Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2013 по делу n А60-20773/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-10590/2013-АКу

г. Пермь

02 октября 2013 года                                                   Дело № А60-20773/2013­­

Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2013 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 02 октября 2013 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: судьи  Ясиковой Е. Ю.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Мальцевой Л.П.,

при участии:

от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Сергинский хлеб": не явились;

от заинтересованного лица Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области: не явились;

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя общества с ограниченной ответственностью "Сергинский хлеб"

на решение Арбитражного суда Свердловской области от 06 августа 2013 года

по делу № А60-20773/2013, принятое судьей Мартемьяновым В.Б., при рассмотрении дела в порядке упрощенного производства

по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Сергинский хлеб"  (ОГРН 1026602051893, ИНН 6646009746)

к Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области  (ОГРН 1026605251287, ИНН 6661089658)

об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Сергинский хлеб» (далее –общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением об отмене постановления Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области (далее – министерство) от 28.05.2013 № 12-09-07/47-п о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в виде наложения штрафа в размере 40 000 руб.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 06 августа 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование своих доводов заявитель ссылается на наличие процессуальных нарушений, которые видит в том, что генеральный директор не был уведомлен о проверке и не присутствовал при ее проведении, замеры проводились без представителя общества, без понятых, протокол изъятия не составлялся. Из чего заявитель делает вывод, что доказательства получены незаконным путем. Также заявитель полагает, что административным органом не доказано, что общество обязано получить специальное разрешение на выброс вредных веществ в атмосферный воздух.

Заинтересованное лицо письменный отзыв на апелляционную жалобу не представило.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили, что в силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, прокуратурой Нижнесергинского района Свердловской области 22.04.2013 в отношении общества «Сергинский хлеб» проведена проверка по вопросу соблюдения законодательства об охране атмосферного воздуха. К проведению проверки прокуратурой был привлечен специалист министерства; проверка проводилась в связи с поступившим обращением Титова А.И.

В ходе проверки прокурором установлено, что общество «Сергинский хлеб» размещается на одной промплощадке, расположенной по адресу: Свердловская область, р.п. Верхние Серги, ул. Колхозная, д. 1а; данное общество осуществляет деятельность по производству хлеба и хлебобулочных изделий; в процессе производственной деятельности эксплуатируется 9 источников выбросов (4 организованных и 5 неорганизованных).

На момент проверки обществом «Сергинский хлеб» эксплуатировался организованный источник выбросов – котельная, обеспечивающая работу хлебопекарных печей. Топливом для котельной служит каменный уголь.

При этом общество «Сергинский хлеб» осуществляет выброс вредных веществ в атмосферный воздух в процессе эксплуатации стационарного источника (котельной) при отсутствии специального разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Подтверждением выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферу на момент проверки являются замеры на источнике выбросов, выполненные отделом технологического лабораторного контроля за источниками загрязнения государственного казенного учреждения Свердловской области «Центр экологического мониторинга и контроля» (протокол количественного химического анализа выбросов в атмосферу от 22.04.2013 № 56).

В ходе эксплуатации котельной в атмосферу выбрасываются следующие вещества: диоксид азота, оксид азота, оксид углерода, диоксид серы.

Установленные факты послужили основанием для вынесения прокурором Нижнесергинского района в отношении общества постановления от 29.04.2013 о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ. Данное постановление направлено для рассмотрения по существу в министерство.

По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении министерством вынесено постановление от 28.05.2013 № 12-09-07/47-п, которым общество «Сергинский хлеб» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ в виде наложения штрафа в размере 40 000 руб.

Не согласившись с постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из доказанности наличия в действиях заявителя состава вменяемого административного правонарушения, отсутствия существенных процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, отклонив доводы общества о нарушениях положений Федерального закона № 294-ФЗ.

Исследовав представленные в материалы дела доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения и соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.

Частью 1 ст. 8.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объективная сторона правонарушения, выражается в незаконном выбросе загрязняющих веществ в атмосферу и во вредном физическом воздействии на атмосферный воздух. К загрязняющим веществам относятся химические или биологические вещества либо смесь таких веществ в атмосферном воздухе, оказывающие при определенной концентрации неблагоприятное воздействие на здоровье человека, объекты растительного и животного мира и другие составляющие окружающей природной среды.

По смыслу ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ административная ответственность наступает в случае, когда на выброс вредных веществ в атмосферный воздух требуется получить специальное разрешение, однако такое разрешение отсутствует.

Правовые основы охраны атмосферного воздуха устанавливает Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее по тексту - Закон об охране атмосферного воздуха).

Согласно статье 1 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Федеральный закон об охране атмосферного воздуха") вредное (загрязняющее) вещество - химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду; загрязнение атмосферного воздуха - поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха; вредное физическое воздействие на атмосферный воздух - вредное воздействие шума, вибрации, ионизирующего излучения, температурного и других физических факторов, изменяющих температурные, энергетические, волновые, радиационные и другие физические свойства атмосферного воздуха, на здоровье человека и окружающую среду.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон об охране окружающей среды) загрязняющее вещество - вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

Пунктами 1, 2 статьи 12 Федерального закона об охране атмосферного воздуха в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются следующие нормативы таких выбросов: технические нормативы выбросов; предельно допустимые выбросы (пункт 1). Технические нормативы выбросов устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды или другой уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды для отдельных видов стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также для являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха транспортных или иных передвижных средств и установок всех видов (пункт 2). Предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом) (пункт 3).

В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона об охране атмосферного воздуха выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Согласно статье 22 Федерального закона об охране атмосферного воздуха юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды (пункт 1). Источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, источники вредных физических воздействий на атмосферный воздух, перечни вредных (загрязняющих) веществ, перечни вредных физических воздействий на атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, для организаций, городских и иных поселений, субъектов Российской Федерации и Российской Федерации в целом устанавливаются на основании данных о результатах инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды (пункт 2).

В соответствии с Приказом МПР РФ № 579 от 31.12.2010 "О порядке установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, и о Перечне вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию" такие вещества, как азота диоксид, серы диоксид, оксид углерода подлежат государственному учету и нормированию.

Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что общество «Сергинский хлеб» осуществляет эксплуатацию котельной, топливом для которой служит каменный уголь.

Указанные котельные являются стационарными источниками выбросов вредных (загрязняющих) веществ, таким образом, производственная деятельность общества связана с эксплуатацией источников выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ.

Согласно результатам прокурорской проверки, подтверждением выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферу являются замеры на источнике выбросов, выполненные отделом технологического лабораторного контроля за источниками загрязнения государственного казенного учреждения Свердловской области «Центр экологического мониторинга и контроля» (протокол количественного химического анализа выбросов в атмосферу от 22.04.2013 № 56).

Вместе с тем, разрешение на выброс вредных веществ в атмосферный воздух обществом не получено.

Таким образом, имея источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и осуществляя фактический выброс таких веществ в атмосферный воздух, общество «Сергинский хлеб» нарушило требования ст. 12, ч. 2 ст. 14, 15, 16, 17 Закона об охране атмосферного воздуха и 22, 39 Федерального закона "Об охране окружающей среды", что свидетельствует о наличии в действиях общества события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ.

Довод общества о том, что административным органом не доказана обязанность общества получать специальное разрешение на выброс вредных веществ в атмосферный воздух, апелляционным судом рассмотрен и отклонен, поскольку административным органом установлено, что котельные являются стационарными источниками выбросов вредных (загрязняющих) веществ (диоксид азота,

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2013 по делу n А50-6266/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также