Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2014 по делу n А34-4651/2013. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

 

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 18АП-13647/2013

г. Челябинск

 

04 марта 2014 года

Дело № А34-4651/2013

 

Резолютивная часть постановления объявлена

04 марта 2014г.

 

Постановление изготовлено в полном объеме

04 марта 2014г.

 

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи  Тимохина О.Б.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Тихоновой Ю.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента развития городского хозяйства Администрации города Кургана на решение Арбитражного суда Курганской области от 11 ноября 2013 года по делу № А34-4651/2013 (судья Губанова Е.И.), принятое в порядке упрощенного производства.

Департамент развития городского хозяйства Администрации города Кургана (далее - заявитель, департамент) обратился в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к Управлению Министерства внутренних дел России по городу Кургану в лице Отдела Государственной безопасности дорожного движения (далее - заинтересованное лицо, управление, отдел) о признании незаконным и отмене постановления ОГИБДД УМВД России по городу Кургану от 31.07.2013 №45 АА 072121 по делу об административном правонарушении, которым департамент привлечен к административной ответственности по ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс) в виде наложения административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Решением суда от 11 ноября 2013 года в удовлетворении  заявленных требований отказано.

Департамент, не согласившись с таким решением, обжаловал его в апелляционном порядке - в жалобе просит судебный акт отменить.

По мнению заявителя, вина департамента в бездействии по нанесению дорожной разметки отсутствует, следовательно, отсутствует и состав вмененного административного правонарушения.

До судебного заседания управлением представлен письменный отзыв на жалобу, по мотивам которого ее доводы отклонены.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте - явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. От заинтересованного лица поступило письменное ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя.

В соответствии со ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.

Законность и обоснованность судебного акта проверены апелляционным судом в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, 24.07.2013 в 10 час. 20 мин. госинспектором отдела, в присутствии свидетелей, выявлены недостатки в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения, о чём составлен акт выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения (т. 1, л.д. 62).

Из акта следует, что на участке нерегулируемого пешеходного перехода по адресу: г. Курган, ул. Фарафонова, обустроенный напротив здания №11/1 микрорайона №1 (подростковый центр «Мостовик»), не восстановлена дорожная разметка 1.14.1. «зебра», хотя её износ в процессе эксплуатации по площади составляет более 50%, чем нарушены п. 4.2.2. и 4.2.3. ГОСТ Р 50597-93. К акту прилагается фототаблица (т. 1, л.д. 63, 64).

В отношении департамента 26.07.2013 составлен протокол об административном правонарушении № 45 АА 328088, предусмотренном ст. 12.34 КоАП РФ (т. 1, л.д. 59).

В данном протоколе указано, что департаментом допущено нарушение п. 4.2.2 и 4.2.3 ГОСТ Р 50597-93 и п. 13 Основного положения Правил дорожного движения Российской Федерации, выразившиеся в несвоевременном восстановлении дорожной разметки 1.14.1. «зебра» на нерегулируемом пешеходном переходе в городе Кургане на ул. Фарафонова, строение 11/1 (подростковый центр «Мостовик») (т. 1, л.д. 59).

Постановлением от 31.07.2013 отдела № 45 АА 072121 департамент привлечён к административной ответственности за указанное правонарушение по ст. 12.34 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 20 000 рублей (т. 1, л.д. 58).

При составлении протокола и вынесении постановления административным органом порядок привлечения юридического лица к административной ответственности соблюден.

Не согласившись с названным постановлением, департамент обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что департамент является лицом, ответственным за надлежащее содержание дорог местного значения и обеспечение безопасности дорожного движения в городе Кургане, в том числе, и при наличии заключенных муниципальных контрактов, возлагающих на подрядные организации обязанности по нанесению дорожной разметки в городе Кургане. Поэтому суд признал департамент субъектом вменённого ему административного правонарушения.

Оценив в порядке ст. 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

В силу ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон № 196-ФЗ) ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения.

Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

При этом в соответствии с п. 4.2.2 и 4.2.3 ГОСТ Р 50597-93 дорожная разметка в процессе эксплуатации должна быть хорошо различима в любое время суток (при условии отсутствия снега на покрытии). Дорожная разметка должна быть восстановлена, если в процессе эксплуатации износ по площади (для продольной разметки измеряется на участке протяженностью 50 м.) составляет более 50% при выполнении ее краской и более 25% - термопластичными массами.

