Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2014 по делу n А76-16377/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

 

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-14413/2013

г. Челябинск

 

13 февраля 2014 года

Дело № А76-16377/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2014 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 13 февраля 2014 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Логиновских Л.Л.,

судей Вяткина О.Б., Рачкова В.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Шпикалевой М.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Магнитогорский металлургический комбинат» на решение Арбитражного суда Челябинской области от 15.11.2013 по делу № А76-16377/2013 (судья Тиунова Т.В.).

В заседании приняли участие представители:

открытого акционерного общества «Магнитогорский металлургический комбинат»: Ботвинская О.А. (доверенность № 16-юр-695 от 27.12.2013);

открытого акционерного общества «Российские железные дороги»: Кожевникова А.П. (доверенность б/н от 25.06.2013).

 Открытое акционерное общество «Магнитогорский металлургический комбинат» (ИНН 7414003633, ОГРН 1027402166835) (далее – ОАО «ММК», истец) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) (далее – ОАО «РЖД», ответчик) с исковым заявлением о взыскании пени за просрочку доставки груза в сумме 5 192 327 руб. 95 коп. (т. 1, л.д. 4-5).

До принятия решения по существу спора истцом было заявлено и судом в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, удовлетворено ходатайство об уменьшении исковых требований до 4 927 929 руб. 04 коп. (т. 3, л.д. 88).

Решением арбитражного суда первой инстанции от 15.11.2013 исковые требования ОАО «ММК» удовлетворены частично: в его пользу с ОАО «РЖД» взысканы пени в сумме 4 865 173 руб. 84 коп.  В удовлетворении остальной части требований отказано.

Кроме того, с ответчика взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины – 47 325 руб. 87 коп.  (т. 4, л.д. 11-22).

В апелляционной жалобе ОАО «ММК» просило решение суда изменить в части отказа во взыскании пени в сумме 50 362 руб. 20 коп. и удовлетворить исковые требований в указанной части (т. 4, л.д. 28-30).

В обоснование доводов апелляционной жалобы ОАО «ММК» сослалось на то, что судом первой инстанции неправильно истолкованы нормы материального права, в частности раздел 2 Тарифного руководства № 4, ст. 2 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации». По мнению заявителя выводы суда первой инстанции о том, что перевозка осуществлялась с использованием нескольких инфраструктур  не соответствуют обстоятельствам дела. Указывает, что ОАО «ЯЖДК» не является лицом, которое издало Правила № 27 и не имеет права давать толкование о применении нормы права, а именно п. 5.3 Правил № 27. Кроме того, суд не применил нормы подлежащие применению, а именно п. 1 ст. 11, п. 1 ст. 12 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации». Считает, что п. 5.13 и 9 Правил № 27 не должны применяться одновременно

В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

В судебном заседании представитель ответчика с доводами апелляционной жалобы не согласен, просил судебный акт оставить без изменения.

В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, решение пересматривается арбитражным апелляционным судом в обжалуемой истцом части.

