Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2014 по делу n А34-3391/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 18АП-2995/2014 г. Челябинск
28 апреля 2014 года Дело № А34-3391/2013 Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2014 года. Постановление изготовлено в полном объеме 28 апреля 2014 года. Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Тимохина О.Б., судей Бояршиновой Е.В., Малышева М.Б., при ведении протокола секретарем судебного заседания Речкаловой В.О., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Шумихинские Межрайонные коммунальные электрические сети» на решение Арбитражного суда Курганской области от 29 января 2014 года по делу №А34-3391/2013 (судья Крепышева Т.Г.). В судебном заседании приняли участие представители: открытого акционерного общества «Шумихинские Межрайонные коммунальные электрические сети» - Белешова А.В. (паспорт, доверенность от 05.10.2011 - т. 1, л.д. 105; т. 10, л.д. 71); Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Курганской области - Логинов С.М. (служебное удостоверение, доверенность № 11 от 09.01.2014), Шух С.А. (служебное удостоверение, доверенность № 3 от 09.01.2014), Якимова Е.И. (служебное удостоверение, доверенность № 12 от 09.01.2014). Открытое акционерное общество «Шумихинские Межрайонные коммунальные электрические сети» (далее - заявитель налогоплательщик, общество, ОАО «ШМКЭС») обратилось в Арбитражный суд Курганской области к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Курганской области (далее - заинтересованное лицо, МИФНС, инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 29.03.2013 № 4 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, за исключением начисления пеней по единому социальному налогу в размере 18 359 руб. и пеней по налогу на доходы физических лиц в размере 106 500 руб. (с учетом принятых судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточненных требований - т. 8, л.д. 7). Решением суда от 29 января 2014 года (резолютивная часть объявлена 17 января 2014 года) в удовлетворении заявленных требований отказано. Полагая, что решение суда первой инстанции вынесено с нарушением норм материального права, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, принять по делу новый судебный акт. Заявитель в жалобе указал, что является сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии потребителям, поэтому не может с точностью определить количество переданной электроэнергии и объем потребляемых услуг. Суммы, установленные решениями Арбитражного суда Курганской области от 10.05.2011 по делу № А34-5503/2010 и от 18.08.2011 по делу № А34-6254/2010, не подлежали включению в сумму доходов от реализации 2009 года, а суммы, установленные решением Арбитражного суда Курганской области от 27.02.2012 по делу № А34-3465/2011, не подлежали включению в сумму доходов от реализации 2011 года. Таким образом, общество не могло в 2009, 2011 годах определить налоговую базу по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) и по налогу на прибыль по рассматриваемым объемам; первичные либо иные документы, подтверждающие полученные налогоплательщиком доходы в отношении спорных сумм, отсутствовали. Подтвержденное право на выручку появилось у общества после вступления в законную силу решений Арбитражного суда Курганской области (2011 год), которыми с открытого акционерного общества «Курганэнерго» (далее - ОАО «Курганэнерго») взысканы денежные средства. По мнению заявителя, момент реализации (оказания) услуги по передаче электрической энергии может быть определен исключительно на основании договора либо в силу судебного акта. Договор № 24 оказания услуг по передаче электрической энергии в январе-августе 2009 года не заключен. Следовательно, сумма, взысканная за указанный период с ОАО «Курганэнерго» на основании решений суда первой инстанции по делам № А34-5503/2010, № А34-6254/2010 в размере 27 759 825 руб. (без учета НДС), не подлежит включению в состав доходов ОАО «ШМКЭС» в 2009 году. Общество не имело возможность в целях налогообложения ежемесячно производить расчет стоимости оказанных услуг за содержание электрических сетей на основании утвержденных тарифов, поскольку у ОАО «ШМКЭС» не имелось оснований рассчитывать стоимость услуг, на содержание сетей исходя из размера заявленной мощности. Даже если предположить, что налогоплательщику известны объемы переданной электрической энергии, стоимость услуги, определенная в соответствии с договором, не соответствует сумме, взысканной на основании судебных решений. Общество