Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2014 по делу n А76-16813/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 18АП-13526/2013 г. Челябинск
27 января 2014 года Дело № А76-16813/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2014г.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 января 2014г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Тимохина О.Б., судей Малышевой И.А., Толкунова В.М., при ведении протокола секретарем судебного заседания Тихоновой Ю.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 31 октября 2013 года по делу № А76-16813/2013 (судья Белый А.В.). В судебном заседании приняли участие представители: закрытого акционерного общества Фабрика специальных столярных изделий «Краснодеревщик» - Платонова И.С. (паспорт, доверенность №14 от 14.01.2014); Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Челябинской области - Ишаева Л.Р. (служебное удостоверение, доверенность №03-07/10 от 09.01.2014). Закрытое акционерное общество Фабрика специальных столярных изделий «Краснодеревщик» (далее - заявитель налогоплательщик, общество, ЗАО ФССИ «Краснодеревщик») обратилось в Арбитражный суд Челябинской области к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Челябинской области (далее - заинтересованное лицо, инспекция, МИФНС, налоговый орган) с заявлением о признании недействительным решения от 13.06.2013 №3 в части штрафных санкций: по налогу при прибыль в сумме 35 872 руб. 40 коп., по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 23 693 руб., по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) в сумме 9 834 757 руб. 40 коп., по налогу на имущество в сумме 346 555 руб. 60 коп.; пени по налогу на имущество в сумме 62 198 руб. 27 коп.; предложения удержать и перечислить налог на прибыль в сумме 310 165 руб. Решением суда от 31 октября 2013 года (резолютивная часть объявлена 23 октября 2013 года) требования общества удовлетворены частично: решение от 13.06.2013 № 3 в части предложения уплатить налог на прибыль в размере 310 165 руб., налоговые санкции по НДФЛ в размере 8 834 757 руб. 40 коп., по налогу на прибыль в размере 17 936 руб. 20 коп., по НДС в размере 10 846 руб. 50 коп., по налогу на имущество в размере 173 277 руб. 80 коп., признано недействительным. В удовлетворении остальной части требований отказано. Полагая, что решение суда первой инстанции вынесено с нарушением норм материального права, инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт в части снижения налоговых санкций по НДФЛ в размере 8 834 757 руб. 40 коп. отменить, принять по делу новый судебный акт. Налоговый орган считает, что судом первой инстанции приняты во внимание смягчающие обстоятельства, которые таковыми не являются: * отсутствие умысла и признание вины. Понятие «отсутствие умысла», по мнению инспекции, подразумевает совершение единичного правонарушения, вследствие незнания закона либо по иным объективным причинам. В данном случае действия общества носят систематический характер, поскольку перечисление НДФЛ происходит несвоевременно, что свидетельствует об умысле и вине налогоплательщика; * уплата задолженности по НДФЛ за проверяемый период до вынесения решения инспекцией. Налоговый орган поясняет, что, не перечислив своевременно в бюджет, удержанный НДФЛ, общество фактически распоряжалось не принадлежащими ему денежными средствами. Кроме того, указанная задолженность погашена только после вручения решения на проведение выездной налоговой проверки (далее - ВНП), что свидетельствует о злоупотреблении налоговым агентом права на применение смягчающих вину обстоятельств; * тяжелое финансовое положение общества, обусловленное последствиями пожара на предприятии. Инспекция считает, что неуплата НДФЛ обществом в установленный срок не может являться последствием пожара 2008 года, поскольку организация не перечисляет данный налог не только после 2008 года. Неуплата НДФЛ зафиксирована задолго до случившегося пожара и подтверждается материалами дела, а именно актами проверок и решениями за проверяемые периоды с 30.07.2004 по 14.01.2007, с 15.01.2007 по 19.04.2009, в которых зафиксированы случаи несвоевременного перечисления налога. До судебного заседания от заявителя поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором общество не согласилось с доводами, изложенными в жалобе, и просит решение в обжалуемой заинтересованным лицом части оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения. Общество поясняет, что в качестве смягчающих ответственность обстоятельств судом первой инстанции правомерно принято во внимание тяжелое финансовое положение заявителя, признание факта и вины в совершении правонарушения, отсутствие умысла, добровольная уплата задолженности по налогу и пени. В судебном заседании представители заявителя и заинтересованного лица поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее соответственно. В соответствии с ч. 5 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ, Кодекс) в отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, решение пересматривается арбитражным апелляционным судом в обжалуемой налоговым органом части. Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Как следует из материалов дела, инспекцией проведена ВНП деятельности общества по вопросам правильности исчисления и удержания, полноты и своевременности перечисления в бюджет налогов и сборов за период, в том числе НДФЛ, за период с 02.09.2010 по 18.09.2012. По результатам проверки налоговым органом составлен акт ВНП от 26.04.2013 № 2 и, с учетом письменных возражений, принято решение от 13.06.2013 № 3 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанным решением налогоплательщик привлечен к ответственности, предусмотренной на основании п. 2 ст. 112, п. 1 ст. 122, ст. 123, п. 1 ст. 