Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2014 по делу n А07-15001/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

 

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-3545/2014

г. Челябинск

 

23 апреля 2014 года

Дело № А07-15001/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2014 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 23 апреля 2014 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,

судей Арямова А.А., Баканова В.В.,

при ведении протокола помощником судьи Кудрявцевой А.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Уфы Республики Башкортостан  на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 19.02.2014 по делу № А07-15001/2013 (судья Ахметова Г.Ф.).

В заседании принял участие представитель:

открытого акционерного общества «Уфимское научно-производственное предприятие «Молния» - Якупов Т.В. (доверенность от 29.12.2013 № 28/7724).

Открытое акционерное общество «Уфимское научно-производственное предприятие «Молния» (далее – заявитель, общество, страхователь, ОАО УНПП «Молния») обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан  с заявлением о признании недействительным решения  Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Уфы Республики Башкортостан (далее – заинтересованное лицо, Пенсионный фонд, фонд, управление, ГУ УПФР в Ленинском районе г. Уфы) от 19.07.2013 № 5 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части доначисления недоимки в размере 4 899 848,84 рублей, в том числе: 3 909 686,46 рублей - по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ на страховую часть, 188 683,12 рублей - по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ на накопительную часть; 486 466,82 рублей - по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее - ФФОМС),  315 012,44 рублей - по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в территориальный фонд обязательного медицинского страхования (далее - ТФОМС), соответствующих пеней в общей сумме 829 752,52 рублей и штрафов по п. 1 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закон  № 212-ФЗ) в общем размере 979 969,75 рублей.

Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 19.02.2014 заявленные требования удовлетворены, решение фонда признано недействительным в оспариваемой части.

В апелляционной жалобе заинтересованное лицо просит решение суда отменить, в связи с неправильным применением норм материального права, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В обоснование доводов апелляционной жалобы фонд ссылается на то, что оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами включается в базу по страховым взносам, поскольку относится к выплатам, осуществляемым в рамках трудовых отношений.

Также фонд полагает несоответствующим нормам материального права вывод суда о том, что при реорганизации юридического лица в форме преобразования вновь возникшая организация при определении базы для начисления страховых взносов вправе учитывать выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу работников в реорганизованной организации, поскольку, по мнению управления, в силу ст. 10 Закона № 212-ФЗ расчетный период для реорганизованной организации начинается со дня создания такой организации и оканчивается последним днем текущего календарного года.

В отзыве ОАО УНПП «Молния» отклонило доводы апелляционной жалобы, ссылаясь на то, что оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами является социальной гарантией, носит компенсационный характер, в связи с чем не включается в налоговую базу при расчете страховых взносов.

Также заявитель полагает, что правомерно учитывал выплаты в пользу работников, произведенные им до реорганизации в форме преобразования, при расчете налоговой базы по страховым взносам, поскольку трудовые отношения с работниками не прерывались, а правопреемник в соответствии с нормами Закона № 212-ФЗ при исполнении возложенных на него обязанностей по уплате страховых взносов пользуется всеми правами и исполняет все обязанности реорганизованного лица.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание заинтересованное лицо не явилось, направило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие, поддержав ее доводы. С учетом мнения заявителя в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие Управления Пенсионного фонда.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела ГУ УПФ РФ в Ленинском районе г. Уфы проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов ОАО УНПП «Молния» за период с 01.01.2010 по 31.12.2012, по результатам которой составлен акт выездной проверки от 18.06.2013 № 4 и вынесено решение от 19.07.2013 № 5 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, согласно которому заявитель привлечен к ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 47 Закона № 212-ФЗ за неуплату страховых взносов на страховую и накопительную часть трудовой пенсии, страховых взносов в ФФОМС и ТФОМС виде штрафов в общей сумме                     1 057 562,49 рублей. Кроме того, заявителю начислены пени в сумме 890 271,18 рублей и предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ и по страховых взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 5 287 812,45 рублей.

Общество, полагая, что решение фонда в оспариваемой части не соответствует нормам законодательства и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании указанного ненормативного правового акта  недействительным.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами не включается в базу по страховым взносам, поскольку относится к социальным выплатам. Кроме того, суд пришел к выводу, что вновь возникшая в результате реорганизации в форме преобразования организация при определении базы для начисления страховых взносов вправе учитывать выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу работников в реорганизованной организации с начала календарного года.

Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции верными, основанными на нормах действующего законодательства и представленных в материалы дела доказательствах.

Как следует из оспариваемого решения, основанием для привлечения заявителя к ответственности, начисления ему страховых взносов и пени послужили выводы фонда о неправомерном не включении заявителем в базу для начисления страховых взносов выплат, произведенных своим работникам в сумме среднего заработка, выплачиваемого за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ).

Согласно статье 1 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее - Закон № 165-ФЗ) обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 6 Закона № 165-ФЗ субъекты обязательного социального страхования - участники отношений по обязательному социальному страхованию.

Субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 9 Закона № 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора.

В силу подпункта «а» пункта 1 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

В соответствии со статьей 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее - Закон № 125-ФЗ) объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.

В силу пункта 2 статьи 20.1 Закона № 125-ФЗ база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 данной статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных лиц, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 указанного Федерального закона.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ и подпункту 1 пункта 1 статьи 20.2 Закона № 125-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами, в частности, государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 данного Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.

Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте «а» пункта 1 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Согласно части 1 статьи 8 Закона № 212-ФЗ база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 названного Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 названного Федерального закона.

Как установлено фондом в ходе проверки, в проверяемом периоде на основании приказов по предприятию определенным работникам заявителя были предоставлены дополнительные выходные дни для ухода за детьми-инвалидами.

Фонд полагает, что спорные выплаты подлежат обложению страховыми взносами в общем порядке, поскольку оплата дополнительных выходных дней производится в рамках трудовых отношений и зависимости от источника финансирования такой выплаты не имеется.

Однако фонд не учитывает следующее.

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Государство тем самым принимает на себя обязательства по созданию для соответствующих категорий граждан надлежащих условий жизнеобеспечения, в том числе путем предоставления для этого необходимых денежных средств.

В силу статьи 262 ТК РФ одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.

При этом указание в статье 262 ТК РФ на оплату рассматриваемого выходного дня в размере среднего заработка устанавливает лишь размер выплаты, а не ее характер и не означает сохранение за работником среднего заработка.

В соответствии с постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации от 04.04.2000 № 26/34 «Об утверждении разъяснения «О порядке предоставления и оплаты дополнительных выходных дней в месяц одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами» (зарегистрировано в Министерстве

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2014 по делу n А07-1316/2014. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также