Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2013 по делу n А71-4404/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт

 

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-9903/2013-АКу

г. Пермь

11 сентября 2013 года                                                   Дело № А71-4404/2013­­

Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2013  года.

Постановление в полном объеме изготовлено 11 сентября 2013 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: судьи  Полевщиковой С. Н.

при ведении протокола судебного заседания Вихаревой М.М.

при участии:

от истца Межрайонной ИФНС России № 9 по Удмуртской Республике (ОГРН 1041805001501, ИНН 1835059990) Трубина Л.Е., паспорт, доверенность от 11.01.2013

от Совета депутатов муниципального образования "Бабинское" (ОГРН 1051802373622, ИНН 1808205385)

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу

истца Межрайонной ИФНС России № 9 по Удмуртской Республике

на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики

от 08 июля 2013 года

по делу № А71-4404/2013

принятое судьей Кудрявцевым М.Н.

по иску Межрайонной ИФНС России № 9 по Удмуртской Республике

к Совету депутатов муниципального образования "Бабинское"

о взыскании 1 000 руб. налоговых санкций,

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 9 по Удмуртской Республике (далее – заявитель, инспекция, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о взыскании с Совета депутатов муниципального образования «Бабинское» штрафа в размере 1 000 руб., установленного статьей 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), за несвоевременное представление налогоплательщиком в установленный срок налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (далее – НДС) за 1-ый  квартал 2012 года.

В соответствии со ст. 226-228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.

Решением решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 08 июля 2013 года в удовлетворении заявления отказано.

Не согласившись с судебным актом, инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, заявление удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.

В судебном заседании представитель истца на доводах апелляционной жалобы настаивал.

Совет депутатов муниципального образования «Бабинское», надлежащим образом уведомленный о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направил, что в порядке п. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 АПК РФ.

  Как следует из материалов дела, инспекцией проведена камеральная проверка соблюдения Советом депутатов муниципального образования «Бабинское» сроков представления в налоговый орган налоговой декларации по НДС за 1-ый квартал 2012 года, в ходе которой,  установлено ее несвоевременное представление:  при сроке представления не позднее – 20.04.2012, фактически декларация была представлена в налоговый орган 27.04.2012.

Результаты проверки отражены в акте от 27.07.2012 № 22330051, на основании которого  вынесено решение от 06.09.2012 № 22677565 о привлечении Совета депутатов МО «Бабинское» к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 119 НК РФ за непредставление в установленный срок налоговой декларации по НДС в виде штрафа в размере 1 000 рублей.

В адрес Совета депутатов МО «Бабинское» налоговым органом было выставлено Требование об уплате штрафа от 18.10.2012 № 29121, которое оставлено последним без исполнения.

В соответствии с п. 2 ст. 45 НК РФ взыскание налога в судебном порядке производится с организации, которой открыт лицевой счет.

Согласно п. 2 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами.

В соответствии со ст. 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта.

Согласно п. 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.05.2007 N 31 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение" в судебном порядке осуществляется взыскание с бюджетных учреждений задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам за налоговые правонарушения, поскольку применение к данным организациям установленной ст. 46 и 47 НК РФ внесудебной процедуры взыскания по решению налогового органа исключено абз. 4 п. 2 ст. 45 НК РФ.

Таким образом, поскольку имеющиеся у Совета депутатов МО «Бабинское» счета являются бюджетными, у налогового органа отсутствует возможность взыскать суммы задолженности по налогам в ином порядке, кроме судебного, что послужило  основанием для обращения инспекции в пределах установленного НК РФ срока  с заявлением в Арбитражный суд Удмуртской Республики о взыскании 1000 руб. с Совета депутатов МО «Бабинское» в доход федерального бюджета.

Согласно части 6 статьи 215 АПК РФ при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.

В силу части 4 статьи 215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.

Отказывая в удовлетворении заявления, суд, руководствуясь п. 1 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ)  пришел к выводу о том, что Совет депутатов МО «Бабинское» является органом местного самоуправления со специальной правоспособностью, созданным для целей решения вопросов местного значения, соответственно, исходя из смысла ст. ст. 9, 11 НК РФ, не относится по своему статусу к организациям, указанным в ст. 143 НК РФ.

Суд апелляционной инстанции считает ошибочным суждение суда первой инстанции о том, что  орган местного самоуправления не является плательщиком НДС с точки зрения гл. 21 НК РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 41 Закона  N 131-ФЗ органы местного самоуправления, которые в соответствии с Законом N 131-ФЗ и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом.

