Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2014 по делу n А07-18001/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

 

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

18АП-13873/2013

г. Челябинск

27 января 2014 года

Дело № А07-18001/2013

Резолютивная часть постановления объявлена

20 января 2014 года

Полный текст постановления изготовлен

27 января 2014 года

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Кузнецова Ю.А.,

судей Толкунова В.М., Ивановой Н.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Свистун Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.11.2013 года по делу № А07-18001/2013 (судья Крылова И.Н.), участвуют представитель государственного учреждения – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан Никулин А.Ю. (доверенность № 91 от 09.01.2014)

 

УСТАНОВИЛ:

 

09.10.2013 открытое акционерное общество «Уфимское научно-производственное предприятие «Молния» (далее – заявитель, общество, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительным решения государственного учреждения – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан (далее – учреждение, фонд) № 47 от 01.08.2013 в части начисления страховых взносов на суммы выплат за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за детьми-инвалидами за 2011 и 2012 годы.

Решение принято по результатам проверки, фондом сделан вывод, что общество неправомерно не включило в объект обложения страховыми взносами суммы среднего заработка работникам за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за детьми-инвалидами - 25 040,99 руб.

Выводы фонда неверны, т.к. выплаты за дополнительные выходные дни, предоставляемые работнику для ухода за детьми-инвалидами, имеют компенсационный характер, подлежат возмещению страхователю и не включаются в базу для начисления страховых взносов (т. 1 л.д. 6-9).

По утверждению фонда выплаты производятся в рамках трудовых отношений и независимо от источника финансирования  подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке (т. 1, л.д. 53-55).

Решением суда первой инстанции от 20.11.2013 заявленные требования удовлетворены.

Сделан вывод, что оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми - инвалидами обложению страховыми взносами не подлежит. Указанные выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей - инвалидов, указанная гарантия по своей природе не относится ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде (т.1, л.д.94-99).

09.12.2013 от фонда поступила апелляционная жалоба об отмене судебного решения.

По мнению фонда, суммы оплаты дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за ребенком-инвалидом, подлежит обложению страховыми взносами, поскольку производятся в рамках трудовых отношений (т.1, л.д.103-105).

Общество в отзыве возражает против апелляционной жалобы, ссылается на обстоятельства установленные судебным решением.

Общество извещено о дате и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явилось. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не явившегося лица.

При отсутствии возражений сторон пересмотр судебного решения производится в пределах оснований, указанных в апелляционных жалобах.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционных жалоб, выслушав фонд, установил следующее.

ОАО «УНПП «Молния» зарегистрировано в качестве юридического лица свидетельством от 01.07.2011, состоит на учете в территориальном органе ФСС, является плательщиком страховых взносов (т. 1 л.д. 30, 40-51).

Фондом проведена проверка по вопросам начисления, уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве профессиональных заболеваний и расходования этих средств за период с 01.01.2010 по 31.12.2012, составлен  акт от 30.08.2012 № 28.08.2013 № 51-н/с (т. 1 л.д. 19-28).

Вынесено решение от 01.08.2013 № 47 о привлечении общества к ответственности, установленной п.1 ст. 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) в виде штрафа в размере 403, 94 руб., предложено уплатить недоимку 2 019, 69 руб. Установлено, что страхователь не включил в базу для начисления страховых взносов суммы среднего заработка работникам за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за детьми-инвалидами в 2011 году - 15 888, 69 руб., в 2012 году - 9 152, 30 руб. (т. 1 л.д. 13-18).

Податель жалобы - фонд утверждает, что выплаты за дополнительные выходные дни, предоставляемые работникам для ухода за детьми–инвалидами, подлежат обложению страховыми взносами в общем порядке.

Суд пришел к выводу об особом их характере, что спорные выплаты не относятся по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.

Дав правовую оценку материалам дела, доводам апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.

Данные выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан.

При этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.

Пунктом 8 постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 № 101 «О Фонде социального страхования Российской Федерации» установлено, что средства этого фонда направляются на оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет.

Финансовое обеспечение расходов на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми – инвалидами в соответствии со ст. 262 ТК РФ, осуществляется за счет межбюджетных трансферов из федерального бюджета, предоставляемых в установленном порядке бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации.

Пунктом 1 части 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ и пунктом 1 части 1 статьи 20.2 Закона № 125-ФЗ определено, что не подлежат налогообложению страховыми взносами: государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.

Следовательно, оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами как иная выплата, осуществляемая в соответствии с действующим законодательством, в силу пунктом 1 части 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ и пункта 1 части 1 статьи 20.2 Закона № 125-ФЗ обложению страховыми взносами не подлежит, что исключает начисление пеней и штрафа (данная правовая позиция подтверждается постановлением Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 08.06.2010 №1789/10).

На основании вышеизложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.

Не установлены нарушения, перечисленные в п. 4 ст. 270 АПК РФ: имеется составленный в установленном порядке протокол судебного заседания, участники дела о рассмотрении извещены, судебные документы оформлены в соответствии с требованиями закона.

Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.11.2013 года по делу № А07-18001/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу государственного учреждения – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение  двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья                                                 Ю.А. Кузнецов

Судьи                                                                               Н.А. Иванова

                                                                                            В.М. Толкунов

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2014 по делу n А76-15716/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также