Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2014 по делу n А07-19670/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

 

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-2332/2014

г. Челябинск

 

07 апреля 2014 года

Дело № А07-19670/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2014 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 07 апреля 2014 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи  Тимохина О.Б.,

судей Малышевой И.А., Толкунова В.М.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Речкаловой В.О.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21 января 2014 года по делу №А07-19670/2013 (судья Азаматов А.Д.).

В судебном заседании принял участие представитель Администрации городского округа ЗАТО город Межгорье Республики Башкортостан - Кокушкина Н.В. (паспорт, доверенность от 09.01.2014).

Администрация городского округа закрытое административно-территориальное образование город Межгорье Республики Башкортостан (далее - заявитель, Администрация ЗАТО Межгорье, страхователь) обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к государственному учреждению - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, фонд, ФСС) о признании недействительным решения от 07.10.2013 № 1 о привлечении Администрации ЗАТО Межгорье к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Решением суда от 21 января 2014 года (резолютивная часть объявлена 16 января 2014 года) заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с решением суда, фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование доводов апелляционной жалобы указал, что в ходе проверки установлено, что 27.03.2012 с работником Лукьяненко О.В. произошел несчастный случай на производстве. Начало временной нетрудоспособности Лукьяненко О.В. - 27.03.2012. Заявителем предъявлены к оплате листки нетрудоспособности Лукьяненко О.В., выданные медицинской организацией ФГБУЗ МСЧ № 142 ФМБА России. 01 апреля 2013 года Лукьяненко О.В. направлен в бюро МСЭ на освидетельствования, где установлена степень утраты профессиональной нетрудоспособности в размере 70% с 01.04.2013 по 01.04.2014.

Фонд поясняет, что листки нетрудоспособности в нарушении п. 4 ст. 59 Федерального закона от 21.12.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 323-ФЗ) и п. 27 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.06.2011 № 624н (далее - Порядок выдачи листков нетрудоспособности, Порядок), выданы за период, продолжающийся свыше десяти месяцев с даты начала временной нетрудоспособности Лукьяненко О.В. при состоянии после травмы - 27.03.2012.

По мнению фонда, в результате несоблюдения порядка выдачи, продления и оформления листков нетрудоспособности им не принята к зачету сумма 145 684 руб. 98 коп. за период нетрудоспособности Лукьяненко О.В. с 28.01.2013 по 31.03.2013, превышающей 10 месяцев с даты начала нетрудоспособности при состоянии после травмы.

ФСС считает, что в данном случае подлежит применению п. 4 ст. 59 Закона № 59-ФЗ, а не абз. 3 п. 13 Порядка выдачи листком нетрудоспособности, на который ссылается суд первой инстанции.

Таким образом, сумма непринятых к зачету расходов по результатам проверки включена в базу для начисления страховых взносов как сумма выплат в пользу работником, в том месяце, в котором начислены расходы, произведенные с нарушением законодательства и, учитывается при расчете недоимки и пени. Занижение базы для начисления страховых взносов в проверяемый период составило 145 684 руб. 98 коп., в результате чего недоначислено страховых взносов в сумме 291 руб. 33 коп., применена штрафная санкция в размере 20 % причитающейся к уплате суммы страховых взносов, что составляет 58 руб. 27 коп., пени в сумме 7 руб. 47 коп.

До начала судебного заседания в апелляционный суд от заявителя поступили письменные возражения на апелляционную жалобу, где Администрация ЗАТО Межгорье указывает, что суд первой инстанции дал оценку всем обстоятельствам дела, правильно применил нормы материального права. В силу п. 3 раздела II Порядка выдачи листков нетрудоспособности по решению врачебной комиссии при благоприятном клиническом и трудовом прогнозе листок нетрудоспособности может быть выдан в установленным порядке до дня восстановления трудоспособности, но на срок не более 10 месяцев, а в отдельных случаях (травмы, состояния после реконструктивных операций, туберкулез) - на срок не более 12 месяцев, с периодичностью продления по решению врачебной комиссии не реже чем через 15 календарных дней. С учетом изложенного, Администрацией ЗАТО Межгорье в пределах 12-ти месячного срока правомерно приняты и оплачены листы нетрудоспособности, выданные Лукьяненко О.В. на сумму 145 684 руб. 98 коп.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом - в судебное заседание заинтересованное лицо не явилось, направив ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.

С учетом мнения представителя заявителя, ходатайства ФСС и в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие заинтересованного лица.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал возражения на апелляционную жалобу.

Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ, Кодекс).

