Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2014 по делу n А07-21576/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

 

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-2200/2014

г. Челябинск

 

04 апреля 2014 года

Дело № А07-21576/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2014 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 04 апреля 2014 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи  Тимохина О.Б.,

судей Малышевой И.А., Толкунова В.М.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Речкаловой В.О.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Центр фармацевтического снабжения» на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27 января 2014 года по делу №А07-21576/2013 (судья Решетников С.А.).

В судебном заседании приняли участие представители:

общества с ограниченной ответственностью «Центр фармацевтического снабжения» - Зеленина И.А. (паспорт, доверенность от 25.03.2014), Абдулнафиков Д.С. (паспорт, доверенность от 28.03.2014);

прокурора Ленинского района города Уфы Республики Башкортостан - Москвитин Н.Н. (служебное удостоверение, распоряжение №38-4/380/2014/12238 от 12.03.2014).

Прокурор Ленинского района города Уфы Республики Башкортостан (далее - заявитель, прокурор, административный орган) обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Центр фармацевтического снабжения» (далее - заинтересованное лицо, привлекаемое лицо, общество, ООО  «Центр фармацевтического снабжения», лицензиат) о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс) в связи с осуществлением фармацевтической деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий.

Решением суда от 27 января 2014 года (резолютивная часть объявлена 27 января 2014 года) требования прокурора удовлетворены, ООО  «Центр фармацевтического снабжения» привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.1 Кодекса, с наложением административного штрафа в размере 40 000 (сорок тысяч) рублей.

Общество, не согласившись с таким решением, обжаловало его в апелляционном порядке - в жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении заявления прокурора.

Заинтересованное лицо считает, что требования Свода правил 59.133330.2012, на которые ссылается прокурор в акте проверки от 18.11.2013, не могли быть учтены при реконструкции здания, в котором расположен аптечный пункт: г. Уфа, ул. Зенцова, 70, поскольку оно зарегистрировано для использования под аптеку в 2000 году, а данный Свод правил действует с 01.01.2013. То есть, аптечный пункт соответствовал действовавшим на момент реконструкции техническим условиям и требованиям, что указывает на отсутствие вины общества.

ООО  «Центр фармацевтического снабжения» предприняло все зависящие от него меры для соблюдения требований закона - во исполнение представления прокурора об устранении нарушений законодательства в сфере защиты прав инвалидов привлекаемым лицом заключен договор от 11.12.2013 с обществом с ограниченной ответственностью «Стройплощадка» на выполнение подрядных работ и согласно акту приема-сдачи работ от 13.12.2013  обустроен пандус для инвалидов по названному адресу; заведующий-провизор аптечным пунктом Ишенбаева С.В. привлечена к дисциплинарной ответственности, хотя и не обладает специальными знаниями в области строительства. Поэтому, по мнению общества, совершенное деяние необходимо квалифицировать в качестве малозначительного.

Заинтересованное лицо полагает, что в его действиях (бездействии) усматривается правонарушение в виде уклонения от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, ответственность за что предусмотрена ст. 9.13 КоАП РФ, являющейся специальной нормой про отношению к ч. 4 ст. 14.1 Кодекса.

В дополнении к апелляционной жалобе общество указало на отсутствие состава вмененного правонарушения в виду признания утратившим силу с 01.03.2014 приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 04.03.2003 №80 «Об утверждении Отраслевого стандарта «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения» (далее - Приказ №80) в связи с изданием приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 09.01.2014 №1н. Со ссылкой на ч. 2 ст. 54 Конституции Российской Федерации, ч. 2 ст. 1.7 и п. 5 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса полагает правонарушение декриминализированным.

До судебного заседания от прокурора поступили отзыв на апелляционную жалобу и отзыв на дополнение к апелляционной жалобе, по мотивам которых ее доводы отклонены.

В судебном заседании представители заинтересованного лица и заявителя настаивали на доводах апелляционной жалобы с дополнениями и отзывах на них, соответственно.

Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, 18.11.2013 прокурором в присутствии директора общества Давыдова А.Ю., а также с привлечением ведущего специалиста-эксперта Управления труда и социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан по Ленинскому району г. Уфы Тагирова Р.А., проведена проверка исполнения законодательства о защите прав инвалидов на доступность социальной инфраструктуры в деятельности аптечного пункта, принадлежащего ООО «Центр фармацевтического снабжения», расположенного по адресу: г. Уфа, ул. Зенцова 70.

В ходе проверки установлено, что общество осуществляет фармацевтическую деятельность в указанном аптечном пункте на основании лицензии № ЛО-02-02-001364 от 21.03.2013, выданной Министерством здравоохранения Республики Башкортостан (т. 1, л.д. 31-34).

