Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2014 по делу n А76-15915/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

 

 

     ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-520/2014

г. Челябинск

 

21 февраля 2014 г.

Дело № А76-15915/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2014 г.

Постановление в полном объеме изготовлено 21 февраля 2014 г.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Забутыриной Л.В.,

судей Бабкиной С.А., Хоронеко М.Н.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Киреевой О.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Клявлина Валерия Гавриловича на решение Арбитражного суда Челябинской области от 05.12.2013 по делу № А76-15915/2013 (судья Позднякова Е.А.).

В судебном заседании приняли участие представители:

Клявлина Валерия Гавриловича - Габитов А.Ф. (паспорт, доверенность от 25.12.2013),

Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 23 по Челябинской области - Гаврилов И.А. (удостоверение, доверенность от 21.01.2014).

Клявлин Валерий Гаврилович (далее – заявитель) 10.06.2013 обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации  в Уйском районе Челябинской области (далее – управление) и Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России №23 по Челябинской области (далее – инспекция, регистрирующий орган) о признании недействительной записи в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (далее – реестр индивидуальных предпринимателей) о крестьянском (фермерском) хозяйстве, зарегистрированном до вступления в силу части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, за основным государственным регистрационным номером (далее – ОГРН) 304744118000021, внесенной 28.06.2004; о признании незаконными требований управления об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 01.03.2013 № 08408740065439 на сумму 12 614 рублей 16 копеек, № 08408740065448 на сумму 15 027 рублей 30 копеек, № 08408740065453 на сумму 14 588 рублей 09 копеек; о признании незаконными постановлений управления о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации (индивидуального предпринимателя), от 26.03.2013 №№ 08408790006534, 08408790006536, 08408790006540.

Определением суда от 06.08.2013 требование к инспекции о признании недействительной записи в реестр индивидуальных предпринимателей выделено в отдельное производство (дело №А76-15915/2013).

Решением суда от 05.12.2013 (резолютивная часть от 28.11.2013, л.д. 151-156) в удовлетворении требований отказано.

Не согласившись с данным решением, Клявлин В.Г. обратился с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда от 05.12.2013 отменить, принять по делу новый судебный акт.

В обоснование доводов жалобы ее податель указал, что суд неправильно истолковал закон, подлежащий применению, а также не применил нормы, подлежащие применению. Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 03.12.2003 № БГ-3-09/664 утверждены формы для подачи заявлений на совершение регистрационных действий с крестьянским (фермерским) хозяйством. Результатом подачи заявления по форме № Р27002 должна была быть регистрация заявителя в качестве главы крестьянского хозяйства (внесение сведений о нем в реестр индивидуальных предпринимателей) с одновременным прекращением соответствующего крестьянского хозяйства - юридического лица (исключение сведений о нем из Единого государственного реестра юридических лиц, далее – реестр юридических лиц). Подавая заявление по форме Р 27002, заявитель намеревался привести статус крестьянского (фермерского) хозяйства в соответствие с действующим законодательством, при этом, он не намеревался дополнительно регистрироваться в качестве главы крестьянского хозяйства и вести свою деятельность, как в статусе главы, так и в статусе юридического лица, так как в этом случае следовало подать заявление по форме Р 21002. Таким образом, инспекция по заявлению дополнительно зарегистрировала заявителя в качестве предпринимателя, что противоречит заявлению по форме Р 27002.

По мнению подателя жалобы, выводы суда в части пропуска срока для обращения в суд не соответствуют материалам дела. Суд исходил из того, что заявителю стало известно о действительности оспариваемой записи в день вынесения решения Уйским районным судом Челябинской области - 05.10.2012. Однако, Уйский районный суд разрешал вопрос о взыскании финансовой санкции с Клявлина В.Г. в пользу управления. Указание на действительность спорной записи находится в мотивировочной части решения. Из имеющегося в деле решения суда неясно - было ли оно оглашено полностью, либо только резолютивная часть. В решении не имеется указания на дату и время вручения его Клявлину В.Г. На основании данного решения заявителю стало известно лишь о взыскании с него финансовой санкции. Но это не свидетельствует о том, что в этот же день заявитель узнал о действительности спорной записи.

В ходе судебного заседания инспекцией заявлено о приобщении к материалам дела отзыва на апелляционную жалобу.

Протокольным определением суда апелляционной инстанции отзыв на апелляционную жалобу приобщен к материалам дела в порядке, предусмотренном статьями 184, 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Представитель заявителя поддержал доводы жалобы в полном объеме.

Представитель инспекции просил решение суда от 05.12.2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Арбитражный суд апелляционной инстанции проверил законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 01.02.1992 крестьянское хозяйство «Лада» зарегистрировано Администрацией Уйского района, 29.10.2002 в реестр юридических лиц Инспекцией МНС России по Уйскому району Челябинской области на основании заявления заявителя внесена запись о юридическом лице – крестьянском хозяйстве «Лада», зарегистрированном до 01.07.2002, за ОГРН 1027401956097 (л.д. 18, 69-75).

28.06.2004 Клявлин В.Г. обратился в Инспекцию МНС России по Уйскому району Челябинской области с заявлением по форме № Р27002 о внесении в реестр индивидуальных предпринимателей записи о крестьянском (фермерском) хозяйстве, зарегистрированном до вступления в силу части первой Гражданского кодекса Российской Федерации. На листе А (приложение к заявлению) отражены сведения о крестьянском хозяйстве «Лада» (ОГРН 1027401956097), зарегистрированном в качестве юридического лица до вступления в силу части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, прекращающего деятельность в связи с приведением правового статуса крестьянского (фермерского) хозяйства в соответствии с частью первой Гражданского кодекса Российской Федерации (л.д. 58-61).

