Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2014 по делу n А47-6504/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

 

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-14559/2013

г. Челябинск

 

03 февраля 2014 года

Дело А47-6504/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2014 года

Постановление в полном объеме изготовлено 03 февраля  2014 года

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Хоронеко М.Н.,

судей Бабкиной С.А., Забутыриной Л.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Киреевой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную  жалобу Абдрахмановой Асии Халиулловны на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 11.11.2013 по делу № А47-6504/2013 (судья Мирошник А.С.),

В судебном  заседании приняли участие представители:

 Абдрахмановой Асии Халиулловны: Кудрин А.В. (доверенность от 01.02.2013);

 Массь Светланы Евгеньевны: Шаярова Э.Р. (доверенность от 28.08.2013).

Абдрахманова Асия Халиуловна (далее по тексту - заявитель) обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Оренбургской области о признании недействительной записи о регистрации от 09.08.2012г. о ликвидации общества с ограниченной  ответственностью «Магазин № 12 «Стрела» (ОГРН 1025601035811) (далее – ООО «Магазин № 12 «Стрела»).

Решением  Арбитражного суда Оренбургской области от 11.11.2013 в удовлетворении  требований   заявителя отказано.

Не согласившись  с  указанным судебным актом, Абдрахманова А.Х. обратилась в  суд апелляционной  инстанции с  жалобой.

В обоснование  доводов  жалобы   её податель  указал, что  ликвидация  общества   при недостоверных  данных  ликвидационного   баланса  и при наличии  задолженности  по выплате   действительной стоимости  доли выбывшему участнику  незаконна и нарушает права истца;  в  ходе  судебного  заседания  ликвидатор не пояснил, на основании  данных какой  бухгалтерской  отчетности  и  за какой период времени    он определил   действительную стоимость доли   истца в размере 32 478 руб.;  указанный  размер  ниже номинальной стоимости  доли; единственным  документом,  якобы подтверждающим выплату стоимости  доли, являлось платежное поручение  на сумму 20 000 руб.;  ходатайства  истца о содействии  в получении   доказательств, находящихся  в материалах дел №А47-7318/2010, А47-8451/2010, А47-8502/2010,   судом  не  удовлетворены; суд фактически  согласился с позицией  ликвидатора, не  располагая  сведениями о наличии  задолженности по выплате  действительной стоимости  доли  истцу. Так, производство  по  делу №А47-8652/2010 о выплате истцу  действительной стоимости  доли  было прекращено, ввиду отказа  истца от иска, а  отказ от иска  обусловлен  тем, что   общество, в  лице  Массь С.Е., гарантировало выплату  действительной стоимости  доли;  при рассмотрении  дела А47-2226/2011 в удовлетворении  требований  истца  о выплате  действительной стоимости  доли,  согласно  достигнутому соглашению, отказано, поскольку  размер  доли (4 000 000 руб.)  не  был  основан  на  документах бухгалтерской отчетности. По мнению подателя  апелляционной  жалобы, вышеуказанные обстоятельства  свидетельствуют о том, что   ликвидатору  было известно о неисполнении обязанности обществом  по выплате истцу  действительной стоимости доли.

  В судебном  заседании представитель  истца  поддержал  доводы  жалобы.

     Представитель  третьего  лица  пояснил, что истец   не обращался  к  ликвидатору   с требованием  о выплате  действительной стоимости доли, также  истец  не  выразил своего несогласия   с суммой, которая  была  ему   перечислена годом ранее  по платежному поручению №279 от 11.04.2011 в оплату  стоимости  доли, при  таких  обстоятельствах   требования  истца считаются  погашенными; избранный   истцом   способ  защиты    не приведет к   восстановлению прав истца.

 Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 10 по Оренбургской области представила  отзыв  на апелляционную жалобу, в котором   согласилась с выводами  суда первой  инстанции  об  отсутствии   доказательств  наличия  в ликвидационном  балансе  недостоверных сведений, каких-либо нарушений  действующего  законодательства со стороны  регистрирующего  органа  при  осуществлении  государственной  регистрации  юридического  лица  допущено не  было.

  Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей  иных лиц, участвующих в деле.

Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов  дела, общим собранием участников ООО «Магазин № 12 «Стрела»  принято решение о добровольной ликвидации   общества  и назначении ликвидационной комиссии, что подтверждается протоколом № 1 от 17.04.2012г.( т.1, л.д.74-75).

20.04.2012 в регистрирующий орган было направлено уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица, в Едином  государственном реестре юридических лиц 27.04.2012 была сделана запись о том, что общество находится в стадии ликвидации (№ 2125658163651) (т.1, л.д.73).

