Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2007 по делу n А47-2610/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

А47-2610/2007

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№18АП-6312/2007

г.Челябинск                                                                      Дело №А47-2610/2007

31 октября 2007 г.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Чередниковой М.В., судей Митичева О.П., Тремасовой-Зиновой М.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Андреевой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Южного округа города Оренбурга на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 16 июля 2007г. по делу №А47-2610/2007 (судья Федорова С.Г.),

УСТАНОВИЛ:

индивидуальный предприниматель Усатый Александр Николаевич (далее – ИП Усатый А.Н., индивидуальный предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к администрации Южного округа города Оренбурга (далее – администрация, орган местного самоуправления, административный орган, заинтересованное лицо) о признании незаконными действий администрации Южного округа города Оренбурга по демонтажу игрового автомата, расположенного по адресу: г.Оренбург, пр. Гагарина (четная сторона), остановка 60 лет Октября.

Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 16 июля 2007 года по делу №А47-2610/2007 требования индивидуального предпринимателя удовлетворены.

Не согласившись с вынесенным решением, администрация обратилась в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 16.07.2007 отменить.

В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на Федеральный закон от №244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №244-ФЗ), вступивший силу с 01.01.2007, пунктом 1 статьи 5 которого предусмотрено, что деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр, которыми в соответствие с пунктом 5 статьи 4 названного федерального закона могут быть только юридические лица. Следовательно, заявитель, являясь индивидуальным предпринимателем, не вправе с 01.01.2007 осуществлять деятельность по организации азартных игр, несмотря на наличие у него лицензии.

Имеющаяся у предпринимателя лицензия дает ему право заниматься  таким видом деятельности как азартные игры при условии соблюдения, в том числе положения пункта 2 статьи 5 названного закона, предусматривающего, что деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях, соответствующих требованиям, предусмотренным Федеральным законом от 29.12.2006 №244-ФЗ, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации  и иными нормативными правовыми актами.

Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 5 Федерального закона №244-ФЗ  деятельность по организации  и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях, соответствующих требованиям, предусмотренным названным федеральным законом, между тем, в силу пункта 11 статьи 4 данного закона принадлежащий предпринимателю игровой автомат игорным  заведением не является.   Таким образом, заявитель,  имея соответствующую лицензию, но в силу требований Федерального закона №244-ФЗ, не являясь организатором азартной игры и не имея соответствующего игорного заведения не вправе был организовывать  азартные игры с использованием игорного оборудования в виде игрового автомата, установленного на муниципальной земле без надлежащего разрешения администрации города Оренбурга и уплаты соответствующих платежей.

Индивидуальный предприниматель представил отзыв на апелляционную жалобу в котором указал, что с доводами апелляционной жалобы не согласен, просит решение арбитражного суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В отзыве заявитель ссылается на наличие лицензии  на осуществление деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений, выданной в 2003 году сроком на 5 лет в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Лицензии до настоящего времени не приостановлена и не отозвана. Заявитель считает применение к нему положений пунктов 5 и 11 статьи 4 Федерального закона №244-ФЗ незаконным. Существующие противоречия в федеральном законодательстве должны трактоваться в пользу индивидуального предпринимателя.

Кроме того, согласно  пункту 2 статьи 3 Федерального закона №244-ФЗ государственным регулированием деятельности по организации и проведению азартных игр должен заниматься федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, который в настоящее время не назначен. Заинтересованное лицо, осуществив демонтаж игрового автомата, превысило установленные законом полномочия.

Заявитель указывает на наличие согласования и выделение места под расположение игрового автомата, в обоснование чего ссылается на письмо Южного административного округа г.Оренбурга от 15.01.2004 о выделении предпринимателю места по адресу: пр. Гагарина, в районе остановки «60 лет Октября» от 15.01.2004.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание  представители заявителя и  заинтересованного лица не явились.

В соответствии со статьями 123,  156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя заявителя, представителя заинтересованного лица, надлежащим образом  извещенных о времени и месте судебного заседания, на основании имеющихся в деле материалов.  

Исследовав материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу – не подлежащей удовлетворению.

Как следует из материалов дела, согласно свидетельству о внесении  в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи  от 01.11.2004 №001360297 индивидуальный предприниматель Усатый Александр Николаевич с 26.02.2003 осуществляет предпринимательскую деятельность (л.д. 9).

В соответствии с лицензией №001958  индивидуальный предприниматель Усатый А.Н.  имеет право на осуществление деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений, срок действия лицензии  с 20.06.2003 по 20.06.2008  (л.д. 10).

В связи с осуществлением названной деятельности, заявителем были установлены игровые автоматы, в том числе игровой автомат по адресу: город Оренбург, пр. Гагарина, остановка 60 лет Октября, который 06.03.2007 был демонтирован администрацией Южного округа г.Оренбурга и вывезен  на стоянку.

Не согласившись с действиями администрации по демонтажу игрового автомата, индивидуальный предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия установленных федеральным законодательством полномочий органов местного самоуправления по правовому регулированию вопросов предпринимательской деятельности в сфере игорного бизнеса, а также из того, что обжалуемые действия администрации Южного округа муниципального образования город Оренбург осуществлены с превышением имеющихся у нее полномочий и непосредственно затрагивают права и законные интересы индивидуального предпринимателя.

Выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.

Согласно статье 2 Федерального закона от 28.08.1995 №154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление в Российской Федерации – это признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

Предметы ведения местного самоуправления, помимо статьи 132 Конституции Российской Федерации, определены также частью 2 статьи 6 Федерального закона от 28.08.1995 №154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Иные вопросы органы местного самоуправления вправе принимать к своему рассмотрению только в случае отнесения их к вопросам местного значения законами субъектов Российской Федерации, а наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств (абзац 2 части 2, часть 4 статьи 6 Федерального закона от 28.08.1995 №154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии у органа местного самоуправления на момент совершения обжалуемых действий полномочий на установление ограничений по размещению объектов игорного бизнеса на территории данного муниципального образования, в связи с тем, что спорный вопрос не отнесен законодательством Российской Федерации к вопросам местного значения.

При таких обстоятельствах действия администрации по демонтажу игрового автомата правомерно признаны судом первой инстанции незаконными.

Ссылка администрации на положения статьи 16 Федерального закона №244-ФЗ не может быть принята судом апелляционной инстанции во внимание по следующим основаниям.

Федеральный закон №244-ФЗ вступил в действие с 01.01.2007. Статьей 5 названного закона деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных Федеральным законом №244-ФЗ, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными правовыми актами. Организаторами азартных игр могут выступать юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке на территории Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 статьи 16 Федерального закона №244-ФЗ  имеющие соответствующие лицензии игорные заведения при условии их соответствия требованиям, установленным частью 6 статьи 6, частями 1, 3 - 5 статьи 8, частями 2 и 3 статьи 15, частью 2 статьи 16 настоящего Федерального закона, вправе продолжить свою деятельность до 30 июня 2009 года без получения предусмотренного настоящим Федеральным законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне. При этом требования, установленные частью 2 статьи 15 Федерального закона №244-ФЗ, применяются ко всем игорным заведениям вне зависимости от их вида.

До 30 июня 2009 года имеют право продолжать свою деятельность игорные заведения, соответствующие следующим требованиям:

- стоимость чистых активов организатора азартных игр в течение всего периода осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр в казино и залах игровых автоматов не может быть менее 600 миллионов рублей;

- организация и проведение азартных игр могут осуществляться исключительно работниками организатора азартных игр, при этом работниками не могут являться лица, не достигшие возраста восемнадцати лет;

- используемое игорное оборудование должно соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании и находиться в собственности организатора азартных игр; документы, подтверждающие соответствие оборудования указанным требованиям, должны находиться в помещении игорного заведения;

- технически заложенный средний процент выигрыша каждого игрового автомата не может составлять менее 90 %;

- игорные заведения могут располагаться только в зданиях, строениях, сооружениях, являющихся объектами капитального строительства, занимать указанные объекты полностью или располагаться в единой обособленной их части;

- игорные заведения не могут располагаться в зданиях, строениях, сооружениях физкультурно-оздоровительных и спортивных учреждений (за исключением букмекерских контор и тотализаторов);

- в доступном для посетителей игорного заведения месте должны быть размещены: текст Закона, установленные организатором правила азартных игр и правила посещения игорного заведения, лицензия;

- игорное заведение должно быть разделено на зону обслуживания участников азартных игр и служебную зону игорного заведения;

- площадь зоны обслуживания участников азартных игр в казино не может быть менее 800 кв. м, в ней должны находиться касса игорного заведения, гардероб, места для отдыха посетителей, туалет;

- в зоне обслуживания участников азартных игр в казино должно быть установлено не менее 10 игровых столов (должны находиться в собственности организатора азартных игр), также могут быть установлены игровые автоматы, кассы тотализатора, букмекерские конторы;

- в служебной зоне игорного заведения должно находиться помещение для отдыха работников, специально оборудованное помещение для приема, выдачи и временного хранения денежных средств, помещение для организации службы безопасности игорного заведения;

- площадь зоны обслуживания участников азартных игр в зале игровых автоматов не может быть менее 100 кв. м, в ней должны находиться касса игорного заведения и туалет;

- в зоне обслуживания участников азартных игр в зале игровых автоматов должно быть установлено не менее 50 игровых автоматов (должны находиться в собственности организатора азартных игр), также могут быть установлены кассы тотализатора и букмекерские конторы;

- в служебной зоне зала игровых автоматов должно находиться специально оборудованное помещение или должно быть установлено оборудование для приема, выдачи и временного хранения денежных средств.

Деятельность игорных заведений, не соответствующих вышеуказанным требованиям, должна быть прекращена до 1 июля 2007 года (часть 6 статьи 16 Федерального закона №244).

Следовательно, в целях приведения деятельности предпринимателей в сфере  игорного бизнеса в соответствие с требованиями закона установлен срок до 01.07.2007. Такой же срок установлен для прекращения деятельности игорных заведений, не соответствующих требованиям части 6 статьи 16  Федерального закона №244-ФЗ.

Частью 10 статьи 16 Федерального закона №244-ФЗ предусмотрено, что до истечения шести месяцев со дня вступления в силу данного закона Правительством Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации должны быть приняты нормативные правовые

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2007 по делу n А47-4381/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также