Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2013 по делу n А50-8777/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-9615/2013-АК

г. Пермь

07 октября 2013 года                                                     Дело № А50-8777/2013­­

Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2013 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 07 октября 2013 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Варакса Н.В.,

судей Васевой Е.Е., Грибиниченко О.Г., 

при ведении протокола судебного заседания секретарем Кожевниковой К.В., 

при участии:

от заявителя товарищества собственников жилья «Гайдара, 5» (ОГРН 1085906004623, ИНН 5906083679): Посухов А.А., председатель ТСЖ, предъявлен паспорт, выписка из ЕГРЮЛ, 

от заинтересованного лица Главного управления МЧС России по Пермскому краю в лице 1 Отдела надзорной деятельности (ОГРН 1065902059123, ИНН 5902293442): Мирзаянов С.И., предъявлено удостоверение, доверенность от 18.06.2013,

(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу

заинтересованного лица Главного управления МЧС России по Пермскому краю в лице 1 Отдела надзорной деятельности

на решение Арбитражного суда Пермского края

от 10 июля 2013 года по делу № А50-8777/2013,

принятое судьей Власовой О.Г.,

по заявлению товарищества собственников жилья «Гайдара, 5»

к Главному Управлению МЧС России по Пермскому краю в лице 1 Отдела надзорной деятельности

о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,

установил:

Товарищество собственников жилья «Гайдара, 5» (далее – заявитель, ТСЖ «Гайдара, 5», Товарищество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления 1 Отдела надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Пермскому краю (далее – заинтересованное лицо, административный орган) от 25.04.2013 № 146 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1, ч.3, ч. 4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в виде штрафа в размере 150 000 рублей.

Решением Арбитражного суда Пермского края от 10.07.2013 заявленные требования удовлетворены, оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности признано незаконным и отменено.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, административный орган ссылается на наличие в действиях (бездействии) ТСЖ «Гайдара, 5» состава административного правонарушения и указывает на отсутствие существенных процессуальных нарушений при проведении проверки.

Присутствовавший в судебном заседании представитель административного органа поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.   

ТСЖ «Гайдара, 5» отзыв на апелляционную жалобу не представило, представитель Товарищества в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 28.01.2013 № 77 (л.д. 57-58) административным органом проведена плановая выездная проверка на предмет соблюдения ТСЖ «Гайдара, 5» требований пожарной безопасности в жилом доме по адресу: г. Пермь, ул. Аркадия Гайдара, д. 5, в ходе которой установлены нарушения требований пожарной безопасности, что зафиксировано в акте проверки от 21.03.2013 № 77 (л.д.61-62).

По факту выявленных нарушений требований пожарной безопасности уполномоченным должностным лицом административного органа в отношении ТСЖ «Гайдара, 5» составлены протоколы об административных правонарушениях от 02.04.2013 (л.д. 70-78), по результатам рассмотрения которых вынесено постановление от 25.04.2013 № 146 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1, ч. 3, ч. 4 ст.20.4 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 150 000 руб. (л.д. 7-9).

Не согласившись с указанным постановлением о привлечении к административной ответственности, ТСЖ «Гайдара, 5» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании данного постановления незаконным и его отмене.

Суд первой инстанции пришел к выводам о недоказанности административным органом в действиях (бездействии) ТСЖ «Гайдара, 5» состава административного правонарушения, в связи с тем, что административным органом были допущены грубые нарушения при проведении проверки (ненадлежащее извещение о проведении плановой проверки).

Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ требования пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 данного Кодекса и частями 3 - 8 указанной выше статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

В ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения.

В силу ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

В ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон «О пожарной безопасности») установлены обязанности организаций в области пожарной безопасности, к числу которых относится обязанность соблюдать требования пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции (ст. 38 Федерального закона «О пожарной безопасности»).

В соответствии со ст. 1, ст. 2 Федерального закона «О пожарной безопасности» законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности. Нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390, вступившим в силу с 15.05.2012, утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее – Правила противопожарного режима).

