоставлением банковской карты, тарифы (за исключением случаев, предусмотренных настоящими условиями), в том числе «полную стоимость кредита» (при наличии оснований для её изменений) с уведомлением владельца счета не позднее, чем за семь календарных дней до даты введения таких изменений.

         Далее указано, что такое уведомление может осуществляться по усмотрению банка следующими способами: путем сообщения данной информации в ежемесячном счете-выписке, направляемом владельцу счета; путем размещения информации на стендах отделениях банка; на вебсайтах банка в сети Интернет; по телефонам, указанным в анкете-заявлении; sms-сообщением на мобильный телефон, указанный в анкете-заявлении; по почте, путем отправки письма на адрес, указанный в анкете-заявлении; системе «1Bank»; электронным письмом на адрес, указанный в анкете-заявлении (л.д.109).

         При этом в пункте 1.3 указанных выше Условий предоставления овердрафта по открытому счету с предоставлением банковской карты содержится понятие «тарифов», под которыми понимается документ, устанавливающий размер процентной ставки, размер вознаграждения банку, неустоек и иных платежей по выбранному владельцем счета овердрафтному продукту (л.д.104).

         Пунктом 2.6 Условий потребительского кредитования КБ «Юниаструм банк» (ООО) по кредитным продуктам «U-Money Доступный» предусмотрено, что банк вправе в одностороннем порядке вносить изменения в условия и тарифы. Банк уведомляет заемщиков о внесенных изменениях в тарифы путем размещения новых редакций в отделениях банка и на WEB-сайте. В том же пункте указано, что изменения и дополнения с момента вступления их в силу равно распространяются на всех заемщиков, заключивших договор с банком, в том числе на тех, кто заключил договор ранее даты вступления изменений в силу Гражданским кодексом Российской Федерации (л.д.117).

         В пункте 1.14 Условий потребительского кредитования КБ «Юниаструм банк» (ООО) по кредитным продуктам «U-Money Доступный» обозначено, что тарифы – документ, утверждаемый банком и устанавливающий диапазон значений процентных платежей

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2013 по делу n А50-8234/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также