осуществляет социально-значимую деятельность, находится в тяжелом материальном положении. Таким образом, начисленные штрафы, как санкции на налоговое правонарушение, должны быть соразмерны не только совершенному правонарушению, но и финансовому положению налогоплательщика. До судебного заседания от заявителя поступили дополнения к апелляционной жалобе, в которых указано, что налоговым органом проводилась выездная налоговая проверка, поэтому, проверяя правильность исчисления и уплаты в бюджет НДС, налог на прибыль инспекция обязана проверить все элементы налогообложения, составляющие этот налог, не исключая расходы и налоговые вычеты. До судебного заседания от МИФНС поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором заинтересованное лицо не согласилось с доводами, изложенными в жалобе, и просит решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения. Общество является сетевой организацией, с использованием объектов электросетевого хозяйства которого предоставлялись услуги по передаче электрической энергии ОАО «Курганэнерго» в 2009 году и открытому акционерному обществу «ЭнергоКурган» (далее - ОАО «ЭнергоКурган») в 2010-2011 годах, то есть заявитель является поставщиком услуг, поэтому обязан обеспечить своевременное выставление первичных учетных документов, а также надлежащее ведение бухгалтерского и налогового учета. Департаментом государственного регулирования цен и тарифов Курганской области (далее - Департамент) установлены тарифы на услуги по передаче электрической энергии: в 2009 году постановлением Департамента № 31-3 от 14.11.2008, в 2010 году постановлением Департамента № 33-43 от 19.11.2009, в 2011 году постановлением Департамента № 45-6 от 16.12.2010. Таким образом, в силу закона, а не силу заключенного договора, заявитель обязан обеспечивать сбор данных коммерческого учета электрической энергии на границах балансовой принадлежности своих электрических сетей и энергопринимающих устройств потребителей, а воспользоваться этим правом или нет - решало само общество. Из анализа судебных актов по делам № А34-5503/2010, № 34-6254/2010, № А34-3465/2011 следует, что общество определяло объемы оказанных услуг в 2009 году ОАО «Курганэнерго», в 2011 году ОАО «ЭнергоКурган», но в нарушение Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), не включало или не внесло изменения в налоговые декларации по НДС и налогу на прибыль. С учетом изложенного, инспекция поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что заявитель, осуществляя основной вид деятельности, знал и имел возможность в целях налогообложения ежемесячно производить расчет стоимости оказанных ОАО «Курганэнерго» услуг. Доводы общества о незнании в 2011 году объемов оказанных услуг ОАО «ЭнергоКурган» опровергаются решением по делу № А34-3465/2011, в котором указано, что ОАО «ШМКЭС» объем оказанных услуг ОАО «ЭнергоКурган» в 2011 году определяло по мере оказания услуг, но в нарушение п. 1 ст. 54, п. 1 ст. 271 НК РФ не включало в налоговую декларацию по налогу на прибыль за 2011 год. Инспекция считает, что в данном случае подлежит применению п. 10 ст. 250 НК РФ, в соответствии с которым доходы прошлых лет, выявленные в отчетном периоде, признаются внереализационными доходами. По мнению МИФНС, после вступления в силу судебных актов, в которых установлен «момент реализации (оказания) услуги» (с января по июль 2009 года, август 2009 года, январь-июнь 2011 года) общество обязано было внести изменения в соответствующие налоговые декларации по НДС за 2009, 2011 годы, и представить в инспекцию, уточненные налоговые декларации по НДС и по налогу на прибыль в, установленном ст. 81 НК РФ порядке, а также уплатить заниженные ранее суммы НДС и по налогу на прибыль. Инспекция считает, что общество в 2009-2011 годах непрерывно осуществляло основной вид деятельности, оказывая услуги по передаче электрической энергии ОАО «Курганэнерго» (ОАО «ЭнергоКурган») независимо от даты подписания договора, определяло объем оказанных услуг, обращалось в суд за взысканием оплаты оказанных услуг, и суды взыскивали оказанные услуги, указывая, что «отсутствие подписанных сторонами актов оказание услуг не является основанием к отказу в иске, при наличии иных доказательств, подтверждающих факт оказания услуг и их объемов», «расчет между сторонами не ставится в зависимость от заключения (незаключения) смежными сетевыми организациями договора», что следует из судебных актов по делам № А34-6254/2010, № А34-5503/2010. Из дела № А34-3465/2010 следует, что 02.11.2009 между обществом и ОАО «ЭнергоКурган» заключен