Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2014 по делу n А07-15281/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

 

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-13947/2013

 

г. Челябинск

 

22 января 2014 года

Дело № А07-15281/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2014 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 22 января 2014  года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Соколовой И.Ю.,

судей Карпачевой М.И., Пивоваровой Л.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаус О.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.10.2013 по делу А07-15281/2012 (судья Айбасов Р.М.).

В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью «Лукоморье» - Соколов И.В. (доверенность от 13.01.2014 № 1).

Общество с ограниченной ответственностью «Лукоморье» (далее –заявитель, ООО «Лукоморье», общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан (далее – ответчик, Администрация) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения о предоставлении в собственность ООО «Лукоморье» земельного участка, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, Уфимский район, с. Михайловка, ул. Садовая, д. 35 с кадастровым номером 02647:110701:0118, площадью 482860 кв. м; обязании Администрации принять решение о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 02647:110701:0118, площадью 482860 кв. м в собственность ООО «Лукоморье», подготовить и направить ООО «Лукоморье» проект договора купли-продажи указанного земельного участка в десятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу (требования изложены с учетом уточнения их предмета заявителем в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.10.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Башкортостан (далее – Кадастровая палата).

Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 04.10.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее – МЗИО РБ) и открытое акционерное общество акционерная нефтяная компания «Башнефть» (далее – ОАО АНК «Башнефть»).

Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.10.2013 (резолютивная часть оглашена 24.10.2013) заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным, несоответствующим статье 10 Федерального закона № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» бездействие Администрации Муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан выразившееся в непринятии решения о предоставлении обществу с ограниченной ответственностью «Лукоморье» (ИНН 024500155) земельного участка с кадастровым номером 02:47:110701:118, общей площадью 482 860 кв.м, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, Уфимский район, сельский совет Михайловский в собственность за плату; обязал Администрацию муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан устранить допущенное нарушение путем принятия в течении тридцати дней со дня вступления настоящего решения суда в законную силу решения о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 02:47:110701:118, общей площадью 482 860 кв.м в собственность ООО «Лукоморье» и направления в течении десяти дней со дня принятия такого решения в адрес ООО «Лукоморье» проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 02:47:110701:118, общей площадью 482 860 кв. м.

С принятым решением не согласился ответчик и обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе Администрация муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан (далее также – податель жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить.

В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель ссылается на необоснованность вывода суда первой инстанции о нарушении прав ООО «Лукоморье», которое не является арендатором земельного участка с кадастровым номером 02:47:110701:118. Названое утверждение мотивировано наличием в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о зарегистрированном обременении земельного участка арендой в пользу ООО «Лукоморье» (ИНН 0277043815), отличного от ИНН заявителя по настоящему делу (024500155).

Со ссылкой на сведения из Единого государственного реестра юридических лиц об основном виде деятельности – физкультурно-оздоровительная деятельность, а также отсутствие представленных заявителем доказательств, полагает, что общество не является сельскохозяйственным производителем.

Указывает на отсутствие непрерывного использования заявителем земельного участка сельскохозяйственного назначения в течение трехлетнего срока, поскольку земельный участок с кадастровым номером 02:47:110701:118 был снят с кадастрового учета и восстановлен решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.06.2013 по делу № А07-23340/2012.

Кроме того, приобретению земельного участка в собственность препятствует нахождение в пределах земельного участка береговой линии и прибрежной полосы водного объекта, а также линейного сооружения ОАО АНК «Башнефть»; несоответствие площади земельного участка указанной в заявлении о приобретении земельного участка в собственность и в уточненном заявлении по настоящему делу. При наличии ответов Администрации на обращения общества о выкупе земельного участка полагает отсутствующим бездействие, которое может быть оспорено в арбитражном суде.

Полагает, что требования заявителя нарушают предусмотренный законом порядок преимущественного приобретения земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения муниципальным образованием и субъектом Российской Федерации.

К дате судебного заседания от Администрации поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие ее представителя.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание ответчик и третьи лица не явились.

В отсутствии возражений со стороны представителя заявителя и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается арбитражным судом апелляционной инстанции в их отсутствие.

