Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2013 по делу n А50-6370/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-7960/2013-АКу

г. Пермь

04 сентября 2013 года                                                        Дело № А50-6370/2013­­

Резолютивная часть постановления объявлена 04 сентября 2013 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 04 сентября 2013 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: судьи  Ясиковой Е. Ю.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Радионовой Л.П.,

при участии:

от заявителя общества с ограниченной ответственностью научно-производственная фирма "Крона-росс": Шнейдер А.О., по доверенности №10 от 01.04.2013,

от заинтересованного лица Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края: Тимофеев А.В., по доверенности от 01.08.2013,

от третьего лица ООО «Коттедж»: не явились,

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя общества с ограниченной ответственностью научно-производственная фирма "Крона-росс"

на решение Арбитражного суда Пермского края от 10 июня 2013 года

по делу № А50-6370/2013, принятое судьей Васильевой Е.В., при рассмотрении дела в порядке упрощенного производства

по заявлению Общества с ограниченной ответственностью научно-производственная фирма "Крона-росс" (ОГРН 1025900770059, ИНН 5904052178)

к Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края  (ОГРН 1025900536133, ИНН 5902292632),

третье лицо: Общество с ограниченной ответственностью  "Коттедж",

об отмене постановления о назначении административного наказания,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью научно-производственная фирма «Крона-росс» (далее – Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением об отмене постановления Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края (далее – административный орган, инспекция) от 01.04.2013 № 93, которым Общество привлечено к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде наложения штрафа в размере 100 000 руб.

Решением Арбитражного суда Пермского края от 10 июня 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование своих доводов заявитель ссылается на то, что назначенное наказание несоразмерно совершенному деянию. Полагает, что суд не принял во внимание, что общество привлечено к административной ответственности впервые, а также отсутствие угрозы охраняемым общественным отношениям (так как отходы, несмотря на отсутствие необходимых документов, были утилизированы организациями, имеющими необходимые лицензии).

Третье лицо письменный отзыв на апелляционную жалобу не представило.

В судебном заседании представитель заявителя на доводах апелляционной жалобы настаивал в полном объеме, просит решение отменить, а апелляционную жалобу удовлетворить, ссылаясь на дополнительное соглашение к договору субаренды, которым урегулированы вопросы обращения с отходами силами арендатора (третьего лица).

Представитель заинтересованного лица с жалобой не согласен по основаниям, указанным в письменном отзыве на апелляционную жалобу. Решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Третье лицо надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направило, что в силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, на основании приказа от 06.02.2013 № СЭД-36-01-05-12 административный орган в рамках осуществления регионального государственного экологического надзора в период с 25.02.2013 по 01.03.2013 провел в отношении Общества плановую выездную документарную проверку. По результатам проверки составлен акт от 01.03.2013, копия которого вручена директору Общества 01.03.2013. Проверяющим установлены следующие нарушения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления:

- лицо, ответственное за безопасное обращение с отходами, не прошло соответствующую подготовку;

- не представлен договор на передачу и обезвреживание отходов 1- 4 классов опасности;

- не ведется учет в области обращения с отходами;

- не представляется отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, размещении отходов в уведомительном порядке;

- не разработаны и не утверждены в установленном порядке паспорта опасных отходов 1-4 класса опасности.

По факту перечисленных нарушений в отношении Общества составлен протокол № 40-З-13 от 18.03.2013 об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ.

По итогам рассмотрения протокола, объяснений директора и иных материалов по делу об административном правонарушении инспекцией в соответствии с компетенцией, установленной статьей 23.29 КоАП РФ, Постановлением Правительства Пермского края от 16.04.2012 № 212-п «О Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края», вынесено постановление от 01.04.2013 № 93, которым общество привлечено к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 100 000 руб.

Не согласившись с привлечением к административной ответственности, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о оспаривании указанного постановления.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из доказанности в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения, отсутствия процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, а также оснований для освобождения общества от административной ответственности.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменного отзыва, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения и соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Правовые основы деятельности предприятий в области обращения с отходами производства и потребления регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон № 89-ФЗ).

Статьей 1 названного Закона определено, что отходы производства и потребления - это остатки сырья материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Согласно ст. 11 Закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.

Из положений приведенных норм, регулирующих спорные правоотношения, суд первой инстанции сделал обоснованные выводы о том, что состав вменяемого обществу административного правонарушения образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства, а субъектный состав правонарушения, связанный с обращением с отходами, не ограничивается только лицами, специализирующимися на деятельности по обращению с отходами.

Указанный вывод суда соответствует правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в Постановлениях от 12.07.2011 № 709/11, от 02.10.2012 № 4973/12.

Материалами проверки подтверждается и заявителем не оспаривается, что обществом осуществляется оптовая и розничная торговля машинами, оборудованием и приборами общепромышленного и специального назначения и запасными частями к ним, иной продукцией производственно-технического назначения и товарами народного потребления; деятельности по приобретению и реализации продукции производственно-технического назначения, осуществление предпродажной подготовки, проведение закупочной и торгово-посреднической деятельности, в том числе с организацией собственных торговых точек, специализированных и фирменных магазинов, а также путем создания собственной торговой сети и/или аренды торговых площадей, магазинов, складов.

В процессе деятельности Общества образуются отходы следующих видов: мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (4 класс опасности), лампы люминесцентные (1 класс опасности), отходы упаковочного картона незагрязненные (5 класс опасности).

Согласно пункту 2 ст. 14 Закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти по государственному регулированию в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт (по форме, утвержденной Приказом Минприроды России от 02.12.2002 № 785).

В соответствии с пунктом 1 ст. 15 Закона № 89-ФЗ лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности.

В соответствии с пунктом 3 ст. 18 Закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

На основании пункта 4 данной статьи Приказом Минприроды России от 16.02.2010 № 30 утвержден Порядок представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности).

Согласно данному Порядку, отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов представляется за календарный год в территориальный орган Росприроднадзора до 15 января года, следующего за отчетным.

В соответствии со ст. 19 Закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Согласно пункту 4 Порядка учета в области обращения с отходами, утв. Приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721, учет в области обращения с отходами ведется на основании фактических измерений количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов. В случае невозможности произвести фактические измерения количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов, учет ведется на основании технической и технологической документации; бухгалтерской документации; актов приема-передачи; договоров.

Согласно пункту 3 ст. 4 Закона № 89-ФЗ собственник отходов I - IV класса опасности вправе отчуждать эти отходы в собственность другому лицу, если у такого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности.

Факт нарушения заявителем вышеперечисленных норм, выразившихся в том, что лицо, ответственное за безопасное обращение с отходами, не прошло соответствующую подготовку; не представлен договор на передачу и обезвреживание отходов 1- 4 классов опасности; не ведется учет в области обращения с отходами; не представляется отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, размещении отходов в уведомительном порядке; не разработаны и не утверждены в установленном порядке паспорта опасных отходов 1-4 класса опасности, подтверждается материалами дела и заявителем документально

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2013 по делу n А71-2913/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Изменить решение (определение) суда в части и принять новый судебный акт  »
Читайте также