28.06.2004 инспекцией на основании указанного заявления в реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись за ОГРН 304744118000021 о регистрации Клявлина В.Г. в качестве главы крестьянского хозяйства (индивидуального предпринимателя), о чем Клявлину В.Г. выдано свидетельство серия 74 № 003570983 (л.д. 17).

Полагая, что запись о регистрации заявителя в качестве индивидуального предпринимателя внесена инспекцией незаконно, Клявлин В.Г. обратился в суд с настоящим заявлением.

В суде первой инстанции до окончания рассмотрения дела по существу инспекцией заявлено о пропуске заявителем срока, установленного статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для обращения в суд с заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что регистрирующим органом не допущено нарушений при внесении в реестр индивидуальных предпринимателей записи о регистрации Клявлина В.Г. в качестве главы крестьянского хозяйства - индивидуального предпринимателя, заявителем пропущен срок на подачу заявления о признании ненормативного акта недействительным, установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется в силу следующего.

Настоящий спор рассмотрен по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исходя из положений статей 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица (статья 257), признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.

Согласно статье 7 Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» крестьянские (фермерские) хозяйства, зарегистрированные до введения в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (в качестве юридических лиц), обязаны привести свой правовой статус в соответствие с нормами части первой Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 23 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (вступившим в силу со дня опубликования, в «Российской газете» опубликован 17.06.2003) крестьянские (фермерские) хозяйства, которые созданы как юридические лица в соответствии с Законом РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», вправе сохранить статус юридического лица на период до 1 января 2010 года.

В последующем период сохранения у крестьянского (фермерского) хозяйства статуса юридического лица продлен до 01.01.2021 (Федеральный закон от 25.12.2012 № 263-ФЗ).

Следовательно, формой деятельности крестьянского хозяйства после 1994 года могло быть как юридическое лицо, так и регистрация главы крестьянского хозяйства в качестве индивидуального предпринимателя.

Порядок государственной регистрации предусмотрен Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и государственных предпринимателей» (далее – Закон о регистрации).

Из пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 16.10.2003 № 630 следует, что государственная регистрация крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется в порядке, установленном для государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.

Специальная форма заявления о внесении в реестр индивидуальных предпринимателей записи о крестьянском (фермерском) хозяйстве, зарегистрированном до вступления в силу части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (форма Р27002), утверждена Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 03.12.2003 №БГ-3-09/664 «Об утверждении форм документов, используемых при государственной регистрации крестьянских (фермерских) хозяйств».

Апелляционная инстанция полагает, что обратившись в регистрирующий орган с заявлением по форме Р 27002, в связи с приведением правового статуса крестьянского хозяйства «Лада» в соответствие с частью первой Гражданского кодекса Российской Федерации, заявитель выразил свою волю на регистрацию его в качестве индивидуального предпринимателя.

Факт собственноручного подписания заявления и самостоятельного обращения в регистрирующий орган заявителем подтверждается. Более того, и заявление и апелляционная жалоба указывают на наличие у заявителя намерения на осуществление деятельности в качестве индивидуального предпринимателя при обращении с соответствующим заявлением.

Действия по регистрации на основании данного заявления осуществлены 28.06.2004 и, по мнению апелляционной инстанции, нарушений Закона о регистрации в части регистрации заявителя в качестве индивидуального предпринимателя не усматривается, учитывая, что по смыслу указанного Закона регистрация носит заявительный характер, а ответственность за представление недостоверных сведений возложена на заявителей (статья 25 Закона о регистрации). Соответствующее Закону действие не может нарушать прав и законных интересов заявителя. Более того, суд апелляционной инстанции отмечает, что доказательств нарушения прав заявителя внесением в реестр индивидуальных предпринимателей оспариваемой записи не представлено (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Запись о том, что крестьянское хозяйство «Лада» прекращает деятельность в качестве юридического лица, в связи с приведением его правового статуса в соответствие с частью первой Гражданского кодекса Российской Федерации, не внесена. Между тем, законность действий (бездействия) регистрирующего органа в указанной части предметом настоящего спора не является (статьи 4, 49, 125 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), в связи с чем, не подлежит оценке (статьи 65, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Более того, отсутствие такой записи в реестре юридических лиц не свидетельствует о недействительности записи, внесенной в реестр индивидуальных предпринимателей.

При таких обстоятельствах, следует признать, что совокупность условий для признания оспариваемой записи недействительной отсутствует.

Апелляционной инстанции отмечает, что заявитель как заинтересованное лицо не мог не знать о том, что крестьянское хозяйство «Лада» фактически осуществляет деятельность  и в качестве индивидуального предпринимателя и в статусе юридического лица. Данный вывод следует из анализа совокупности следующих обстоятельств и доказательств. Заявитель обращается в инспекцию с заявлением о внесении в реестр юридических лиц сведений о крестьянском хозяйстве «Лада», как о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002, что послужило основанием для внесения 29.10.2002 в реестр юридических лиц соответствующих сведений и присвоения такому юридическому лицу ОГРН. Позднее заявитель обращается в инспекцию с заявлением по форме Р 27002, на основании которого в реестр индивидуальных предпринимателей вносятся соответствующие

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2014 по делу n А07-12415/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также