Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2014 по делу n А47-4462/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ПОСТАНОВЛЕНИЕ №18АП-13121/2013 г. Челябинск 04 февраля 2014г. Дело №А47-4462/2013 Резолютивная часть постановления объявлена 03.02.2014. Постановление в полном объеме изготовлено 04.02.2014. Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Арямова А.А., судей Костина В.Ю., Малышева М.Б., при ведении протокола секретарем судебного заседания Червяковой Е.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Ивановское» на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 19.10.2013 по делу №А47-4462/2013 (судья Лазебная Г.Н.).
Общество с ограниченной ответственностью «Ивановское» (далее – ООО «Ивановское», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Отделению надзорной деятельности по Октябрьскому району Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Оренбургской области (далее – ОНД по Октябрьскому району ГУ МЧС России по Оренбургской области, Отдел надзорной деятельности), а также к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Оренбургской области (далее – ГУ МЧС России по Оренбургской области, Управление) о признании незаконными действий комиссии Отдела надзорной деятельности по составлению акта о пожаре от 17.09.2012, и о признании недействительным акта о пожаре от 17.09.2012. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Степь» (далее – ООО «Степь»). Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 19.10.2013 (резолютивная часть решения объявлена 02.10.2013) производство по делу в части требований о признании недействительным акта о пожаре от 17.09.2012 прекращено, в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. ООО «Ивановское» не согласилось с этим судебным актом и обжаловало его в апелляционном порядке. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на незаконность оспоренных действий и акта о пожаре. Полагает, что акт о пожаре составлен неуполномоченным лицом. Также, считает, что в соответствии с требованиями п.5 Инструкции по составлению первичных документов по фактам пожаров (загораний) и передаче их в органы ГПН для разрешения, утвержденной Приказом ГУ МЧС России по Оренбургской области от 24.12.2008 №432 (далее – Инструкция №432), вместо составления акта о пожаре лицо, принявшее сообщение о пожаре должно было сообщить информацию в службу оперативного обеспечения, а после выезда на место происшествия составить данные по пожару (загоранию) (сводку) и передать их в службу оперативного обеспечения. Помимо этого указывает на наличие в акте о пожаре несоответствующих действительности сведений о возникновении пожара на территории сенокоса ООО «Ивановское». Заявитель считает, что поскольку сообщение о пожаре поступило по истечении двух месяцев после этого события, акт о пожаре не мог содержать объективные сведения о пожаре. Представители участвующих в деле лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Апелляционная жалоба рассмотрена без их участия. Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям. Из материалов дела следует, что ООО «Ивановское» зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1025603270164. В ОНД по Октябрьскому району ГУ МЧС России по Оренбургской области 17.09.2012 поступило заявление ООО «Степь» от 14.09.2012 №69 с просьбой о проведении проверки по факту пожара, произошедшего 21.07.2012 на принадлежащих этому лицу полях №7 и №8 (л.д.61). Сообщение ООО «Степь» 17.09.2012 внесено Отделом надзорной деятельности в журнал учета пожаров и иных происшествий (л.д.62), а также на основании рапорта инспектора отдела от 17.09.2012 о наличии в указанном заявлении сведений о преступлениях, предусмотренных ст.ст.168, 219 Уголовного кодекса Российской Федерации, зарегистрировано в Книге регистрации сообщений о преступлениях (л.д.63 оборот). В целях проверки сведений, содержащихся в заявлении ООО «Степь» инспектором ОНД по Октябрьскому району ГУ МЧС России по Оренбургской области Нечаевым В.В. с участием двух физических лиц 17.09.2012 составлен акт о пожаре, которым зафиксированы дата пожара – 21.07.2012, адрес объекта – 2км Юго-Восточнее п. Шестимир, и площадь пожара – 200га, указана информация о месте возникновения пожара – сенокос ООО «Ивановское», а также о том, что пожарная охрана не вызывалась, ущерб от пожара, причина пожара и лица, виновные в возникновении пожара устанавливаются (л.д.7, 63-64). 19.09.2012 инспектором ОНД по Октябрьскому району ГУ МЧС России по Оренбургской области составлен протокол осмотра места происшествия (л.д.67). Постановлением начальника Отдела надзорной деятельности от 17.10.2012 в возбуждении уголовного дела по факту указанного пожара отказано в связи с невозможностью установления причины пожара и отсутствия признаков преступления (л.д.68). ООО «Степь» обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с иском о взыскании с ООО «Ивановское» причиненных пожаром убытков. Это заявление принято судом к производству (дело №А47-342/2013). Полагая, что акт о пожаре от 17.09.2012 является основанием для предъявления указанных исковых требований к ООО «Ивановское» и составлен с нарушением закона, заявитель обратился в суд с заявлением о признании этого акта недействительным, а также о признании незаконными действий по его составлению. Прекращая производство по делу в части требований заявителя об оспаривании акта о пожаре, суд первой инстанции руководствовался выводом о невозможности рассмотрении этого требования в арбитражном суде. Согласно п.1 ч.1 ст.150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде. В соответствии со ст. 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц. Оспоренный заявителем акт о пожаре не является ненормативным правовым актом, подлежащим обжалованию в судебном порядке, так как по своему содержанию не содержит властно-обязывающих предписаний в отношении заявителя, влекущих юридические последствия, следовательно, не затрагивает его права и законные интересы. По своей правовой природе указанный акт является процессуальным документом, фиксирующим результаты проведенного осмотра, не является окончательным документом по результатам проводимой проверки, поэтому не может быть самостоятельным предметом спора в арбитражном суде. Обжалование таких документов действующим процессуальным законодательством не предусмотрено. Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что дело в части требований заявителя об оспаривании указанного акта, не подлежит рассмотрению в арбитражном суде и, в связи с чем на основании п.1 ч.1 ст.150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правомерно прекратил производство по делу в этой части. Каких-либо возражений в отношении этого вывода суда не содержится и в апелляционной жалобе. Учитывая невозможность самостоятельного оспаривания акта о пожаре в судебном порядке, приведенные в апелляционной жалобе возражения в части полноты и достоверности содержания этого акта не могут быть приняты судом во внимание. Отказывая в удовлетворении заявленных требований о признании незаконными действий Отдела надзорной деятельности по составлению акта о пожаре, суд первой инстанции руководствовался выводом об отсутствии совокупности обстоятельств, являющихся обязательным условием для удовлетворения таких требований. Суд апелляционной инстанции соглашается с этим выводом суда первой инстанции. В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов и должностных лиц, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. В силу ст.201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. То есть для признания незаконными действий и решений органов, осуществляющих публичные полномочия, необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими действиями и решениями прав и законных интересов заявителя. В соответствии со ст.4 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности», основными задачами пожарной охраны являются: организация и осуществление профилактики пожаров; спасение людей и имущества при пожарах, оказание первой помощи; организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ. Основания и порядок составления акта о пожаре в случае привлечения сил и средств подразделений органов пожарной охраны к ликвидации пожара установлены Порядком тушения пожаров подразделениями пожарной охраны, утвержденным Приказом МЧС России от 30.03.2011 №156. На нарушение положений этого Порядка действиями должностного лица Отдела надзорной деятельности по составлению акта проверки заявитель ссылался при рассмотрении дела в суде первой инстанции. Однако, как обоснованно отмечено судом первой инстанции, положения этого Порядка не могут быть применимы в настоящем случае, поскольку силы и средства подразделений органов пожарной охраны к ликвидации пожара не привлекались. Порядок составления акта о пожаре в случае не привлечения подразделений пожарной охраны к ликвидации пожара нормативными актами МЧС России не регламентирован. Вместе с тем, Инструкцией №432, утвержденной в целях совершенствования единой государственной системы статистического учета пожаров и последствий от них в Оренбургской области, предусмотрено, что акт о пожаре и данные по пожару (загоранию) составляются дознавателем (инспектором государственного пожарного надзора) в случаях: если подразделения государственной противопожарной службы не являются участниками тушения пожара (загорания) (выезжала техника ведомственной, частной или добровольной пожарной охраны); сведения о пожаре (загорании) получены из медицинских учреждений, в результате сверок или полученные из других источников; сообщение о пожаре (загорании) получено по заявлению (п.5). Должностное лицо органа дознания (дознаватель, инспектор государственного пожарного надзора), принявшее заявление или получившее сообщение о пожаре (загорании) из других источников, должно немедленно сообщить имеющуюся информацию в Службу Оперативного Обеспечения, а после выезда на место происшествия составить данные по пожару (загоранию) (сводку) и передать их в Службу Оперативного Обеспечения (п.6). По мнению ООО «Ивановское», ОНД по Октябрьскому району ГУ МЧС России по Оренбургской области при составлении акта о пожаре нарушены требования п.6 указанной Инструкции, так как акт составлен комиссионно с участием физических лиц, не имеющих отношение к органу государственной противопожарной службы. Кроме того, заявитель считает, что акт о пожаре не подлежал составлению, так как получившее сообщение о пожаре должностное лицо, руководствуясь п.6 Инструкции №432, должно было ограничиться сообщением информации о пожаре в Службу Оперативного Обеспечения, а после выезда на место происшествия составить данные по пожару (сводку) и передать их в Службу Оперативного Обеспечения. Эти доводы заявителя не могут быть приняты судом апелляционной инстанции. Так, акт о пожаре составлен инспектором ОНД по Октябрьскому району ГУ МЧС России по Оренбургской области в пределах полномочий, предоставленных ему Инструкцией №432. Участие физических лиц при осмотре места пожара и отражение сведений об этих лицах в акте о пожаре не является нарушением положений указанной Инструкции. Акт о пожаре составлен при наличии основания, предусмотренного пунктом 5 Инструкции №432 (поступление заявления, содержащего сообщение о пожаре). Положения пункта 6 Инструкции №432 не ограничивают случаи составления акта о пожаре, приведенные в п.5 этой Инструкции, а регламентируют дополнительные действия должностного лица органа противопожарной службы, подлежащие совершению в целях надлежащего статистического учета пожаров и последствий от них. То есть, действия должностного лица ОНД по Октябрьскому району ГУ МЧС России по Оренбургской области по составлению акта о пожаре соответствовали требованиям Инструкции №432. Каких-либо доводов о нарушении оспоренными действиями положений иных норм заявителем не приведено. В этой связи следует признать неподтвержденным несоответствие Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2014 по делу n А07-14809/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Сентябрь
|