Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2014 по делу n А07-18056/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

 

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-861/2014

 

г. Челябинск

 

20 февраля 2014 г.

Дело № А07-18056/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2014 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 20 февраля 2014 г.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Богдановской Г.Н.,

судей Ермолаевой Л.П., Карпачевой М.И.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Конновой Н.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.12.2013 по делу № А07-18056/2013 (судья Архиереев Н.В.).

В заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью «Аппарат управления» Иванов А.С. (доверенность от 20.09.2013).

Общество с ограниченной ответственностью «Аппарат управления» (далее – общество «Аппарат управления», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Администрации муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан (далее – Администрация, заинтересованное лицо) о признании решения об отказе в предоставлении земельных участков для строительства от 24.07.2013 № 2575 незаконным; об обязании Администрации обеспечить выбор в порядке, определенном п. 2 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации, двух земельных участков из числа земель государственной формы собственности в кадастровом квартале № 02:37:130204, общей ориентировочной площадью 25000 кв.м., для строительства гостевых домов в п. Нугуш Мелеузовского района Республики Башкортостан, принять решение о предоставлении заявителю указанных земельных участков в аренду на 5 лет и заключить договор аренды.

Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.12.2013 (резолютивная часть от 28.11.2013) заявление общества удовлетворено. Бездействие Администрации, выраженное в непроведении процедуры выбора земельных участков, признано незаконным, как несоответствующим статьям 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации. На Администрацию возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем рассмотрения заявления от 17.04.2013 и принятия действий по обеспечению выбора земельных участков в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

С указанным решением не согласилась Администрация (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт), подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении заявления отказать.

В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на неправильное применение судом норм материального права.

Апеллянт считает, что суд дал ненадлежащую оценку основаниям, исключающим целесообразность выбора земельного участка, в силу невозможности последующего предоставления земельного участка. Так, судом не дана оценка наличию утвержденного документа территориального планирования – генерального плана п. Нугуш, которым размещение гостиничных домиков не предусмотрено.

Испрашиваемые заявителем земельные участки налагаются на уже сформированный земельный участок, поставленный на кадастровый учет, что также исключает возможность выбора земельного участка.

По мнению апеллянта, суд в нарушение ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) изменил способ восстановления нарушенных прав заявителя, обязав Администрацию обеспечить выбор земельных участков, хотя такого требования заявлено не было.

Общество «Аппарат управления» представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит обжалуемое решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители заинтересованного лица не явились.

С учётом мнения представителя заявителя и в соответствии со статьями 123, 156, 159 АПК РФ дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие указанного лица.

Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 19.04.2013 общество «Аппарат управления» обратилось к главе Администрации муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан с заявлением от 17.04.2013 исх. № 12/1 о предоставлении в аренду на пять лет двух земельных участков из числа земель государственной формы собственности в кадастровом квартале № 02:37:130204, общей ориентировочной площадью 25 000 кв.м., для строительства гостевых домов в п. Нугуш Мелеузовского района Республики Башкортостан (л.д. 12).

К заявлению была приложена схема расположения испрашиваемых земельных участков на кадастровом плане территории.

Письмом исх. № 1504 от 16.05.2013 Администрация запросила от заявителя обоснование примерного размера запрашиваемого земельного участка, а также в случае наличия технико-экономическое обоснование проекта (л.д. 14).

Заявитель письмом исх. № 15/1 от 06.06.2013 направил заинтересованному лицу обоснование примерного размера запрашиваемого земельного участка, технико-экономическое обоснование проекта не представил, ссылаясь на то, что технико-экономического обоснование проекта находится в стадии разработки и в соответствии со ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) его предоставление не является необходимым условием для рассмотрения заявления (л.д. 15).

Администрация письмом исх. № 2575 от 24.07.2013 сообщила заявителю об отказе в предоставлении земельных участков в связи с тем, что документами территориального планирования не предусмотрено строительство гостевых домов на запрашиваемых земельных участках (л.д. 11).

На запрос общества «Аппарат управления» исх. № № 30/1 от 09.08.2013  о предоставлении действующих документов территориального планирования муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан, в том числе распространяющихся на п. Нугуш Мелеузовского района Республики Башкортостан (л.д. 17), отделом архитектуры и градостроительства Администрации был дано ответ исх. № 960 от 20.08.2013, согласно которому документы территориального планирования муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан находятся на стадии утверждения (л.д. 18).

Считая, что отказ органа местного самоуправления в предоставлении испрашиваемых земельных участков является незаконным и нарушает права общества в сфере осуществления предпринимательской деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.

Удовлетворяя требования общества, суд пришёл к выводу, что Администрация в нарушение ст.ст. 30, 31 ЗК РФ не обеспечила выбор испрашиваемых земельных участков по обращению общества. Судом отклонены доводы заинтересованного лица о невозможности выбора земельных участков в связи с тем, что согласно документам территориального планирования на испрашиваемых земельных участках не предусмотрено строительство гостевых домиков, так как в дело не представлено доказательств утверждения в установленном порядке документов территориального планирования.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения,  апелляционной суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции в силу следующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу части 4 статьи 200, частей 2, 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснений, изложенных в пункте 6 постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии со статьей 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

В силу пункта 5 указанной статьи предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 ЗК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.

Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 ЗК РФ).

В соответствии с пунктом 4 статьи 31 ЗК РФ органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.

Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны (пункт 5 статьи 31 ЗК РФ).

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 ЗК РФ).

В соответствии с пунктом 8 статьи 31 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.

Из вышеназванных норм следует, что действующим земельным законодательством бремя подготовки акта выбора земельного участка при осуществлении процедуры предоставления земельного участка с предварительным согласованием мест размещения объектов возложено на органы местного самоуправления. При этом при соблюдении заявителем процедуры обращения с заявлением о предоставлении земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, возможность отказа органа местного самоуправления от оформления акта о выборе земельного участка для строительства Земельным кодексом Российской Федерации не предусмотрены.

Суду надлежит оценивать основания для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка в каждом конкретном случае, исходя из фактических обстоятельств дела.

В данном случае, как следует из обжалуемого ненормативного акта (л.д. 11) и апелляционной жалобы, отказ Администрации в предоставлении испрашиваемых заявителем земельных участков был мотивирован тем, что в отношении испрашиваемых земельных участков документами территориального планирования (генеральным планом п. Нугуш) не предусмотрено строительство гостевых домов.

В соответствии с п. 1 ст. 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов.

Согласно п. 1 ст. 19 Градостроительного кодекса Российской Федерации схема территориального планирования муниципального района содержит положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения муниципального района; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов),

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2014 по делу n А07-16025/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также