В соответствии с п. 3 Правил противопожарного режима лица допускаются к работе на объекте только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности. Обучение лиц мерам пожарной безопасности осуществляется путем проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума. Порядок и сроки проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума определяются руководителем организации. Обучение мерам пожарной безопасности осуществляется в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности.

В силу п. 55 Правил противопожарного режима руководитель организации обеспечивает исправность сетей наружного и внутреннего противопожарного водопровода и организует проведение проверок их работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов.

Согласно п. 57 Правил противопожарного режима руководитель организации обеспечивает укомплектованность пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода пожарными рукавами, ручными пожарными стволами и вентилями, организует перекатку пожарных рукавов (не реже 1 раза в год).

В п. 63 Правил противопожарного режима предусмотрено, что руководитель организации обеспечивает в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками выполнения ремонтных работ проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений (автоматических установок пожарной сигнализации и пожаротушения, систем противодымной защиты, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией). В период выполнения работ по техническому обслуживанию или ремонту, связанных с отключением систем противопожарной защиты или их элементов руководитель организации принимает необходимые меры по защите объектов от пожаров.

Как следует из материалов дела, ТСЖ «Гайдара, 5» осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Пермь, ул.Аркадия Гайдара, д. 5, и, соответственно, является ответственным за соблюдение требований пожарной безопасности при содержании общего имущества данного многоквартирного дома.

ТСЖ «Гайдара, 5» вменяются следующие нарушения требований пожарной безопасности:

по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ:

- в нарушение п. 3 Правил противопожарного режима с работниками не проведен инструктаж о мерах пожарной безопасности и обучение по программе пожарно-технического минимума;

по ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ:

- в нарушение п. 57 Правил противопожарного режима пожарные краны внутреннего противопожарного водоснабжения не укомплектованы пожарными рукавами и стволами;

- в нарушение п. 55 Правил противопожарного режима не произведена проверка на работоспособность сетей внутреннего противопожарного водоснабжения с составлением соответствующего акта с периодичностью 2 раза в год;

по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ:

- не представлен документ, подтверждающий исправное состояние систем противопожарной защиты (автоматическая пожарная сигнализация, система оповещения людей о пожаре, система противодымной защиты);

- в нарушение п. 63 Правил противопожарного режима не заключен договор по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты (автоматическая пожарная сигнализация, система оповещения людей о пожаре, система противодымной защиты).

При рассмотрении административным органом дела об административном правонарушении нарушение, выразившееся в том, что с работниками не проведен инструктаж о мерах пожарной безопасности и обучение по программе пожарно-технического минимума, из оспариваемого постановления исключен, в связи с представлением Товариществом документов, подтверждающих проведение с работниками инструктажа о мерах пожарной безопасности, о чем сделана отметка в самом тексте постановления о назначении административного наказания (л.д. 7, 13оборот). 

Факт наличия иных вышеперечисленных нарушений требований пожарной безопасности подтвержден имеющимися в материалах дела доказательствами, в том числе, актом проверки от 21.03.2013 № 77, протоколами об административных правонарушениях от 02.04.2013 № 146, № 147, № 148, объяснениями председателя ТСЖ «Гайдара, 5» Посухова А.А., что свидетельствует о доказанности события административного правонарушения, предусмотренного ч. 3, ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вопрос о наличии вины Товарищества в совершении административного правонарушения исследовался административным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении, что отражено в постановлении о привлечении Товарищества к административной ответственности. При этом в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности указано, что у Товарищества имелась возможность устранить данные нарушения, но им не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований пожарной безопасности.

Суд апелляционной инстанции полагает, что отсутствие необходимых денежных средств, а также отказ собственников жилых помещений от финансирования работ по наладке системы пожаротушения и автоматического дымоудаления в 2010, в 2011 году (л.д. 24-29) не свидетельствует о принятии Товариществом всех зависящих от него мер по устранению нарушений пожарной безопасности, при том, что нарушения требований пожарной безопасности выявлены 2013 году; заключение договора на проведение работ по диагностике автоматических систем противопожарной защиты от 17.01.2013 (л.д. 15-18), предварительного договора на проведение работ по техническому обслуживанию автоматических систем

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2013 по делу n А71-9899/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также