Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2014 по делу n А47-11484/2013. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 18АП-3842/2014 г. Челябинск
29 апреля 2014 года Дело № А47-11484/2013 Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2014 года. Постановление изготовлено в полном объеме 29 апреля 2014 года. Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Соколовой И.Ю., судей Богдановской Г.Н., Ермолаевой Л.П., при ведении протокола секретарем судебного заседания Кочетковой Н.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 17.02.2014 по делу № А47-11484/2013 (судья Третьяков Н.А.). Общество с ограниченной ответственностью ООО «МИР КРОВЛИ» (далее – заявитель, общество, ООО «МИР КРОВЛИ») обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Департаменту градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга (далее - заинтересованное лицо, Департамент) о признании незаконными действий, выраженных в отказе в предоставлении участка площадью 10620 кв.м. в районе ул. Монтажников, 23, г. Оренбурга для целей строительства базы по производству металлокровельных материалов, обязании провести процедуру предоставления земельного участка в соответствии с действующим законодательством. Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 17.02.2014 (резолютивная часть оглашена 29.01.2014) заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконными действия Департамента градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга, выраженные в отказе в предоставлении участка площадью 10620 кв.м. в районе ул. Монтажников, 23, г. Оренбурга для целей строительства базы по производству металлокровельных материалов, изложенные в письме от 10.10.2013 №1-24/4641, обязал Департамент устранить допущенные нарушения прав и охраняемых законом интересов заявителя путем проведения процедуры предоставления земельного участка в соответствии с действующим законодательством. С вынесенным решением не согласилось заинтересованное лицо, обжаловав его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе Департамент (далее также – податель жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель ссылается на необоснованность вывода суда первой инстанции о возможности предоставления для целей строительства земельного участка, на котором расположена самовольная постройка. Указывает на наличие вступившего в законную силу решения о сносе самовольной постройки неисполненного до настоящего времени ООО «МИР КРОВЛИ», в силу чего общество злоупотребляет своим правом на получение земельного участка (статья 10 Гражданского кодекса Российской Федерации). Кроме того, в соответствии с подпунктом «б» пункта 3 статьи 12 Закона Оренбургской области от 16.11.2002 № 317/64-III-ОЗ «О порядке управления земельными ресурсами на территории Оренбургской области» полномочия по распоряжению незастроенными земельными участками принадлежат Министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области. ООО «МИР КРОВЛИ» представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором указано на несогласие с доводами апелляционной жалобы. В отзыве ответчик ссылается на заявление требований о предоставлении земельного участка в общем порядке по правилам статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, без ссылки на наличие каких-либо исключительных прав на него. Полагает, что наличие в пределах испрашиваемого земельного участка самовольной постройки не исключает возможности предоставления заинтересованному лицу. Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание не явились. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие участвующих в деле лиц. Законность и обоснованность судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Оренбургской области от 08.08.2011 по делу № А47-4205/2011 ООО «МИР КРОВЛИ» было обязано в двухмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу осуществить снос за свой счёт самовольно возведенного строения: нежилого одноэтажного здания склада литер В, размером в плане около 90 х 18 на земельном участке с местоположением: участок находится примерно в 200 м. по направлению на юго - восток от ориентира - административное здание, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: г. Оренбург, ул. Монтажников, 23. Из согласованных пояснений сторон следует, что исполнение указанного решения не произведено. 10.09.2013 ООО «МИР КРОВЛИ» обратилось в Департамент с заявлением № 193 о предоставлении земельного участка, расположенного в районе ул. Монтажников, 23 в г. Оренбурге (л.д. 19). В указанном заявлении общество просило заинтересованное лицо сформировать, поставить на кадастровый учет земельный участок примерной площадью 10 620 кв.м., расположенный в районе ул. Монтажников, 23 в г. Оренбурге, для целей строительства базы по производству металлокровельных материалов, и в порядке, установленном статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае отсутствия иных заявок на получение участка, принять решение о предоставлении указанного участка без проведения торгов, либо при наличии иных заявок принять решение о проведении торгов. Письмом от 10.10.2013 № 1-24/4641 «О предоставлении земельного участка, расположенного в районе ул. Монтажников, 23» Департамент со ссылкой на решение Арбитражного суда Оренбургской области 08.08.2011 № А47-4205/2011 о сносе за счет ООО «МИР КРОВЛИ» самовольно возведенного строения, сообщил заявителю о невозможности предоставления земельного участка, обремененного самовольными объектами недвижимости. Ссылаясь на отсутствие перечисленных в пункте 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации оснований для принятия отрицательного решения по заявлению общества о предоставлении земельного участка, на котором расположена самовольная постройка и неправомерность отказа Департамента в предоставлении обществу застроенного земельного участка, ООО «МИР КРОВЛИ» обратилось в арбитражный суд с указанными выше требованиями. При рассмотрении заявленных требований суд первой инстанции пришел к выводу о том, что у Департамента не имелось оснований для отказа в предоставлении обществу земельного участка, на котором расположена самовольная постройка, в силу отсутствия ограничения оборотоспособности такого земельного участка действующим гражданским и земельным законодательством. Наличие нарушенных прав ООО «МИР КРОВЛИ» мотивировано созданием препятствий в реализации права на приобретение земельного участка для строительства базы по производству металлокровельных материалов. Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта. Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предусмотрен статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации. В силу пунктов 1, 5статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию - как без предварительного согласования мест размещения, так и с предварительным согласованием мест размещения объекта. В силу пункта 5 указанной статьи, предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса. Содержание заявления ООО «МИР КРОВЛИ» от 10.09.2013 № 193, а также прилагаемое к нему градостроительное заключение о функциональном назначении земельного участка, расположенного в районе здания по ул. Монтажников, 23, подготовленное по результатам работ, проведенных по выбору земельного участка (л.д.21, 22), позволяет сделать вывод о том, что земельный участок не сформирован и испрашивается обществом для целей строительства базы по производству металлокровельных материалов. Вместе с тем, предоставление земельного участка мотивируется обществом необходимостью создания условий для сохранения самовольной постройки, расположенной в пределах земельного участка. Наличие самовольной постройки на земельном участке следует также из содержания вышеназванного градостроительного заключения. В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 данного Кодекса. В силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 25.10.2011 № 137-ФЗ, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Пунктом 3 статьи 12 Закона Оренбургской области от 16.11.2002 № 317/64-III-ОЗ «О порядке управления земельными ресурсами на территории Оренбургской области» (в редакции от 02.03.2012) (далее - Закон Оренбургской области от 16.11.2002 № 317/64-III-ОЗ) установлено, что до разграничения государственной собственности на землю к полномочиям Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений отнесено распоряжение в административном центре Оренбургской области - городе Оренбурге незастроенными земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. В соответствии с названной нормой, а также пунктом 1.4.2.1 Положения «О порядке предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам на территории муниципального образования «город Оренбург», утвержденного Решением Оренбургского городского Совета от 05.03.2007 № 229 (ред. от 10.10.2013) Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области предоставляет на территории административного центра - города Оренбурга незастроенные земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена для строительства и последующего размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок. В силу пункта 1.4.2.1 названного Положения предоставление земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения (за исключением земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения, находящиеся в государственной собственности; земельных участков, предоставленных органу государственной власти, государственному учреждению, государственному унитарному предприятию, некоммерческой организации, созданной органом государственной власти; земельных участков, предоставляемых в собственность под объектами недвижимого имущества, приобретенными в собственность гражданами и юридическими лицами, в случае их приобретения из государственной собственности, а также в случае, если земельные участки были предоставлены в соответствии с решением органа государственной власти) отнесено к полномочиям Департамента. Исходя из названного, решение по поставленному обществом вопросу о предоставлении несформированного земельного участка, расположенного по адресу: г. Оренбург, ул. Монтажников, 23 для целей строительства базы по производству металлокровельных материалов, не относится к полномочиям Департамента. Соответственно, у суда первой инстанции отсутствовали основания для возложения на Департамент обязанности по проведению процедуры предоставления земельного участка для целей строительства базы по производству металлокровельных материалов. Кроме того, в соответствии с правовым подходом, выраженным в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 24.05.2012 № 604/12 из системного толкования статей 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации, следует, что для целей строительства предусмотрено предоставление незастроенных (свободных) земельных участков. Поскольку испрашиваемый ООО «МИР КРОВЛИ» земельный участок является несвободным от самовольной постройки – нежилого одноэтажного здания склада лит. В размером в плане 90*18, процедура предоставления земельного участка для строительства по правилам статей 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации неприменима. Также отсутствуют правовые основания Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2014 по делу n А76-4845/2011. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Сентябрь
|