Как следует из материалов дела, с нарушением сроков доставки был получен груз по следующим транспортным накладным: эн361705, эн382232, 79999180, эн585795, эн519074, эн602730, эн609175, эн673419, эн541601, эн602340, эн601624, эн647965, эн648262, эн650557, эм384304, эн475176, эн492134, эн509619, эн509683, эн509706, эн509735, эн509779, эн509808, эн509821, эн684122, эн721347, эн721407, эн711396, эн725271, эн740216, эн750669, эн721934, эн722213, эн688757, эн689148, эн700047, эн700106, эн700198, эн520207, эн520485, эн520644, эн520916, эн521085, эн521500, эн522716, эн522824, эн538674, эн814926, эн866740, эн866852, эн854390, эн817284, эн830563, эн831901, эн834993, эн780929, эн567298, эн621000, эн723119, эн723369, эн723513, эн723575, эн810408, эн814419, эн773737, эн744087, эн726156, эн713553, эн780369, эн551097, эн653146, эн856981, эн857615, эн870560, эн763597, эн351092, эн354558, эн309567, эн443416, эн443823, эн444254, эн511566, эн526417, эн526700, эн482847, эн483817, эн485246, эн514940, эн602402, эн602490, эн602570, эн602636, эн590331, эн634595, эн642446, эн642477, эн642515, эн642544, эн642569, эн647771, эн698714, эн698903, эн699005, эн636894, эн595253, эн595308, эн726759, эн495946, эн662610, эн675121, эн694520, эн739069, эн567169, эн727747, эн615203, эн742076, эн742107, эн750232, эн750578, 79999181, эн722847, эн576647, эн652413, эн739027, эн739228, эн739392, эн739574, эн739786, эн739912, эн721469, эн634991, эн636900, эн723439, эн722129, эн721599, эн161430, эн360271, эн360271, эн616809, эн616809, эн421977, эн422022, эн743323, эн553251, эн170359, эн180799, эн313925, 79999173, 79999174, эн449414, эн429867, эн501160, эн559954, эн532223, эн458176, эн498681, эн629358, эн629609, эн642605, эн666512, эн751634, эн751698, эн751755, эн751812, эн751891, эн651983, эн836931, эн837521, эн722426, эн675386, эн768600, эн820622, эн821314, эн798298, эн835913, эн836120, эн857358, эн826785, эн837344, эн816555, эн816900, эн669505, эн622948, эн623112, эн721533, эн837923, эн859478, эн868446, эн871225, эн908290, эн884021, эн884239 (т. 1, л.д. 33-110, т. 2, л.д. 1-146).

С учетом того, что груз был доставлен ответчиком с просрочкой, истцом были начислены пени, в адрес ответчика направлены претензии от 03.09.2012 №юр-43067, от 03.09.2012 №юр-43068, от 03.09.2012 №юр-43069 (т. 1, л.д. 11-14, 16-19, 21-25).

Указанные претензии перевозчиком были рассмотрены, представлены ответы от 19.11.2012 №ЮУТЦФТОПР-2/4-2112 ЕАСАПР-12/2924, от 26.11.2012 №ЮУТЦФТОПР-2/4-2128 ЕАСАПР-12/2940, от 26.11.2012 №ЮУТЦФТОПР-2/4-2129 ЕАСАПР-12/2939, из которых следует, что претензии рассмотрены и не подлежат удовлетворению (т. 1, л.д. 9-10, 15, 20).

Невыполнение ответчиком требований претензий послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.

Удовлетворяя исковые требования частично – в сумме 4 865 173 руб. 84 коп., суд первой инстанции исходил из того, что по отправкам №№ 79999180, 7999181, 79999173, 79999174 перевозка груза осуществлялась по строящейся железнодорожной линии Сывдарма-Ямбург (раздел 2 Тарифного руководства №4), станция передачи Сывдарма. Таким образом, ОАО «РЖД» обоснованно при расчете сроков доставки по спорным отправкам увеличены сроки доставки по п. 5.13 Правил.

Выводы арбитражного суда первой инстанции являются правильными, основанными на нормах законодательства и материалах дела.

Согласно пункту 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

В силу статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.  Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).

В соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее – УЖТ РФ) при предъявлении груза для перевозки грузоотправитель должен представить перевозчику на каждую отправку груза составленную в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом транспортную железнодорожную накладную и другие предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами документы. Указанная транспортная железнодорожная накладная и выданная на ее основании перевозчиком грузоотправителю квитанция о приеме груза подтверждают заключение договора перевозки груза.

Согласно ст. 792 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок.

В силу статьи 33 УЖТ РФ сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов. Исчисление срока доставки грузов начинается с 24 часов дня приема грузов для перевозки. Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов, определенную исходя из правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон, указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов. Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.

За просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки, по не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных ч. 1 ст. 29 УЖТ РФ обстоятельств (ст. 97 УЖТ РФ).

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 № 30 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (в редакции постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.2010 № 37), при рассмотрении споров о взыскании с перевозчика пени за просрочку доставки грузов арбитражным судам надлежит руководствоваться Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом.

В соответствии с пунктом 2 Правил № 27 исчисление срока доставки груза начинается с 00:00 часов дня, следующего за днем документального оформления приема груза для перевозки, указанного в оригинале накладной и в дорожной ведомости в графе «Календарные штемпеля», в корешке дорожной ведомости и в квитанции о приеме груза в графе «Календарный штемпель перевозчика на станции отправления».

Дата истечения срока доставки груза указывается перевозчиком во всех листах накладной. Нормативные сроки доставки грузов, в том числе порожних вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, исчисляются на железнодорожной станции отправления исходя из расстояния, по которому рассчитывается плата за перевозку грузов, согласно тарифному руководству с учетом железнодорожных направлений и видов отправок, по которым осуществляются перевозки грузов. Неполные сутки при исчислении сроков доставки грузов считаются за полные. Расчетное время - московское.

Грузы считаются также доставленными в срок в случае их прибытия на железнодорожную станцию назначения до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока их доставки и в случае, если последовавшая задержка подачи вагонов, контейнеров с такими грузами для выгрузки произошла вследствие того, что фронт выгрузки занят по зависящим от грузополучателя причинам, не внесены плата за перевозку грузов и иные причитающиеся перевозчику платежи или вследствие иных зависящих от грузополучателя причин, о чем составляется акт общей формы.

Согласно п. 2 Правил № 27 нормативные сроки доставки грузов исчисляются на железнодорожной станции отправления исходя из расстояния, по которому рассчитывается плата за перевозку грузов, согласно тарифному руководству с учетом железнодорожных направлений и видов отправок, по которым осуществляется перевозка грузов.

В соответствии со ст. 15 УЖТ РФ плата за перевозки грузов взимается за кратчайшее расстояние, на которое осуществляются перевозки грузов, в том числе в случае увеличения расстояния, на которое они перевозятся, по причинам, зависящим от владельца инфраструктуры и перевозчика.

Исходя из п. 11 Правил № 27, перевозчик и грузоотправители могут заключать договоры, предусматривающие иные, чем определенные настоящими правилами, сроки доставки  грузов, о чем делается отметка в накладной в графе «Особые заявления и отметки отправителя».

Из спорных транспортных железнодорожных накладных следует, что станция отправления – Ева-Яха, в качестве станции передачи указана Сывдарма, перевозчиком по строящимся линиям являлось ОАО «Ямальская железнодорожная компания», перевозчиками являлись ОАО «ЯЖД», ОАО «РЖД».

Согласно Тарифному руководству № 4 Книга 2 часть 1 раздел 2 «Строящиеся железнодорожные линии, открытые для временной эксплуатации и включенные в прямое сообщение с железными дорогами единой сети» станция Ева-Яха находится на строящейся железнодорожной линии, станция и дорога примыкания к данной строящейся линии является станция Сывдарма Свердловской железной дороги.

В соответствии с пунктом 9 Правил № 27 сроки доставки грузов на железнодорожные станции строящейся железнодорожной линии или отправляемых с железнодорожных станций такой линии на железнодорожный транспорт общего пользования, перевозимых по единому перевозочному документу, определяются как сумма сроков доставки отдельно за расстояние по железнодорожному транспорту общего пользования и отдельно за расстояние по строящейся железнодорожной линии.

Сроки доставки грузов за расстояние по строящейся железнодорожной линии исчисляются исходя из уменьшенных в два раза норм суточного пробега, указанных в пункте 2.1 Правил № 27, с увеличением на двое суток на осуществление операций по передаче грузов с железнодорожного транспорта общего

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2014 по делу n А47-8157/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также