Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2014 по делу n А07-20674/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ПОСТАНОВЛЕНИЕ №18АП-14196/2013 г. Челябинск 30 января 2014г. Дело №А07-20674/2012 Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2014 года. Постановление изготовлено в полном объеме 30 января 2014 г. Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Баканова В.В., судей Костина В.Ю. и Малышева М.Б., при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым Е.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения Республики Башкортостан «Янаульское лесничество» на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 31 октября 2013 г. по делу №А07-20674/2012 (судья Решетников С.А.), В судебном заседании приняли участие представители: Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан – Медведева Л.Д. (доверенность от 20.01.2014 № 17); Прокуратуры Республики Башкортостан – Москвитин Н.Н. (удостоверение №151852). Государственное бюджетное учреждение Республики Башкортостан «Янаульское лесничество» (далее – ГБУ РБ «Янаульское лесничество», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее – заинтересованное лицо, антимонопольный орган, Управление, УФАС по РБ) о признании незаконными решения № А-242/15-12 о нарушении антимонопольного законодательства и предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства № 172-А- 242/15-12 от 03.10.2012. В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан, Министерство финансов Республики Башкортостан и Прокуратура Республики Башкортостан. Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 31.10.2013 (резолютивная часть решения объявлена 29.10.2013) в удовлетворении требований заявителя отказано. Не согласившись с таким решением, ГБУ РБ «Янаульское лесничество» обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает на отсутствие в действиях ГБУ РБ «Янаульское лесничество» нарушений п. 9 ч.1 ст.15 Федерального закона от 27.06.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон №135-ФЗ). Полагает недоказанным ограничение, недопущение или устранение конкуренции в результате таких действий. Возражает против вывода суда о том, что ГБУ РБ «Янаульское лесничество» осуществляет функции органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по организации и проведению аукционов на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений. По мнению подателя жалобы, бюджетные учреждения не являются получателями бюджетных средств, в связи с чем, не могут выступать в качестве организаторов аукциона по продаже права или продавцами по договору купли продажи лесных насаждений, соответственно их хозяйственная деятельность по заключению договоров оказания услуг не регулируется частью 4 статьи 75, пунктом 2 части 4 ст. 79 Лесного кодекса РФ и Методическими указаниями. Полагает неверным вывод суда, что услуги, по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений, оказываемые Министерством лесного хозяйства РБ прямо указаны в Перечне бесплатно оказываемых услуг, утвержденных Правительством от 30.07.2009 г. №300, так как плата по договору купли-продажи лесных насаждений, за исключением платы по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, определяется на основе минимального размера платы, который определяется как произведение ставки платы за единицу объема древесины и объема подлежащей заготовке древесины, что исходя из положений п. 4 ч. 4 ст. 79 ЛК РФ является предметом аукциона на заключение договора купли-продажи лесных насаждений (начальная цена заготавливаемой древесины). Кроме того указывает, что представленные заявителем расшифровки, предъявленные к оплате услуг: работы по ограничению лесных участков в натуре, материально-денежная оценка, отвод, оформление договора купли-продажи и составление технологической карты разработки лесосек непосредственно связаны с аукционами, указанные документы необходимы для участия в аукционе, но в перечень госуслуг не входят. Основанием для самостоятельного заключения гражданско-правовых договоров на возмещение возникающих в связи с выполнением работ издержек являлось то, что лесничество от своего имени, без доверенности заключает договоры оказания услуг в рамках своей хозяйственной деятельности, эти работы не связаны с аукционами. В связи с чем, вывод суда о незаключении ГБУ РБ «Янаульское лесничество» договоров купли-продажи лесных насаждений без подписания участниками аукционов договоров об оказании дополнительных платных услуг и их оплаты, свидетельствует о нарушении заявителем прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, является незаконным. При таких обстоятельствах, вывод суда о том, что ГБУ РБ «Янаульское лесничество» неправомерно устанавливало и взимало плату за те госуслуги, которые являлись предметом аукциона и должны были оказываться бесплатно не соответствует вышеуказанным нормам права и фактическим обстоятельствам по делу, которые бы свидетельствовали об их бесплатном характере выполнения, документального подтверждения не имеют. В судебное заседание представитель ГБУ РБ «Янаульское лесничество» не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. До судебного заседания представлено ходатайство с просьбой о рассмотрении дела в свое отсутствие. Представитель УФАС по РБ в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, по доводам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. Третье лицо - Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. До судебного заседания представлено ходатайство с просьбой о рассмотрении дела без их участия. Указав, что доводы, изложенные ГБУ РБ «Янаульское лесничество» в апелляционной жалобе поддерживают. Представитель третьего лица – Прокурора Республики Башкортостан возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда первой инстанции. Министерство финансов Республики Башкортостан о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции без участия не явившихся представителей участвующих в деле лиц. В материалы дела поступил отзыв Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан, в котором указано о согласии с доводами заявителя, указанными в апелляционной жалобе, о незаконности решения. В приобщении отзыва, представленного Министерством лесного хозяйства Республики Башкортостан, судом отказано, так как не представлено доказательств заблаговременного направления его копий лицам, участвующим в деле. Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям. Как следует из материалов дела, ГБУ РБ «Янаульское лесничество», которое создано в соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от 06.09.2008 № 319 для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан в сфере лесных отношений, и к функциям которого отнесено обеспечение реализации полномочий Министерства лесного хозяйства республики Башкортостан по организации и проведению аукционов и заключению по их результатам договоров купли-продажи лесных насаждений. Должностными лицами ГБУ РБ «Янаульское лесничество» по итогам аукциона заключались договоры купли-продажи лесных насаждений, на основании выданной Министерством лесного хозяйства Республики Башкортостан доверенности на подписание договора купли-продажи лесных насаждений. С учетом этих обстоятельств, антимонопольный орган пришел к выводу об осуществлении ГБУ РБ «Янаульское лесничество» функций органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по организации и проведению аукционов на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в связи с чем оно обязано соблюдать ограничения, установленные ст. 15 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции». По результатам рассмотрения УФАС по РБ дела о нарушении антимонопольного законодательства № А-242/15-12 вынесено решение от 03.10.2012, в соответствии с которым ГБУ РБ «Янаульское лесничество» признано нарушившим пункт 9 части 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон № 135-ФЗ). Из текста решения следует, что основанием для признания действий ГБУ РБ «Янаульское лесничество» нарушающими антимонопольное законодательства послужил вывод об осуществлении им действий, которые могут привести к ограничению конкуренции путем взимания не предусмотренных законодательством Российской Федерации платежей при предоставлении государственных услуг по организации и проведению открытого аукциона по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений. Основанием для признания действий ГБУ РБ «Янаульское лесничество» нарушающими антимонопольное законодательства послужил вывод об осуществлении им действий, которые могут привести к ограничению конкуренции путем установления взимания не предусмотренных законодательством платежей при предоставлении государственных услуг по организации и проведению открытого аукциона по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений. В оспариваемом решении указано, что с победителя аукционов по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений, в том числе ИП Латыпова Г.Х. взималась плата при заключении договоров купли-продажи лесных насаждений. На основании этого решения Управлением в адрес ГБУ РБ «Янаульское лесничество» выдано предписание № 172-А-242/15-12 от 03.10.2012, которым предписано устранить нарушение пункта 9 части 1 статьи 15 Закона № 135-ФЗ, а именно - прекратить взимание не предусмотренных законодательством Российской Федерации платежей при представлении услуг по организации и проведению открытого аукциона по продаже прав на заключение договора купли-продажи лесных насаждений. Не согласившись с указанными решением и предписанием, ГБУ РБ «Янаульское лесничество» оспорило их в судебном порядке. Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции руководствовался выводом об отсутствии совокупности обстоятельств, свидетельствующих о недействительности (незаконности) этих актов в указанной части. Оценив фактические обстоятельства дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам. В соответствии с ч.1 ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. В силу ст.201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, недействительными является их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. То есть для признания незаконными действий и решений государственных органов и органов местного самоуправления, необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими действиями и решениями прав и законных интересов заявителя в сфере экономической деятельности. В соответствии с п.9 ч.1 ст.15 Закона №135-ФЗ, федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности, запрещено необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам (п.2) и установление и (или) взимание не предусмотренных законодательством Российской Федерации платежей при предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных или муниципальных услуг. Из материалов дела следует, что нарушающими указанную норму признаны действия ГБУ РБ «Янаульское лесничество» по установлению и взиманию непредусмотренных законом платежей при предоставлении государственных услуг по организации и проведению открытого аукциона на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений. Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данным в п.8 Постановления от 30.06.2008 №30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», при рассмотрении дел, связанных Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2014 по делу n А47-6809/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Сентябрь
|