Исходя из п. 1 ст. 143 НК РФ налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются, в частности, организации.

Пунктом 2 ст. 11 НК РФ закреплено, что организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации (далее - иностранные организации).

Согласно п. 1 ст. 120 Гражданского кодекса РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Таким образом, бюджетное учреждение - орган местного самоуправления как юридическое лицо полностью соответствует понятию "организация" и является плательщиком НДС вне зависимости от того, занимается оно приносящей доход деятельностью или нет.

С точки зрения регулирования налога на добавленную стоимость круг налогоплательщиков, круг лиц, обязанных исчислить и уплатить налог, и круг лиц, за чей счет происходит уплата налога, не совпадают.

В соответствии со статьей 163 НК РФ налоговым периодом по НДС является квартал.

Статьей 23 НК РФ для налогоплательщиков установлена обязанность по своевременному представлению в налоговые органы соответствующих налоговых деклараций.

Приказом Минфина России от 15.10.2009 N 104н (зарегистрирован в Минюсте России 24.12.2009 N 15808) (далее - Приказ N 104н) утверждены форма налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость и Порядок ее заполнения (далее - Порядок).

Согласно п. 3 Порядка декларация включает в себя титульный лист, разделы: 1 "Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет (возмещению из бюджета), по данным налогоплательщика", 2 "Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогового агента", 3 "Расчет суммы налога, подлежащей уплате в бюджет по операциям по реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 - 4 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации", 4 "Расчет суммы налога, исчисленной по операциям по реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, и суммы налога, подлежащей вычету, иностранной организацией, осуществляющей предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации через свои подразделения (представительства, отделения)", 5 "Расчет суммы налога по операциям по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым документально подтверждена", 6 "Расчет суммы налоговых вычетов по операциям по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым ранее документально подтверждена", 7 "Расчет суммы налога по операциям по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым документально не подтверждена", 8 "Расчет суммы налоговых вычетов по операциям по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов, по которым ранее документально не подтверждена", 9 "Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения); операции, не признаваемые объектом налогообложения; операции по реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации; а также суммы оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев", приложение к декларации "Сумма НДС, подлежащая восстановлению и уплате в бюджет за _______ календарный год и истекший календарный год (календарные годы)".

Титульный лист и раздел 1 декларации представляют все налогоплательщики.

Разделы 2 - 9, а также приложение к декларации включаются в состав представляемой в налоговые органы декларации при осуществлении налогоплательщиками соответствующих операций.

При отсутствии операций, облагаемых налогом, и операций, освобожденных от налогообложения, налогоплательщики представляют декларацию в налоговые органы по месту своего учета за налоговый период, установленный пунктом 2 статьи 163 Кодекса. Указанные налогоплательщики заполняют титульный лист и раздел 1 декларации. При заполнении раздела 1 декларации в строках данного раздела ставятся прочерки.

Пунктом 5 статьи 174 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту своего учета налоговые декларации по НДС в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

В статье 119 НК РФ предусмотрена ответственность за непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета в виде взыскания штрафа в размере 5 процентов неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 рублей.

В настоящем деле, Советом депутатов МО «Бабинское» была представлена «нулевая» декларация в виде титульного листа и раздела 1, однако с нарушением установленного законом срока.

Поскольку факт несвоевременного представления декларации подтверждается материалами дела,  суд апелляционной инстанции считает, что привлечение Совета депутатов МО «Бабинское» к налоговой ответственности по п. 1 ст. 119 НК РФ в виде взыскания штрафа в сумме 1000 руб. является правомерным; сроки и порядок привлечения к ответственности налоговым органом  соблюдены; обстоятельств смягчающих, отягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения судом апелляционной инстанции не установлено, в связи с чем, требования инспекции подлежат удовлетворению, а решение суда первой инстанции отмене как принятое с нарушением норм материального права.

Руководствуясь статьями 176,  258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

 

Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 08 июля 2013 года по делу № А71-4404/2013 отменить.

Иск удовлетворить.

Взыскать с Совета депутатов муниципального образования "Бабинское" (ОГРН 1051802373622, ИНН 1808205385) в доход федерального бюджета штраф в размере 1 000 (одна тысяча) руб., предусмотренный ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации за несвоевременное представление налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 1-ый квартал 2012 года.

Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Судья

С.Н.Полевщикова

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2013 по делу n А60-19332/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также