Как следует из материалов дела, Белорецким филиалом № 6 ФСС проведена камеральная проверка страхователя, в ходе которой установлены нарушения в части исполнения обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а именно нарушение порядка уплаты страховых взносов, на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в результате занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний выявлена недоимка по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 145 976 руб. 31 коп., образовавшуюся за период с 01.01.2013 по 30.06.2013 в связи с нарушением установленного срока уплаты страховых взносов в фонд 15 числа каждого месяца, в том числе: неуплаченные страховые взносы 291 руб. 33 коп., расходы, не принятые к зачету в счет страховых взносов 145 684 руб. 98 коп., также перечислить недоимку по страховым взносам в ФСС в сумме 291 руб. 33 коп. и пени в сумме 7 руб. 47 коп.

По мнению фонда, страхователем в нарушение ст. 59 Закона № 59-ФЗ при благоприятном клиническом и трудовом прогнозе по листкам нетрудоспособности, выданным на срок более 10 месяцев, выплаченные Лукьяненко О. В. после даты 27.01.2013 не могут быть отражены в Форме 4-ФСС за 1 квартал 2013г. до принятия расходов к зачету Региональным отделением.

По результатам проверки составлен акт камеральной проверки от 19.08.2013 № 34 н/с (т. 1, л.д. 59-63, 132-136).

Акт камеральной проверки направлен заявителю по почте и получено Администрацией ЗАТО Межгорье 26.08.2013, о чем свидетельствует почтовое уведомление (т. 1, л.д. 137).

07 октября 2013 года фондом составлен протокол № 1 о рассмотрении материалов камеральной проверки страхователя (т. 1, л.д. 14-17).

07 октября 2013 года, с учет возражений, вынесено решение № 1 о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (т. 1, л.д. 18-19, 56-58, 65-67).

Согласно решению от 07.10.2013 № 1 заявитель привлечен к ответственности на основании абз. 5 п. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.07.1998 № 125 «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее - Закон № 125-ФЗ), предложено перечислить в добровольном порядке: * недоимку в сумме 291 руб. 33 коп.; * пени в сумме 7 руб. 47 коп.; * штрафные санкции в сумме 58 руб. 27 коп.; * отразить в бухгалтерском учете и расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (Форма № - 4 ФСС РФ) недоимку по страховым взносам, в том числе не принятые к зачету расходы.

Не согласившись с решением фонда, заявитель обратился в суд с соответствующим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд пришел к выводу о том, что факт наступления страхового случая в виде временной нетрудоспособности подтверждается материалами дела,

Также суд первой инстанции пришел к выводу о том, что согласно п. 3 раздела 2 Порядка по решению врачебной комиссии при благоприятном клиническом и трудовом прогнозе листок нетрудоспособности может быть выдан в установленном порядке до дня восстановления трудоспособности на срок не более 12 месяцев, с периодичностью продления по решению врачебной комиссии не реже чем через 15 календарных дней.

Оценив в порядке ст. 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.

В силу ст. 1 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее - Закон № 165-ФЗ) обязательное социальное страхование является частью государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан и иных категорий граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.

Согласно п. 2 ст. 6 Закона № 165-ФЗ субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица.

В силу подп. 1 п. 1 ст. 9 Закона № 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора.

Страхователями являются организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы и (или) налоги, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения.

Обеспечением по обязательному социальному страхованию (страховым обеспечением) является исполнение страховщиком, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, - также и страхователем своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством страховых выплат или иных видов обеспечения, установленных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (ст. 3 Закона № 165-ФЗ).

В соответствии с подп. 5 п. 2 ст. 8 Закона № 165-ФЗ одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию является пособие по временной нетрудоспособности.

В силу подп. 6 п. 2 ст. 12 Закона № 165-ФЗ страхователи обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Согласно ст. 22 Закона № 165-ФЗ основанием для назначения выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая. Порядок обращения за страховым обеспечением, размер и порядок индексации страхового обеспечения устанавливаются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

В соответствии с п. 1 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В силу ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. По общему правилу для наступления ответственности за причинение вреда необходимо наличие состава правонарушения, включающего наличие вреда, противоправность поведения причинителя вреда, причинную связь между противоправным поведением и наступившим вредом, а также вины.

Средствами государственного социального страхования управляет Фонд социального страхования Российской Федерации, в состав которого входят исполнительные органы, в частности региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъектов Российской Федерации. Средства Фонда направляются, в том числе на выплату пособий по временной нетрудоспособности (п. 1, 3 и 8 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации).

Согласно ст. 1 Закона № 165-ФЗ обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам. Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2014 по делу n А07-5393/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также