договор № 41 оказания услуг по передаче электрической энергии и мощности, который действовал в 2011 году. Заявленная мощность энергопринимающих устройств потребителей известна непосредственно сетевой организации к чьим сетям такие устройства присоединены, каковой и является ОАО «ШМКЭС». Довод заявителя об уменьшении налоговых санкций не подлежит удовлетворению, поскольку ОАО «ШМКЭС» своими противоправными действиями неоднократно совершало налоговые правонарушения, в результате чего Курганской области и Российской Федерации нанесен вред на сумму 14 625 161 руб. Заинтересованное лицо критически относится к ссылке заявителя на дело №А55-9777/2010, поскольку обстоятельства данного дела не аналогичны обстоятельствам и существу дела № А34-3391/2013. Таким образом, доводы заявителя о том, что налоговые вычеты по НДС, не заявленные им в декларации, инспекция обязана устанавливать и предоставлять, в ходе выездной налоговой проверки противоречат сложившейся судебной практике и не подлежат удовлетворению. В судебном заседании представители заявителя и заинтересованного лица поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и дополнений к ней, и отзыве на нее соответственно. Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ, Кодекс). Как следует из материалов дела, МИФНС по решению от 11.05.2012 № 18 проведена выездная налоговая проверка деятельности ОАО «ШМКЭС» по вопросам правильности исчисления и удержания, полноты и своевременности перечисления в бюджет налогов и сборов за период с 01.01.2009 по 31.12.2011. По результатам проверки налоговым органом составлен акт выездной налоговой проверки от 05.03.2013 № 4 и, с учетом возражений, принято решение от 29.03.2013 № 4 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (т. 1, л.д. 19-51; т. 2, л.д. 58-79, 137-140, 143-159). Указанным решением налогоплательщик привлечен к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122, ст. 123 НК РФ в виде штрафа, уменьшенного в соответствии с положениями ст. 112, 114 НК РФ, в общей сумме 1 291 841 руб., обществу предложено уплатить недоимку по налогам в сумме 14 625 161 руб., в том числе: налог на прибыль за 2009 год 5 491 220 руб.; НДС за 1-3 кварталы 2009 года в сумме 4 996 769 руб., за 1, 2 кварталы 2011 года в сумме 4 137 172 руб.; в соответствии ст. 75 НК РФ начислены пени в общей сумме 4 331 617 руб. Не согласившись с вынесенным МИФНС решением, общество обратилось в вышестоящий налоговый орган - Управление Федеральной налоговой службы по Курганской области (далее - УФНС, управление), с апелляционной жалобой. Решением УФНС от 24.05.2013 № 85 решение инспекции № 4 от 29.03.2014 дополнено п. 3.4, которым увеличен остаток не перенесенного убытка по состоянию на конец 2011 года до 11 294 846 руб., в остальной части решение инспекции оставлено без изменения и утверждено (т. 1, л.д. 52-62). Не согласившись с решением налогового органа в части доначисления НДС и налога на прибыль, соответствующих пени и штрафных санкций, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводам о том, что заявитель, осуществляя основной вид деятельности, знал и имел возможность в целях налогообложения ежемесячно производить расчет стоимости оказанных ОАО «Курганэнерго» услуг за содержание электрических сетей (480 396 руб. 65 коп./за ед.МВт/ х 6,641 МВт). Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заявитель является сетевой организацией, которой предоставлено право проводить проверки и снимать показания энергопринимающих устройств потребителей, а с помощью учетных приборов, возможно, определить объем отпуска электроэнергии. С учетом изложенного, суд первой инстанции установил, что налоговый орган правомерно увеличил налоговую базу по налогу на прибыль и по НДС за 2009-2011 годы, поскольку у заявителя имелась возможность определить конкретные периоды их возникновения. Оценив в порядке ст. 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству. Согласно с п. 1, 5 ст. 38 НК РФ под объектом налогообложения понимается реализация товаров (работ, услуг), имущества, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога. Услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности. В силу п. 1 ст. 39 НК РФ реализацией услуг организацией признается возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу. В соответствии с п. 1 ст. 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. Согласно п. 1 ст. 54 НК РФ налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2014 по делу n А07-22340/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Сентябрь
|