В аптечном пункте проверкой выявлен факт отсутствия пандуса при наружной лестнице либо иных средств подъема маломобильных групп населения, инвалидов, а также каких-либо технических средств для вызова сотрудников аптеки.

Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 18.11.2013 с приложением фототаблицы (т. 1, л.д. 16-17, 18-19).

Прокурором в отношении общества, в присутствии его директора Давыдова А.Ю., 27.11.2013 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ (т. 1, л.д. 8-12).

04 декабря 2013 года прокурор обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о привлечении ООО «Центр фармацевтического снабжения» к названной административной ответственности.

Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из наличия события и в действиях (бездействии) общества состава вмененного административного правонарушения, в том числе вины в его совершении - отсутствие пандусов нарушает требование подп. «а» п. 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 № 1081 (далее - Положение № 1081), что оценивается в качестве грубого нарушения лицензионных требований согласно п. 6 названного Положения, и является основанием для привлечения к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.

Оценив в порядке ст. 71, 205 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

Частью 4 ст. 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), в виде наложения административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объективную сторону вмененного обществу правонарушения образует осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон №99-ФЗ, Закон о лицензировании), лицензионные требования - это совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.

В соответствии с п. 47 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании, фармацевтическая деятельность подлежит обязательному лицензированию.

Из дела видно, что общество осуществляет фармацевтическую деятельность на основании лицензии № ЛО-02-02-001364 от 21.03.2013 и приложений к ней.

В примечании к ст.14.1 Кодекса указано, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

В данном случае это Положение № 1081, согласно п. 6 которого под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных подп. «а»-«з» п. 5 данного Положения.

Согласно подп. «а» п. 5 Положения № 1081 лицензиат для осуществления фармацевтической деятельности должен, в числе прочего, иметь в наличии помещения и оборудования, принадлежащие ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимые для выполнения работ (услуг), которые составляют фармацевтическую деятельность, соответствующие установленным требованиям (за исключением медицинских организаций и обособленных подразделений медицинских организаций).

В силу ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон №181-ФЗ) Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Приказом № 80 был утвержден Отраслевой стандарт 91500.05.0007-2003 «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения» (далее по тексту - Отраслевой стандарт, ОСТ 91500.05.0007-2003).

В силу п. 3.1 данного Отраслевого стандарта аптечной организации следовало предусмотреть возможность входа (выхода) людям с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.

Пунктом 1.2 ОСТ 91500.05.0007-2003 было установлено, что настоящий ОСТ является обязательным для всех аптечных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих розничную торговлю лекарственными средствами.

Технические требования к оборудованию входа (выхода) зданий и сооружений для людей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата предусмотрены Строительными номами и правилами 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных постановлением Государственного комитета по строительству Российской Федерации от 16.07.2001 № 73 (далее - СНиП 35-01-2001), ст. 2, 3, 6, п. 1 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», п. 1 ст. 15 и ст. 17 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».

Так, согласно п. 3.9, п. 3.13, п. 3.14 СНиПа 35-01-2001 лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема; в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения (далее - МГН), с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного перехода, соединенного с этим зданием; наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261.

01 января 2013 года введена актуализированная редакция СНиП 35-01-2011, где в пятом разделе установлены требования к помещениям и их элементам, а именно: в зданиях и сооружениях должны быть обеспечены для МГН условия использования в полном объеме помещений для безопасного осуществления необходимой деятельности самостоятельно либо при помощи сопровождающего, а также эвакуации в случае экстренной ситуации.

Согласно п. 5.1.1, п. 5.1.2, п. 5.1.3 данного СНиП в здании должен быть как минимум один вход, доступный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием; * наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261; при ширине лестниц на основных входах в здание 4,0 м. и более следует дополнительно предусматривать разделительные поручни; * входная площадка при входах, доступных МГН, должна иметь: навес, водоотвод, а в зависимости от местных климатических условий - подогрев поверхности покрытия. Размеры входной площадки при открывании полотна дверей наружу должны быть не менее 1,4 x 2,0 м. или 1,5 x 1,85 м. Размеры входной площадки с пандусом не менее 2,2 x 2,2 м. Поверхности покрытий входных площадок и тамбуров должны быть твердыми, не допускать скольжения при намокании и иметь поперечный уклон в пределах 1-2%.

Таким образом, аптечное предприятие, являясь объектом социальной инфраструктуры, осуществляет фармацевтическую деятельность на основании лицензии, к лицензионным требованиям которой относится, в том числе, обеспечение возможности входа (выхода) в здание аптек людям с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.

Анализируя все перечисленных выше положения законодательства, суд сделал вывод о том, что установка в аптечных учреждениях устройств для

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2014 по делу n А07-20244/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также