Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2014 по делу n А47-9750/2013. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

 

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-768/2014

г. Челябинск

 

25 марта 2014 года

Дело № А47-9750/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2014 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 25 марта 2014 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Забутыриной Л.В.,

судей Столяренко Г.М., Хоронеко М.Н.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Энгельгардт Е.И.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №10 по Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 11.12.2013 по делу № А47-9750/2013 (судья  Александров А.А.).

В судебном заседании, проводимом путем использования систем видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Оренбургской области, принял участие представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №10 по Оренбургской области – Узбекова О.Ф. (паспорт, доверенность № 04-16/21 от 19.12.2013).

Общество с ограниченной ответственностью «ВостокМеталлоПромышленность» (ИНН 5604009559, ОГРН 1035601951450, далее – общество, должник) в лице конкурсного управляющего Плотниковой Татьяны Александровны (далее – конкурсный управляющий) обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 10 по Оренбургской области (ОГРН 1065609012105, ИНН 5609049918, далее – инспекция, регистрирующий орган, ответчик) о признании действий (бездействия) в части не внесения записи о внесении изменений в сведения о юридическом лице общества (далее - должник), содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), не связанных с внесением изменений в учредительные документы, в части сведений о руководителе постоянно действующего исполнительного органа или иного лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности; обязанности возложении по внесению записи о внесении изменений в сведения о юридическом лице - должнике, содержащиеся в ЕГРЮЛ, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, в части сведений о руководителе постоянно действующего исполнительного органа или иного лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 11.12.2013 (резолютивная часть от 05.12.2013, л.д. 69-74) требования удовлетворены.

Не согласившись с данным решением, инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просила его отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.

В обоснование доводов жалобы, ее податель сослался на не соответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального и процессуального права.

В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель сослался на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права. Инспекция полагает необоснованным вывод суда первой инстанции о том, что обязанность о смене лица, имеющего право действовать без доверенности от имени юридического лица, законом не возлагается на конкурсного управляющего. Форма и порядок представления сведений о назначении конкурсного управляющего арбитражным судом на момент представления Определения Арбитражного суда Оренбургской области от 27.02.2013 были законодательно закреплены Постановлением Правительства от 19.06.2002 №439 и Приказом ФНС России от 01.11.2004 №САЭ-3-09/16. На основании решения Арбитражного суда Оренбургской области от 01.02.2013 по делу А47-9545/2010 инспекцией были внесены записи о принятии решения о ликвидации юридического лица и о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора (конкурсного управляющего), в связи с чем, по мнению уполномоченного органа, государственная регистрация на основании указанного решения была осуществлена инспекцией в соответствии с законом. Вместе с тем, законом не предусмотрено, что в течение всего периода конкурсного производства, в случае изменения сведений о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица, данные изменения могут быть представлены лишь на основании определения суда. Ни Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве), ни Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о государственной регистрации юридических лиц) не освобождают конкурсного управляющего от представления изменений, вносимых в сведения о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица без доверенности, содержащихся в ЕГРЮЛ, в порядке пункта 5 статьи 5, пункта 2 статьи 17 Закона о государственной регистрации юридических лиц. Для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется заявление формы №Р14001. В инспекцию конкурсным управляющим для государственной регистрации изменений, не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, 24.07.2013 (вх.№ 13122А) представлен комплект документов, предусмотренный пунктом 2 статьи 17 Закона о государственной регистрации юридических лиц. Согласно представленному заявлению формы №Р14001 на Плотникову Т.А. возлагаются полномочия конкурсного управляющего должника. Поскольку представленные для государственной регистрации документы, не соответствовали требованиям, утвержденным приказом ФНС России от 25.01.2012 №ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» инспекцией было принято решение об отказе в государственной регистрации.

Судебное разбирательство по рассмотрению апелляционной жалобы откладывалось в целях соблюдения принципов единообразия судебной практики, принимая во внимание схожесть фактических обстоятельств по делу №А47-5175/2013.

Приняв участие в судебном заседании посредством видеоконференцсвязи в порядке, предусмотренном статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представитель инспекции доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, указав, что обстоятельства дел не аналогичны.

Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы уведомлены посредством почтовых отправлений, а также размещения информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в судебное заседание не явились, представителей не направили.

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, их представителей.

Арбитражный суд апелляционной инстанции проверил законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установлено судом, решением Арбитражного суда Оренбургской области от 01.02.2011 по делу № А47-9545/2010 ликвидируемый должник признан несостоятельным (банкротом), в отношении его имущества открыто конкурсное производство.

Определением суда от 22.02.2011 конкурсным управляющим должника утвержден Данько Александр Иванович.

В адрес регистрирующего органа 09.03.2011 от имени конкурсного управляющего Данько А.И. с сопроводительным письмом от 03.03.2011 поступило определение суда от 22.02.2011 по делу № А47-9545/2010 об утверждении конкурсного управляющего. 16.03.2011 из Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Оренбурга с сопроводительным письмом от 15.03.2011 поступило решение Арбитражного суда Оренбургской области от 01.01.2011 по делу № А47-9545/2010 о признании должника банкротом.