Ликвидатором ООО «Магазин № 12 «Стрела» в Вестнике государственной регистрации № 19 (377) от 16.05.2012г. размещена информация о принятии решения о ликвидации ООО «Магазин № 12 «Стрела» (ОГРН 1025601035811, ИНН 5610003587), а также о том, что требования кредиторов могут быть заявлены в течении 2 месяцев с момента публикации (т.1, л.д.48).

По окончании установленного срока (24.07.2012) председателем ликвидационной комиссии ООО «Магазин № 12 «Стрела» в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 10 по Оренбургской области предоставлен промежуточный ликвидационный баланс ООО «Магазин № 12 «Стрела» (т.1, л.д.61-66).

Председателем ликвидационной комиссии Массь С.Е. 02.08.2012 составлен ликвидационный баланс и вместе с иными документами, установленными ст. 21 Федерального закона от 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее по тексту - Федеральный закон от 08.08.2001г. № 129-ФЗ), направлен в регистрирующий орган для принятия решения о государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица и внесения соответствующей записи в Единый  государственный  реестр  юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) ( т.1, л.д.53-56).

Регистрирующим органом принято 09.08.2012 решение № 15276А о государственной регистрации прекращения деятельности указанного юридического лица в связи с его ликвидацией по решению органа, уполномоченного на то учредительными документами, о чем  внесена  09.08.2012 запись № 2125658285586 (т.1, л.д.8, 47).

Данная запись, как считает заявитель, подлежит признанию недействительной,   поскольку  представленные председателем ликвидационной комиссии ООО «Магазин № 12 «Стрела» в регистрирующий орган документы содержат недостоверные сведения, а процедура ликвидации произведена с нарушением действующего законодательства.

Как указывает заявитель, она не была надлежащим образом уведомлена о предстоящей ликвидации общества, в ликвидационном балансе не учтена задолженность общества по выплате Абдрахмановой А.Х. принадлежащей ей доли в уставном капитале общества.

Отказывая  в удовлетворении  заявленных требований, суд первой  инстанции исходил из соблюдения  при   регистрации ликвидации  юридического  лица требований  закона и  отсутствия  в материалах дела  доказательств  наличия задолженности перед истцом  по выплате  действительной  стоимости доли.

С указанными  выводами суда  следует  согласиться  в силу  следующего.

Согласно п. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с положениями ст. ст. 65, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действия (бездействия), возлагается на соответствующий орган или должностное лицо.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц и государственной регистрацией при ликвидации юридических лиц, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, регулируются нормами Федерального закона от 08.08.2001г. № 129-ФЗ.

Согласно п. 1, 2 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации после принятия решения о ликвидации юридического лица и назначении ликвидатора (ликвидационной комиссии) ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.

В соответствии с п. 1 ст. 20 Федерального закона от 08.08.2001г. № 129-ФЗ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица обязаны уведомить в письменной форме об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица.

После этого, регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации (п. 2 ст. 20 Федерального закона от 08.08.2001г. № 129-ФЗ).

Также учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, согласно п. 3 ст. 20 Федерального закона от 08.08.2001г. № 129-ФЗ, уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.

Общий порядок государственной регистрации юридических лиц в связи с ликвидацией установлен статьями 20 - 22 Федерального закона от 08.08.2001г. № 129-ФЗ. Перечень документов, представляемых для такой регистрации, определен в пункте 1 статьи 21 названного Закона. К таким документам относится и ликвидационный баланс ликвидируемого юридического лица (подпункт "а" пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 08.08.2001г. № 129-ФЗ).

Основания для отказа в государственной регистрации юридического лица приведены в статье 23 Федерального закона от 08.08.2001г. № 129-ФЗ. К таковым, в частности, относится непредставление заявителем определенных Федеральным законом от 08.08.2001г. № 129-ФЗ документов, необходимых для государственной регистрации, за исключением предусмотренных названным Законом и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с указанным Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица.

Факт соблюдения ликвидатором ООО «Магазин № 12 «Стрела» требований Федерального закона от 08.08.2001г. № 129-ФЗ в части представления заявления и пакета документов, необходимых для ликвидации юридического лица, судом установлен и сторонами не оспаривается.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.10.2011 № 7075/11, необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию. Поэтому представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001г. № 129-ФЗ.

С учетом изложенного, единственным основанием для признания записи № 2125658285586 недействительной  может являться наличие недостоверных сведений   в промежуточном  и ликвидационном балансах.

Из смысла п. 1, 2 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что ликвидационная комиссия ООО «Магазин № 12 «Стрела» (далее –общество) должна была предпринять меры по выявлению кредиторов общества и письменно их уведомить о начале процедуры ликвидации юридического лица.

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2014 по делу n А76-4845/2011. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также