Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2014 по делу n А76-24368/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

 

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-3045/2014

г. Челябинск

 

28 апреля 2014 года

Дело № А76-24368/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2014 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 28 апреля 2014 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Малышевой И.А.,

судей  Ивановой Н.А., Толкунова В.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Свистун Н.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества  «Норд Вест» на решение Арбитражного суда Челябинской области от 10.02.2014 по делу № А76-24368/2013 (судья Котляров Н.Е.).

В судебном заседании приняли участие представители:

заявителя - закрытого акционерного общества «Норд-Вест»– Валейшо Мария Юрьевна (доверенность № 3 от 10.10.2013, паспорт);

заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Челябинска - Акимцева Янина Валерьевна (доверенность № 05-05/000115 от 10.01.2014, паспорт).

 Закрытое акционерное общество «Норд Вест» (далее - ЗАО «Норд Вест», заявитель, общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Челябинска (далее – ИФНС России по Советскому району г. Челябинска, инспекция, налоговый орган, заинтересованное лицо) о признании недействительным решения от 08.08.2013 № 1362 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решением Арбитражного суда Челябинской области от 10.02.2014 (резолютивная часть объявлена 10.02.2014) заявленные требования  удовлетворены частично. Суд признал недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району города Челябинска от 08.08.2013 № 1362 в части привлечения заявителя к налоговой ответственности, предусмотренной п.1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания штрафа в сумме 200 000 руб. за неполную уплату земельного налога за 2012 год. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. Суд также взыскал с Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району города Челябинска в пользу закрытого акционерного общества «Норд Вест» судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 4000 руб.

Не согласившись с решением суда в части отказа в удовлетворении заявленных требований, заявитель (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт)  обжаловал его в данной части в апелляционном порядке, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неверное применение норм материального права.

По утверждению апеллянта, при вынесении решения суд первой инстанции неверно применил нормы материального права, поскольку не принял во внимание кадастровую стоимость спорных земельных участков, установленную решением Арбитражного суда Челябинской области по делу № А 76-19348/2012 по состоянию на 01.01.2010, исходя из которой налогоплательщиком были произведены расчёт и уплата земельного налога за 2012 год.

Кроме того, податель апелляционной жалобы утверждает, что решение суда в обжалуемой части противоречит письму ФГБУ «Федеральная кадастровая палата» № 6932 от 05.08.2013, которым подтверждено, что кадастровая стоимость спорных земельных участков по состоянию на 01.01.2010,01.01.2011 и 01.01.2012 составляла сумму, применённую обществом при расчёте земельного налога.

В обоснование своей позиции по делу заявитель ссылается также на письма Министерства финансов  Российской Федерации от 16.07.2013 № 03-05-04-02/27809, Департамента налоговой и таможенно - тарифной политики Минфина РФ от 30.08.2013 № 03-05-05-02/89, которые, по его мнению, подтверждают правильность его позиции по делу и обязывают налоговые органы производить перерасчёт суммы земельного налога, исходя из рыночной стоимости земельного участка, в том случае, если это улучшает положение налогоплательщика.

Налоговый орган представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в которой против изложенных в ней доводов возразил, указав, что решение суда считает законным и обоснованным, не подлежащим отмене.

В судебном заседании представители налогоплательщика и налогового органа поддержали доводы апелляционной жалобы и письменного отзыва на неё.

В соответствии с ч. 5 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, истолкованной применительно к пункту 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 № 36 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции», законность и обоснованность решения проверяются апелляционным судом исключительно в обжалуемой налогоплательщиком части, то есть в части отказа в удовлетворении заявленного требований, поскольку со стороны налогового органа не поступило возражения против пересмотра решения в указанной части.

Проверив законность и обоснованность решения суда в обжалуемой части в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции в указанной части.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ИФНС России по Советскому району г.Челябинска была проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по земельному налогу за 2012 год, представленной ЗАО «Норд Вест» в инспекцию 31.01.2013, в ходе которой инспекция пришла к выводу о занижении налогоплательщиком подлежащей уплате суммы налога в связи с неверным определением показателя кадастровой стоимости трёх земельных участков, расположенных в                            г. Челябинске по адресу: ул. 2-ая Дальняя, д. 1, с кадастровыми номерами 74:36:0427005:19, 74:36:0427005:20, 74:36:0427005:21.

