Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.02.2014 по делу n А47-3247/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ПОСТАНОВЛЕНИЕ №18АП-13966/2013
г. Челябинск «24» февраля 2014 г. Дело №А47-3247/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2014 г. Полный текст постановления изготовлен 24 февраля 2014 г. Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: Председательствующего судьи Костина В.Ю., судей Арямова А.А., Малышева М.Б., при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым Е.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Новотроицкий завод хромовых соединений» на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 28.10.2013 по делу № А47-3247/2013 (судья Карев А.Ю.), В заседании приняли участие представители: Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Оренбургской области – Данильченко Дина Викторовна (паспорт, доверенность от 24.05.2012 № 24/2012 сроком до 31.12.2014); открытого акционерного общества «Новотроицкий завод хромовых соединений» – Голубев Денис Виталиевич (удостоверение № 2391, доверенность от 14.01.2014 № 7 сроком на 1 год), Жарко Артем Николаевич (паспорт, доверенность от 30.12.2011 № 139 сроком на 3 года), Епифанцев Александр Сергеевич (паспорт, доверенность от 30.01.2014 № 14) Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Оренбургской области (далее - заявитель, Росприроднадзор, Управление) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к открытому акционерному обществу «Новотроицкий завод хромовых соединений» (далее – заинтересованное лицо, ОАО «НЗХС», общество) о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2011 год в сумме 113 022 492, 34 рублей. Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 28.10.2013 (резолютивная часть решения объявлена 21.10.2013) заявленные требования удовлетворены. Суд взыскал с ОАО «НЗХС» в пользу Управления задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2011 год в размере 113 022 492 (сто тринадцать миллионов двадцать две тысячи четыреста девяносто два) руб. 34 коп. ОАО «НЗХС» не согласилось с указанным решением, обжаловав его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе общество просило решение суда отменить, в удовлетворении требований отказать. В обоснование апелляционной жалобы общество ссылается на то, что решение Росприроднадзора, признанное недействительным (в т.ч. частично), утрачивает юридическую силу, не подлежит применению и не влечет правовых последствий. Полагает, что заключение профессора кафедры земельного и экологического права Юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Петровой Т.В. является допустимым доказательством, поскольку позиция профессора представлена не в качестве заключения эксперта по смыслу ст. 82 АПК РФ, а в качестве иного документа. Податель жалобы ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, неприменение закона, подлежащего применению, в частности неприменение п. 4.5 Приложения 1 к ИМУ. Полагает, что плата за негативное воздействие на окружающую среду не подлежит взысканию в связи с отсутствием вреда окружающей среде. ОАО «НЗХС» доказало факт отсутствия вреда окружающей среде при размещении отходов на полигоне, что исключает возможность взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду. Считает необоснованным вывод суда, что норма Постановления № 344 и п. 4.5 Приложения 1 к ИМУ имеют один предмет регулирования - размер платы за размещение отходов на специализированных полигонах. Указывает, что Постановление № 344 и п. 4.5 Приложения 1 к ИМУ имеют разные предметы регулирования, а вывод суда первой инстанции, касающийся идентичности предмета регулирования указанных актов, является необоснованным. Общество полагает, что взыскание платы с ОАО «НЗХС» противоречит требованиям ст. 16 Закона об охране окружающей среды. Считает, что суд пришел к неправильному выводу, что в силу прямого указания данной нормы закона негативное воздействие на окружающую среду является платным, поэтому п. 4.5 Приложения 1 к ИМУ в силу приоритета закона применяться не может, указывая на позицию Конституционного Суда РФ, согласно которой платным является не любое размещение отходов, а лишь оказывающее негативное воздействие на окружающую среду. Указывает на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, полагая, что с ОАО «НЗХС» должна взыскиваться плата за негативное воздействие на окружающую среду с учетом III класса опасности шлама монохромата натрия. До начала судебного заседания Росприроднадзор представил в арбитражный апелляционный суд отзыв на апелляционную жалобу, в котором отклонил доводы апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда. Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2014 судебное разбирательство по рассмотрению апелляционной жалобы ФАС России по ходатайству общества было отложено на 18.02.2014 на 15 час. 30 мин. В судебном заседании лица, участвующие в деле, поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве на нее. Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта. Как следует из материалов дела, ОАО «НЗХС» зарегистрировано в качестве юридического лица 05.10.1992, имеет основной государственный регистрационный номер 1025600820431 и осуществляет, в том числе, деятельность по производству основных неорганических веществ, красителей и пигментов, извести, ферросплавов (кроме доменных) и алюминиевых порошков. 10.01.2008 обществу выдана лицензия №ОТ-49-001344(56) на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов сроком действия до 10.01.2013. На территории ОАО «НЗХС» на специально отведенном земельном участке расположен шламонакопитель, введенный в эксплуатацию в 1963 году, предназначенный для складирования хромосодержащих шламов, шламов производства сернистого натрия и стоков ливневой канализации, и внесенный в государственный реестр опасных производственных объектов. В связи с невнесением ОАО «НЗХС» платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2011 год Управлением Росприроднадзора по Оренбургской области в адрес общества выставлено требование от 06.04.2012 №АЖ-05-01-12/1644, подписанное руководителем управления Жуковым А.А., в соответствии с которым заявителю предложено в срок до 10.05.2012 уплатить плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2011 год в размере 1884676171,84 руб. При этом, как следует из приложенного к требованию расчета, расчет платы произведен управлением по 15 видам отходов, исходя из данных о количестве образованных отходов, содержащихся в отчете общества по форме 2-ТП за 2011 год, с применением повышающего пятикратного коэффициента в соответствии с п.6 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 №632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размерах за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» (далее – Постановление №632) в связи с отсутствием у общества до июня 2011 года установленных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Установив, что ОАО «НЗХС» не исполнило своей обязанности в установленный требованием Росприроднадзора от 06.04.2012 № АЖ-05-01-12/1644 срок, заявитель обратился в суд с заявлением о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2011 год в сумме 113 022 492, 34 рублей. Удовлетворяя заявленные требования по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у заявителя обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2011 год в сумме 113 022 492, 34 рублей. Оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству. На основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Как установлено частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие). Пунктом 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической. На основании ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон №7-ФЗ) установлено, что негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. Согласно ст. 3 Закона №7-ФЗ, хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе, принципа платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде. Статьей 16 Закона №7-ФЗ установлено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются законом. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации. Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден Постановлением №632. Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 №344. Минприроды Российской Федерации 26.01.1993 утверждены Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды. Нормативное правовое регулирование по вопросам взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, в силу п.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 №401, осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору. В соответствии с Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 №557 установлено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит уплате по итогам отчетного периода (календарный квартал) не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду в установленном порядке возложена на физических и юридических лиц в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе №7-ФЗ (включая размещение отходов производства и потребления). На основании ст. 1 Федерального закона от 24.07.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон №89-ФЗ), отходы производства и потребления – это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства и потребления, а также товары (продукция), утратившие потребительские свойства. Под размещением отходов понимается их хранение и захоронение, а под хранением отходов – содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования. В Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.02.2014 по делу n А76-14876/2012. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Сентябрь
|