Факт отсутствия в городе Кургане на ул. Фарафонова на нерегулируемом пешеходном переходе, обустроенном напротив здания №11/1 микрорайона №1 (подростковый центр «Мостовик»), горизонтальной дорожной разметки материалами дела установлен, в том числе актом выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 24.07.2013, фототаблицами к нему, протоколом об административном правонарушении от 26.07.2013 № 45 АА 328088.

Между тем, судом первой инстанции не учтено следующее.

В соответствии со ст. 12.34 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на момент выявления правонарушения) нарушение правил проведения ремонта и содержания дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений в безопасном для дорожного движения состоянии либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Объектом правонарушения является дорожное движение.

Объективная сторона правонарушения выражается в совершении действий (бездействия), нарушающих правила проведения ремонта и содержания дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений в безопасном состоянии либо характеризующихся непринятием мер, своевременно устраняющих помехи в движении, запрещающих или ограничивающих движение на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.

Субъектами административной ответственности являются должностные и юридические лица.

Из содержания названной нормы не следует указания на специальные признаки субъекта административного правонарушения, а значит таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, совершившее противоправное деяние, предусмотренное данной ст. КоАП РФ.

В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон №257-ФЗ) содержание и ремонт автомобильных дорог является разновидностью дорожной деятельности, осуществление которой в отношении автомобильных дорог местного значения согласно п. 6 ст. 13 этого Закона относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Пунктом 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон №196-ФЗ) установлено, что органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

Частью 3 ст. 15 Закона №257-ФЗ предусмотрено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон №131-ФЗ) об общих принципах организации местного самоуправления исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является местная администрация, которая уставом муниципального образования наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 37 названного Закона).

Пунктом 5 ч. 1 ст. 16 Закона №131-ФЗ определено, что к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, в силу приведённых норм права лицом, ответственным за содержание автомобильных дорог местного значения, является соответствующий орган местного самоуправления. Образование в структуре местной администрации профильного департамента с правами юридического лица не наделяет этот департамент статусом органа местного самоуправления.

Согласно п. 1.42, 1.43 решения Курганской городской Думы от 19.10.2011 № 239 «О структуре Администрации города Кургана» Департамент развития городского хозяйства в соответствии с возложенными на него задачами организует дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Кургана, обеспечивает безопасность дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществляет муниципальный контроль за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города Кургана, а также осуществляет иные полномочия в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с положениями ст. 3 решения Курганской городской Думы от 16.06.2010 № 137 «Об утверждении положения о дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения на территории города Кургана» комплекс работ по дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения включает в себя, в том числе мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения (организация дорожной разметки; установка, ремонт и замена дорожных знаков и указателей; устройство искусственных неровностей; содержание и строительство светофорных объектов; создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест)). Организатором дорожной деятельности выступает Департамент развития городского хозяйства Администрации города Кургана.

Департамент пояснил, что им 15.07.2013 на сайте www.sberbank.ast.ru опубликовано извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме по выполнению работ по нанесению дорожной разметки в городе Кургане (II полугодие 2013 года). 27.03.2013 окончен прием заявок по выполнению указанных работ. 31.07.2013 назначено проведение аукциона - в настоящее время торги завершены и подготовлен проект муниципального контракта (т. 1, л.д. 16-20). Приложение №3 к муниципальному контракту содержит перечень пешеходных переходов и стоп-линий, на которых наносится горизонтальная дорожная разметка 1.14.1 «Зебра» к 01.09.2013, где под номером 57 указано расположение пешеходного перехода - Фарафонова - ДПЦ «Мостовик», и количество переходов, на которые необходимо нанести дорожную разметку (т. 1, л.д. 21-26).

Вместе с тем, заключение в последующем муниципального контракта Муниципальным казенным учреждением «Управление дорожного хозяйства и благоустройства города Кургана» (заказчик) на выполнение работ по нанесению дорожной разметки в городе Кургане, возложение на департамент обязанности по содержанию дорог местного значения является лишь способом исполнения органом местного самоуправления своих функций по содержанию дорог местного

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2014 по делу n А34-3798/2013. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)  »
Читайте также