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ): * неуплата (неполная уплата) налога на имущество за 2009-2011 г. в сумме 2 141 426 руб., из них: за 2007 г. - 1 077 786 руб.; за 2008 г. - 717 332 руб.; за 2009 г. - 346 308 руб.; * неправомерное не удержание и не перечисление в бюджет в установленный срок НДС, в качестве налогового агента за 2009-2011 г. в сумме 206 839 руб.; * неправомерное не удержание и не перечисление в бюджет в установленный срок налога на прибыль, в качестве налогового агента за 2009-2011 г. в сумме 310 165 руб., из них: за 2009 г. в сумме 155 564 руб., за 2010 г. в сумме 109 491 руб., за 2011 г. в сумме 45 110 руб.; * налоговым агентом не выполнена обязанность по своевременному исчислению и удержанию НДФЛ из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислению сумм налога в бюджет; сумма не исчисленного, не удержанного и не перечисленного НДФЛ в результате неправомерно примененного стандартного вычета налоговым агентом составила 3 770 руб., в том числе за 2009 г. - 1 430 руб., за 2010 г. - 2 340 руб.; * удержанный, но не перечисленный НДФЛ на 18.09.2012 составил 5 968 865 руб. 16 коп. (указанная сумма налога перечислена в бюджет в ходе ВНП). Не согласившись с вынесенным МИФНС решением, общество обратилось в вышестоящий налоговый орган - Управление Федеральной налоговой службы по Челябинской области (далее - управление, УФНС), с апелляционной жалобой. Решением управления № 16-07/002037@ от 07.08.2013 решение МИФНС от 13.06.2013 № 3 оставлено без изменения и утверждено. Не согласившись с решением налогового органа, общество обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с настоящим заявлением. Удовлетворяя частично заявленные требования, суд первой инстанции, с учетом смягчающих вину обстоятельств: тяжелое финансовое положение заявителя, обусловленное последствиями пожара на предприятии (т.3, л.д. 77-84, л.д. 85-88, 96), отсутствие умысла, признание вины, добровольная уплата задолженности по налогам), пришел к выводу о снижении размера подлежащих уплате налоговых санкций, а именно: уменьшить в 2 раза налог на прибыль до 17 936 руб. 20 коп., НДС до 10 846 руб. 50 коп., налог на имущество до 173 277 руб. 80 коп., а НДФЛ уменьшить до 1 000 000 руб. Суд пришел к выводу о том, что поскольку общество не удержало и не перечислило в бюджет причитающуюся с иностранной организации сумму налога, инспекция вправе привлечь общество к ответственности, предусмотренной ст. 123 НК РФ, так как эта ответственность наступает за невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и перечислению налогов, а также начислить пени, поскольку пеня является способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов (ст. 72 НК РФ). Оценив в порядке ст. 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству. В соответствии с п. 1 ст. 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации. В силу подп. 1 п. 3 ст. 24 НК РФ налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги. Согласно с п. 5 ст. 24 НК РФ установлено, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах; обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. В силу подп. 5 п. 3 ст. 45 НК РФ, если обязанность по исчислению и удержанию налога из денежных средств налогоплательщика возложена в соответствии с НК РФ на налогового агента, то обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком со дня удержания сумм налога налоговым агентом. Согласно п. 2 ст. 58 НК РФ подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки. В соответствии со ст. 216 НК РФ налоговым периодом по НДФЛ признается календарный год. В силу п. 1 ст. 226 НК РФ российские организации, индивидуальные предприниматели, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в п. 2 ст. 226 НК РФ, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму НДФЛ, исчисленную в соответствии со ст. 224 НК РФ. На основании п. 4 ст. 226 НК РФ налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму НДФЛ непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного НДФЛ не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках. В иных случаях налоговые агенты перечисляют суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода, - для доходов, выплачиваемых в денежной форме, а также дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога, - для доходов, полученных налогоплательщиком в натуральной форме либо в виде материальной выгоды (п. 6 ст. 226 НК РФ). Согласно п. 9 ст. 226 НК РФ уплата НДФЛ за счет средств налоговых агентов не допускается. В силу ст. 123 НК РФ неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 % от суммы, подлежащей перечислению. В соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.2005 № 9-П публично-правовая природа налоговых правонарушений и претерпевание негативных последствий их совершения предполагает, что по таким делам требуется обнаружение, выявление налоговых правонарушений, собирание доказательств. Подобного рода функции, как относящиеся к досудебным стадиям производства, по смыслу ст. 10, 118, 123, 126 и 127 Конституции Российской Федерации, не может выполнять суд. Фактические обстоятельства, в связи с которыми к налогоплательщику (налоговому агенту) применяются меры ответственности за совершение правонарушений в виде денежного взыскания (штрафа), устанавливаются налоговыми органами в процессе проведения соответствующих мероприятий налогового контроля, в ходе которых требуется обнаружение, выявление правонарушений, собирание доказательств. В акте проверки, являющемся итоговым актом такого контроля, обосновывается факт правонарушения и наличие в деянии лица признаков состава правонарушения, указывается норма законодательства, определяющая конкретный вид правонарушения, диспозицию правонарушающего деяния и соответствующую санкцию. Таким актом, по существу, возбуждается преследование за совершение правонарушения, то есть начинается процесс привлечения к ответственности. Согласно подп. 12 п. 3 ст. 100 НК РФ в акте налоговой проверки указываются документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых. В силу п. 4 ст. 100 НК РФ требования к составлению акта налоговой проверки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. В Требованиях к составлению акта налоговой проверки, обязательных для налоговых органов, указано, что акт выездной (повторной выездной) налоговой проверки должен содержать систематизированное изложение документально подтвержденных фактов нарушений законодательства о налогах и сборах и иных имеющих значение обстоятельств, выявленных в процессе проверки, или указание на отсутствие Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2014 по делу n А07-19700/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Сентябрь
|