Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2014 по делу n А76-13730/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

 

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 №18АП-14224/2013

  

г. Челябинск

«11» февраля 2014 г.                                                          Дело №А76-13730/2013

     

Резолютивная часть постановления объявлена

04 февраля 2014 г.

Полный текст постановления изготовлен

11 февраля 2014 г.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего судьи Костина В.Ю.,

судей Арямова А.А., Малышева М.Б.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым Е.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 07.11.2013 по делу № А76-13730/2013 (судья Костылев И.В.),

В заседании приняли участие представители:

Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области – Лукьянова Евгения Владимировна (удостоверение № 127908, доверенность от 10.12.2013 № 12 сроком на 3 года)

Администрация Златоустовского городского округа (далее – заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области (далее – заинтересованное лицо, ГУ МЧС по Челябинской области, управление) о признании недействительным предписания от 19.04.2013 № 14/3/1-3.

Определением суда первой инстанции от 01.10.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требований относительно предмета спора, привлечено Муниципальное казенное учреждение «Гражданская защита Златоустовского городского округа» (далее – третье лицо, МУП «Гражданская защита Златоустовского городского округа»).

Решением Арбитражного суда Челябинской области от 07.11.2013 (резолютивная часть решения объявлена 01.11.2013) заявленные требования удовлетворены частично.  

Суд признал недействительным пункт 1 предписания Главного управления МЧС России по Челябинской области от 19.04.2013 № 14/3/1-3. В остальной части требований отказал.

Заинтересованное лицо не согласилось с указанным решением в части признания недействительным пункта 1 предписания, обжаловав его в апелляционном порядке.

В апелляционной жалобе просило решение суда в указанной части отменить, в удовлетворении требований отказать в полном объеме.

В обоснование апелляционной жалобы управление указывает на, что МКУ «Гражданская защита Златоустовского городского округа» создано для решения задач Администрации в области гражданской обороны, поэтому контроль за его деятельностью возлагается на орган местного самоуправления, а значит и  обязанность по обучению соответствующей категории работников возложена законом на Администрацию.

Податель жалобы указывает, что в Постановлении Правительства №610 не указано, что его требования распространяются на определенную категорию правоотношений, поэтому противоположный вывод суда является необоснованным.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание заявитель, третье лицо не явились.

С учетом мнения заинтересованного лица в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие заявителя, третьего лица.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Поскольку в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, учитывая согласие представителя заинтересованного лица по делу, участвующего в судебном заседании по рассмотрению апелляционной жалобы, с проверкой законности и обоснованности решения только в обжалуемой части, в соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены судебного акта в обжалуемой части.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения начальника управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Челябинской области от 25.03.2013 № 14/3 в отношении Администрация проведена внеплановая выездная проверка с целью осуществления контроля за выполнением предписания по устранению нарушений требований в области гражданской обороны (л.д.15-16).

В ходе проверки административным органом выявлены следующие нарушения требований в области гражданской обороны: не прошли повышение квалификации (не менее 72 часов) в области гражданской обороны должностные лица структурного подразделения МКУ «Гражданская защита Златоустовского городского округа», уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Администрации Златоустовского городского округа, а именно: Игольникова Е.Ю., Лаврентьев М.И., Кузнецова А.В. и Щербакова Г.Н. (п.1); работники Администрации Златоустовского городского округа, а также работники предприятий и учреждений, вошедших в структуру Администрации Златоустовского городского округа, не обеспечены средствами индивидуальной защиты (противогазами) на 105% от штатной численности (п.2); работники Администрации Златоустовского городского округа, а также работники предприятий и учреждений, вошедших в структуру Администрации Златоустовского городского округа, не обеспечены дополнительными патронами к противогазам на 40% от общей численности работников (п.3).

Результаты проверки отражены в акте проверки № 14/3 от 19.04.2013 (л.д. 21-25)

По результатам проверки вынесено предписание № 14/3/1-3 от 19.04.2012 по устранению нарушений требований в области гражданской обороны (л.д. 5).

Не согласившись с предписанием № 14/3/1-3 от 19.04.2012, заявитель обратился  в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что п.1 оспариваемого предписания не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя в экономической сфере.

Оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции в обжалуемой части являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.

На основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как установлено частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Пунктом 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической.

Судом первой инстанции устанолвено и из материалов дела следует, что п.1 оспариваемого предписания заявителю вменяется нарушение п. 2 ст. 11, ст.20 Федерального Закона № 68-ФЗ от 21.12.1994, пункт 2 пп. «д», пункт 4-5, пункт 6 пп. «в» Постановления Правительства РФ от 04.09.2003 № 547, пункт 8 Приложения к Приказу МЧС РФ от 19.01.2004 № 19.

Общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в  области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера установлены Федеральным законом Российской Федерации от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – Федеральный закон №68-ФЗ).

В пункте «в» статьи 14 Федерального закона №68-ФЗ установлены обязанности организаций обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях.

Согласно Положению «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», утвержденному  Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2004 №794 подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций проходят работники организаций, специально уполномоченные решать задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций путем повышения квалификации в учебных заведениях МЧС России.

Постановлением Правительства Российской Федерации  от 04.09.2003 № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – Постановление Правительства №547) утверждено Положение о подготовке населения  в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Данное Положение определяет группы населения, проходящие обязательную подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее именуются - чрезвычайные ситуации), а также основные задачи и формы обучения населения действиям в чрезвычайных ситуациях (пункт 1).

Согласно пункту 2 указанного Положения  подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций проходят в числе других: д) работники федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, специально уполномоченные решать задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и включенные в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее именуются - уполномоченные работники); е) председатели комиссий по чрезвычайным ситуациям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций (далее именуются - председатели комиссий по чрезвычайным ситуациям).

В соответствии с пунктом 13 Положения Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий:

а) осуществляет координацию, методическое руководство и контроль за подготовкой населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций;

б) определяет перечень уполномоченных работников, проходящих переподготовку или повышение квалификации в учебных заведениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований;

в) разрабатывает и утверждает примерные программы обучения в учебных заведениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований, а также работающего населения.

         Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 №841 (далее – Постановление Правительства №841) утверждено Положение об организации обучения населения в области гражданской обороны.

Данное Положение, разработано в соответствии с Федеральным законом «О гражданской обороне», определяет основные задачи обучения населения в области гражданской обороны, соответствующие функции федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, а также формы обучения.

Согласно пункту 3 указанного Положения лица, подлежащие обучению, подразделяются на следующие группы:

а) руководители федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главы муниципальных образований, главы местных администраций и руководители организаций (далее именуются - руководители);

б) должностные лица гражданской обороны, руководители и работники органов, осуществляющих управление гражданской обороной

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2014 по делу n А76-17185/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также