Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2013 по делу n А60-9695/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-9741/2013-АК

г. Пермь

09 сентября 2013 года                                                     Дело № А60-9695/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 04 сентября 2013 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 09 сентября 2013 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Голубцова В.Г.,

судей:                              Васевой Е.Е., Савельевой Н.М.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Пьянковой Е.Л.,

при участии:

от заявителя ОАО "Северский трубный завод" (ОГРН 1026601606118, ИНН 6626002291) - Листов Д.М., паспорт, доверенность от 01.01.2013;

от заинтересованного лица Государственного учреждения - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования (филиал № 4) (ОГРН 1026604952252, ИНН 6660013279) - не явились;

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы ОАО "Северский трубный завод", Государственного учреждения - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования (филиал № 4)

на решение Арбитражного суда Свердловской области

от 28 июня 2013 года

по делу № А60-9695/2013,

принятое судьей Колосовой Л.В.,

по заявлению ОАО "Северский трубный завод"

к Государственному учреждению - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования (филиал № 4)

о признании недействительными решений,

установил:

ОАО "Северский трубный завод" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительными решения Государственного учреждения - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования (филиал № 4) (далее - учреждение) №233 о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем на цели обязательного социального страхования от 17.01.2013 за период 2009 г. в части оплаты дополнительных дней отдыха по уходу за детьми-инвалидами на сумму 6072,96 руб.; решения №233 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством от 17.01.2013 за период 2010-2011 гг. в части оплаты дополнительных дней отдыха по уходу за детьми-инвалидами на сумму 15227,98 руб. и отказа зачета оплаты дней по временной нетрудоспособности на сумму 788,62 руб.; решения №233 о привлечении налогоплательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах за период 2010-2011 годы от 17.01.2013 в части выплат за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за детьми-инвалидами (начислены взносы в размере 27854,20 рублей), за дни сдачи крови и предоставляемые в связи с этим дни отдыха (начислены взносы в размере 123653,86 рублей), начисленные работнику за период прохождения работником военных сборов (начислены взносы в размере 866,50 рублей), а также решения №233 о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем на цели обязательного социального страхования от 17.01.2013 о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 17.01.2013 за период 2010-2011 годы в части начисленных страховых взносов и соответствующих штрафных санкций на выплаты за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за детьми-инвалидами (начислены взносы в размере 18511,51 рублей), за дни сдачи крови и предоставляемые в связи с этим дни отдыха (начислены взносы в размере 83985,62 рублей), за период прохождения работником военных сборов (начислены взносы в размере 604,02 рублей) (с учетом уточненных требований в порядке, предусмотренном ст. 49 АПК РФ).

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 28.06.2013 требования общества удовлетворены частично: признаны недействительными решения учреждения №233 о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем на цели обязательного социального страхования от 17.01.2013 за период 2009 г. в части оплаты дополнительных дней отдыха по уходу за детьми-инвалидами на сумму 6072,96 руб.; решения №233 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством от 17.01.2013 за период 2010-2011 гг. в части оплаты дополнительных дней отдыха по уходу за детьми-инвалидами на сумму 15227,98 руб. и отказа зачета оплаты дней по временной нетрудоспособности на сумму 788,62 руб.; решения №233 о привлечении налогоплательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах за период 2010-2011 годы от 17.01.2013 в части начисления за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за детьми-инвалидами взносов в размере 27854,20 рублей, соответствующих пеней, штрафа; решения №233 о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем на цели обязательного социального страхования от 17.01.2013 о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 17.01.2013 за период 2010-2011 годы в части начисленния страховых взносов за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за детьми-инвалидами в размере 18511,51 рублей, соответствующих пеней и штрафов, как несоответствующие законодательству о социальном страховании.

Не согласившись с указанным судебным актом, учреждение обжаловало его в порядке апелляционного производства.

По мнению учреждения, обществом с нарушением законодательства в 2009, 2010, 2011 годах произведены расходы по оплате работникам дополнительных выходных дней по уходу за детьми-инвалидами. Обществом представлен больничный лист, оформленный с нарушением, учреждением правомерно не принято к зачету 788,62 руб.

Учреждение, просит решение Арбитражного суда Свердловской области от 28.06.2013 отменить, решения № 233 от 17.01.2013 признать принятыми в соответствии с действующим законодательством, в удовлетворении требований заявителя о признании недействительными данных ненормативных актов в удовлетворенной Арбитражным судом Свердловской области части отказать.

Не согласившись с указанным судебным актом, общество обжаловало его в порядке апелляционного производства.

Общество полагает, что при вынесении решения судом были неправильно применены нормы материального права.

По мнению общества, не облагаются страховыми взносами выплаты работникам-донорам; выплаты в пользу работников за время исполнения государственной обязанности прохождения военных сборов

Общество, просит решение Арбитражного суда Свердловской области от 28.06.2013 в части отказа в требованиях отменить, в этой части по делу принять новый судебный акт.

Представитель общества в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.

Представитель общества в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы учреждения.

От учреждения поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Ходатайство апелляционным судом рассмотрено и удовлетворено.

Апелляционная жалоба судом рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ в отсутствие учреждения, извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, учреждением проведена выездная проверка общества, за периоды 2009 год, 2010-2011 годы.

Результаты выездной проверки общества оформлены актами от 13.12.2012 №233 (л.д. 26 - 59).

По итогам проверки вынесены решения: №233 о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем, плательщика ЕСН на цели обязательного социального страхования от 17.01.2013 за период 2009 год; №233 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством от 17.01.2013 за период 2010-2011 гг.; №233 о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 17.01.2013 за период 2010-2011 гг.; №233 о привлечении налогоплательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах от 17.01.2013 за период 2010-2011 гг.

Основанием для принятия указанных решений послужили выводы учреждения об отсутствии у общества оснований для невключения в облагаемую базу по страховым взносам выплат работникам-донорам; оплате дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет; сумм выплаченного среднего заработка, сохраняемого за работником на время нахождения работающего гражданина на военных сборах.

Не согласившись с указанными решениями учреждения в части, общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области.

Арбитражным судом первой инстанции принято вышеприведенное решение.

Изучив доводы общества и учреждения, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ) база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подп. «а» и «б» п. 1 ч. 1 ст. 5 данного Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных ч. 1 ст. 7 указанного Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в ст. 9 названного Федерального закона.

В соответствии со ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда состоит из заработной платы, а также компенсационных выплат и стимулирующих выплат (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.

Из материалов дела следует, что общество не включало в базу для начисления страховых взносов суммы выплат одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами, осуществляемые в соответствии со ст. 262 Трудового кодекса Российской Федерации. Данное обстоятельство послужило основанием для доначисления обществу недоимки, соответствующих пеней и штрафов.

Суд апелляционной инстанции согласен с выводом суда первой инстанции о том, что доначисление названных сумм является необоснованным.

Как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.06.2010 № 1798/10, выплаты одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. При этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.

Содержащееся в названном постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.

Согласно положениям Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов.

Статьей 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» также предусмотрено, что не подлежат обложению страховыми взносами государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.

Как указано выше, оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за ребенком-инвалидом имеет характер государственной поддержки и не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.

Следовательно, оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами как иная выплата, осуществляемая в соответствии с действующим законодательством, в силу Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов не подлежит, что исключает начисление недоимки по страховым взносам, пеней и штрафа.

Учитывая изложенное, вопреки доводам учреждения, суд первой инстанции верно признал недействительным решение в части вывода

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2013 по делу n А50-8812/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также