Налоговым органом в адрес налогоплательщика направлено сообщение от 22.04.2013 № 16374 с требованием представления пояснений или внесения изменений в налоговую отчётность, в ответ на которое ЗАО «Норд Вест» в инспекцию представлено решение Арбитражного суда Челябинской области от 25.01.2013 по делу № А76-19348/2012 (л.д.29,88).

По результатам проверки составлен акт камеральной налоговой проверки от 17.05.2013 № 1315 (л.д.89-91), который вместе с извещением от 17.05.2013 № 2186,  был направлен обществу по почте заказным письмом (л.д. 92,93).

Данным извещением налогоплательщик приглашался в инспекцию 27.06.2013 года к 11 час. 00 мин. для рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки (л.д. 95).

Рассмотрев материалы камеральной налоговой проверки 27.06.2013 в            11 час. 00 мин., в присутствии уполномоченного представителя заявителя ЗАО «Норд Вест» Валейшо М.А., в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств для подтверждения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых, заместитель начальника налогового органа вынес решение от 02.07.2013 № 18 о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки до 06.08.2013, решение от 02.07.2013 № 16 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (л.д.96, 97).

Извещением № 2896 от 02.07.2013 налогоплательщик был приглашён в налоговый орган 05.08.2013 к 11 час. 00 мин.  для ознакомления с результатами дополнительных мероприятий налогового контроля (л.д.98).

Извещением от 02.07.2013 № 2897 заявитель был приглашён в инспекцию 08.08.2013 к 11 час. 00 мин. для рассмотрения материалов проверки. Извещение направлено обществу по почте заказным письмом (л.д.99-101).

По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки и результатов дополнительных мероприятий налогового контроля инспекцией вынесено решение от 08.08.2013 № 1362 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в резолютивной части которого заявителю начислен штраф по пункту 1 статьи 122  Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 216 926 руб.00 коп. (с учётом снижения налоговой санкции по пункту 2 статьи 112, пункту 4 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации) за неполную уплату земельного налога за 2012 год в результате занижения налоговой базы, а также начислен земельный налог в сумме 2 169 253 руб., пени по земельному налогу в сумме                                         169 820 руб. 29 коп.(л.д. 105-115).

Решением  Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области от 10.10.2013 № 16-07/002803С решение  ИФНС по Советскому району г.Челябинска от 08.08.2013 № 1362 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения утверждено и вступило в законную силу (л.д.19-28), после чего налогоплательщик оспорил его в судебном порядке.

         Отказывая в удовлетворении требования налогоплательщика в части, касающейся начисления недоимки и пени по земельному налогу, а также наличия оснований для начисления налоговой санкции за его неуплату по                  п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для ретроспективного перерасчёта земельного налога, исходя из кадастровой стоимости спорных земельных участков, установленной решением Арбитражного суда Челябинской области от 25.01.2013 по делу № А76-19348/2012.

В решении суд указал, что  установленная решением суда по указанному выше делу в 2013 году кадастровая стоимость не подлежит применению при исчислении обществом земельного налога за 2012 год.

         Выводы суда в указанной части являются верными, соответствуют обстоятельствам дела и нормам действующего законодательства. Оснований для их переоценки на стадии апелляционного производства не имеется, исходя из следующего.

         В  рассматриваемой ситуации спор сводится к  решению вопроса о том, возможно ли применить кадастровую стоимость спорных земельных участков, установленную решением Арбитражного суда по делу № А76-19348/2012 в 2013 году, но по состоянию на 01.01.2010, в качестве налоговой базы для исчисления суммы земельного налога за 2012 год.

Плательщиками земельного налога в силу п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 указанного Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Согласно п. 1 ст. 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно                 ст. 389 данного Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 390 Налогового кодекса Российской Федерации).

Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации).

Налоговым периодом по земельному налогу признаётся календарный год (п. 1 ст. 393 Налогового кодекса Российской Федерации).

На основании п. 14 ст. 396 Налогового кодекса Российской Федерации, по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.

Пунктом 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определённых п. 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п. 10 «Правил проведения кадастровой оценки земель», утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316).

Пунктом 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Нормой ст. 24.19 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности)  предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка.

Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путём подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

В силу правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ № 913/11 от 28.06.2011, предметом заявленных в таком случае требований является изменение внесённой в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учёта кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.

Как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 № 10761/11, при решении вопроса о надлежащей дате, на которую обществу следует доказать рыночную стоимость объекта недвижимости при заявлении требования о её внесении в качестве кадастровой, необходимо учитывать следующее:

В постановлении от 28.06.2011 № 913/11 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесённой в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2014 по делу n А76-15025/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также