В судебном заседании представитель ООО «Лукоморье» поддержал доводы представленного отзыва, высказал возражения относительно доводов апелляционной жалобы, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В ходе судебного заседания по ходатайству представителя ООО «Лукоморье» к материалам дела приобщены дополнительные доказательства: выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним  от 06.11.2013 и  сведения о земельном участке с кадастровым номером 02:47:110701:118 по состоянию на 04.04.2013, представленные  для обоснования возражений на апелляционную жалобу в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Законность и обоснованность судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, постановлением главы муниципального образования Михайловский сельсовет Уфимского района Республики Башкортостан от 23.09.2004 № 199 ООО «Лукоморье» был предоставлен в аренду земельный участок, расположенный в границах землепользования совхоза «Уфимский» Уфимского района Республики Башкортостан, для сельскохозяйственного производства на 25 лет. На основании указанного постановления, 29.10.2004 между Уфимским районным комитетом по управлению собственностью и ООО «Лукоморье» заключен договор аренды № 116-мих находящегося в государственной собственности земельного участка с кадастровым номером 02:47:110701:118, расположенного по адресу: Уфимский район, Михайловский сельсовет, в границах, указанных в кадастровом плане участка, общей площадью 483000 кв. м, в том числе пашня 8,5 га, пастбища 13,9 га, сенокосы 16,5 га, кустарники – 0,2 га, болота – 1.8 га, лесов – 7,4 га (л. д. 11-13, т. 1).

Срок действия договора установлен с 23 сентября 2004 года по 22 сентября 2029 года (пункт 2.1 договора).

Договор зарегистрирован в Главном управлении Федеральной регистрационной службы по Республике Башкортостан 29.10.2004, о чем свидетельствует выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 14.03.2013 (л. д. 26, т.1, л.д. 47 т.4).

Земельный участок с кадастровым номером 02:47:110701:118 поставлен на государственный кадастровый учет 15.12.2004. В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка он отнесен к категории земель сельскохозяйственного назначения и имеет разрешенное использование для сельскохозяйственного производства (л. д. 14, т. 1).

Из сведений Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 14.03.2013 усматривается, что государственная регистрация права собственности, в том числе субъекта Российской Федерации Республики Башкортостан,  на земельный участок с кадастровым номером 02:47:110701:118  не производилась (л. д. 47, т. 4).

28 ноября 2011 года ООО «Лукоморье» обратилось в Администрацию муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 02:47:110701:118, площадью 483000кв.м. в собственность за плату ( л.д. 69 т.1).

Письмом № 26-19-2977 от 23.12.2011 Администрация сообщила обществу, что Министерством сельского хозяйства Российской Федерации не утвержден перечень документов, подтверждающих надлежащее использование земельного участка, в этой связи рассмотрение вопроса о приобретении земельного участка в собственность возможно только после утверждения данного перечня (л.д. 70 т.1).

25.04.2012 письмом № 14 ООО «Лукоморье» повторно обратилось в Администрацию с просьбой разрешить выкуп земельного участка.

Письмом от 22.06.2012 № 2785 Администрация, сославшись на постановление Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 № 369 «О признаках неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации», уведомило заявителя о том, что совместно с Управлением сельского хозяйства Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан на испрашиваемый земельный участок будет осуществлен выезд в целях проверки его использования по целевому назначению. Также в письме указано, что вопрос выкупа спорного земельного участка будет рассматриваться после подтверждения использования земельного участка по его целевому назначению (л.д. 72 т.1).

Иных сведений о рассмотрении обращения ООО «Лукоморье» материалы дела не содержат.

Ссылаясь на несоответствующее статье 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее - Закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения») бездействие Администрации по рассмотрению обращения общества о принятии решения о предоставлении земельного участка в собственность, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.

Принимая обжалуемое решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции установил наличие у общества права на приобретение в собственность арендуемого земельного участка на основании пункта 4 статьи 10 Закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Заявителем оспорено бездействие Администрации в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц рассматриваются и арбитражными судами, и судами общей юрисдикции, что предопределяет единство критериев для определения понятия «бездействие» и применимость положений пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», согласно которому к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки предоставляются на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2014 по делу n А76-4819/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также