Ответчиком на основании указанных судебных актов арбитражного суда в ЕГРЮЛ внесено две записи: запись за ГРН 2115658076026 от 16.03.2011 о признании судом должника банкротом и открытии конкурсного производства. Состояние юридического лица изменилось на «Находится в стадии ликвидации» (свидетельство серия 56 №003220897); запись за ГРН 2115658076037 от 16.03.2011 о внесении сведений о назначении ликвидатора (ликвидационной комиссии). Так в ЕГРЮЛ в отношении должника внесены сведения о конкурсном управляющем Данько А.И. (свидетельство серия 56 № 003220898).

Определением суда от 16.05.2012 Данько А.И. освобожден от исполнения обязанностей конкурсного управляющего должника. Определением суда от 29.05.2012 конкурсным управляющим утверждена Плотникова Т.А.

Конкурсный управляющий 24.07.2013 обратился в регистрирующий орган с письмом № А47-9545-2010-251 (л.д. 26), в котором просил внести изменения в ЕГРЮЛ в отношении должника в связи со сменой конкурсного управляющего в деле о несостоятельности (банкротстве). При этом, конкурсным управляющим к указанному заявлению были приложены копии определений Арбитражного суда Оренбургской области по делу № 47-9545/2010 от 16.05.2012 и от 29.05.2012, а также заявление по форме Р14001 (не заверенное нотариусом) (л.д.48-55).

Инспекция 01.08.2013 приняла решение вх. № 13122А об отказе в государственной регистрации, которое было направлено по адресу конкурсного управляющего Данько А.И. (л.д. 44-46).

Конкурсный управляющий 29.08.2013 обратился к ответчику с письмом №А47-9545/2010-261 (л.д. 28) о предоставлении копии решения от 01.08.2013 об отказе в государственной регистрации.

Конкурсный управляющий 29.08.2013 обратился в инспекцию с письмом №А47-9545-2010-260 от 29.08.2013 (л.д. 27) о внесении изменения в ЕГРЮЛ в отношении должника в связи со сменой конкурсного управляющего в деле о несостоятельности (банкротстве) с приложением копии определения суда от 29.05.2012.

Письмом от 03.09.2013 № 06-12/017214 инспекция сообщила Плотниковой Т.А. о невозможности на основании представленных им документов принять решение о государственной регистрации и внести в ЕГРЮЛ запись о смене конкурсного управляющего. Регистрирующий орган указал, что для внесения соответствующих сведений в реестр заявителю необходимо представить на регистрацию надлежащим образом оформленное заявление по форме № Р14001 и копию определения арбитражного суда об утверждении конкурсного управляющего (л.д. 37-38).

Письмом № 58-14/017209 от 03.09.2013 ответчик пояснил, что отсутствуют правовые основания для предоставления запрашиваемого решения от 01.08.2013 об отказе в государственной регистрации.

Общество в лице конкурсного управляющего, полагая, что действия регистрирующего органа, связанные с невнесением изменений в содержащиеся в ЕГРЮЛ сведения о лице, имеющим право без доверенности действовать от имени должника, не соответствуют действующему законодательству, нарушают его права и законные интересы, а также права должника и кредиторов, обратился в арбитражный суд с заявлением об их оспаривании.

Удовлетворяя заявление, суд первой инстанции исходил из того, что Законом о банкротстве, Законом о государственной регистрации юридических лиц, а также подзаконными нормативными правовыми актами не установлено, что сведения о назначении конкурсного управляющего вносятся в ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном статьями 17, 18 Закона о государственной регистрации юридических лиц, а конкурсный управляющий для этих целей обязан представить в регистрирующий орган заявление по форме № Р14001. Суд посчитал, что при получении письменного обращения Плотниковой Т.А. и определения арбитражного суда об утверждении ее конкурсным управляющим должника у инспекции отсутствовали основания для неисполнения судебного акта в части невнесения соответствующих изменений в ЕГРЮЛ.

Выводы суда первой инстанции нельзя признать правомерными в силу следующего.

Настоящий спор рассмотрен по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением государственных реестров, в том числе единого государственного реестра юридических лиц, регулируются Законом о государственной регистрации юридических лиц.

Перечень сведений и документов о юридическом лице, содержащихся в ЕГРЮЛ, установлен пунктом 1 статьи 5 Закона о государственной регистрации юридических лиц.

В силу подпункта «л» указанной нормы в ЕГРЮЛ в числе сведений о юридическом лице должны содержаться фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии.

Если иное не установлено Законом о государственной регистрации

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2014 по делу n А47-1213/2013. Отменить определение первой инстанции полностью или в части, Разрешить вопрос по существу (ст.272 АПК РФ)  »
Читайте также