Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2014 по делу n А07-129/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 18АП-4508/2014 г. Челябинск
20 мая 2014 года Дело № А07-129/2014 Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2014 года. Постановление изготовлено в полном объеме 20 мая 2014 года. Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Ширяевой Е.В., судей Плаксиной Н.Г., Фотиной О.Б., при ведении протокола секретарем судебного заседания Резаевой Н.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного унитарного предприятия «Башавтотранс» Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.03.2014 по делу № А07-129/2014 (судья Харисов А.Ф.). В судебном заседании принял участие представитель государственного унитарного предприятия «Башавтотранс» Республики Башкортостан – Лукашов А.В. (паспорт, доверенность от 04.12.2013), Государственное унитарное предприятие «Башавтотранс» Республики Башкортостан (далее – ГУП «Башавтотранс», истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с иском к Администрации городского поселения город Баймак муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан (далее – Администрация, ответчик) о взыскании 258 072 руб. 08 коп. долга по договору от 01.03.2012 №11/07 и 113 550 руб. 80 коп. пеней. Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.03.2014 в удовлетворении исковых требований отказано. ГУП «Башавтотранс» с решением суда не согласилось обратившись в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить оспариваемый судебный акт и принять новый. В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель указывает на то, что применение Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении госзаказа № 94-ФЗ) не подлежит применению к рассматриваемым правоотношениям, поскольку целью заключения договора являлось не обеспечение нужд муниципалитета, а исполнение администрацией возложенных на неё функций по организации транспортных услуг населению в соответствии с положениями Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон о местном самоуправлении) и Закона Республики Башкортостан от 17.12.2008 № 77-з «Об организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом на территории Республики Башкортостан» (далее – Закон РБ). Податель апелляционной жалобы согласен с тем, что договор заключен с нарушением процедуры положения «Об организации на территории городского поселения пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования юридическими лицами всех форм собственности и индивидуальными предпринимателями» (далее – Положение об организации перевозок), разработанным в соответствии с Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и Законом о местном самоуправлении, а также положения «О конкурсе на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования на территории городского поселения пассажирских всех форм собственности и индивидуальными предпринимателями» (далее – Положение о конкурсе). Вместе с тем, заявитель апелляционной жалобы указывает на то, что договор от 01.03.2012 №11/07 является заключенным с соблюдением требований законодательства, поскольку самим ответчиком не исполнена обязанность по организации и проведению предшествующих процедур. Таким образом, ГУП «Башавтотранс» считает, что судом первой инстанции применен закон, не подлежащий применению, и не применены положения законодательства, регулирующие спорные правоотношения, в том числе нормы о неосновательном обогащении. Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, ответчик представителей в судебное заседание не направил. С учетом мнения представителя истца и в соответствии со ст. 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц. В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. В отзыве на апелляционную жалобу ответчик указал, что считает решение суда законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения (рег. № 16394 от 12.05.2014). Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Из материалов дела следует, что между ГУП «Башавтотранс» (именуемым в соответствии с договором «Автотранспортное предприятие») и Администрацией (заказчик) был подписан договор от 01.03.2012 № 11/07, в соответствии с п. 1.1 которого Автотранспортное предприятие приняло на себя обязательства осуществить перевозку пассажиров заказчика по маршруту «Баймак-коллективные сады» в пределах средств, предусмотренных на эти цели в местном бюджете, а заказчик обязался возместить затраты Автотранспортного предприятия, предусмотренные договором (л.д. 12-14). Согласно разделу договора № 2 Автотранспортное предприятие обязалось осуществлять перевозку пассажиров в соответствии с Уставом автомобильного транспорта, Правилами организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте по государственным регулируемым тарифам, утвержденным постановлением Правительства РБ от 20.06.2008 №213 (п. 2.1.1); ежемесячно представлять в Администрацию в натуральном и стоимостном выражении отчеты, составленные на основании данных автоматизированной системы оплаты проезда и бухгалтерского учета, о количестве перевезенных пассажиров, суммы доходов и расходов от их перевозки и использовании бюджетных средств по установленным формам (п. 2.1.5). В соответствии с п. 2.2.4 договора заказчик принял на себя обязательство ежемесячно производить перечисления средств Автотранспортному предприятию на перевозку пассажиров по указанному маршруту не позднее 10 дней после представления отчета. В подтверждение факта оказания услуг, согласованных договором, истцом в материалы дела представлены акты выполненных работ: от 31.5.2012 № БМК 00000703 за период с 28.04.2012 по 30.04.2012 на сумму 2 978 руб. 83 коп., от 31.05.2012 № БМК 00000704 за период с 01.05.2012 по 31.05.2012 на сумму 39 844 руб.38 коп., от 31.07.2012 № БМК 00000954 за период с 01.06.2012 по 30.06.2012 на сумму 49737 руб.16 коп., от 31.07.2012 № БМК 00000955 за период с 01.07.2012 по 31.07.2012 на сумму 55 629 руб. 99 коп., от 31.08.2012 № БМК00001105 за период с 01.08.2012- по 31.08.2012 на сумму 57 522 руб. 66 коп., от 30.09.2012 № БМК00001245 за период с 01.09.2012 по 30.09.2012 на сумму 52 359 руб. 06 коп. (л.д. 16-21). В материалы дела также представлен акт сверки взаимных расчетов за период с 01.01.2012 по 30.09.2012 на сумму 258 072 руб. 08 коп.. Ссылаясь на не исполнение ответчиком обязательств по оплате оказанных услуг, истец предъявил иск о взыскании долга и пеней. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал на нарушение сторонами порядка заключения договора применительно к положениям Закона о размещении заказа № 94-ФЗ и отсутствие в этой связи оснований для применения положений гл. 60 Гражданского кодекса Российской Федерации. Арбитражный суд апелляционной инстанции, рассмотрев дело в порядке ст. 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя в судебном заседании, не усматривает оснований для отмены оспариваемого судебного акта по следующим основаниям. Пунктом 1 ст. 1 Закона о размещении заказа № 94-ФЗ определено, что данный закон устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов. Согласно ст. 64 Закона о размещении заказов № 94-ФЗ, он применяется в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд. В силу ст. 3 Закона о размещении заказов № 94-ФЗ под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований потребности муниципальных образований в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации. Под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (ст. 5 Закона о размещении заказов № 94-ФЗ). Из положений п. 1.1 и 2.2.4 договора следует, что Администрация приняла на себя обязательства возместить затраты Автотранспортного предприятия, предусмотренные договором, в пределах средств, предусмотренных на эти цели в местном бюджете. Оценив по правилам, предусмотренным ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, в том числе договор от 01.03.2012 № 11/07, учитывая, что упоминания о коммерческих пассажирских перевозках ни в названии указанного договора, ни в его тексте не имеется, оспариваемый договор заключен в целях удовлетворения потребностей населения Баймакского городского поселения в пассажирских перевозках, а также принимая во внимание, что п. 1.1 и 2.2.4 исследуемого договора, которыми предусмотрена обязанность Администрации возместить затраты Автотранспортного предприятия за счет средств бюджета, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что заключенный между сторонами договор обладает признаками муниципального контракта. При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о применении к рассматриваемым отношениям положений Закона о размещении заказа № 94-ФЗ является обоснованным. С учетом того, что договор от 01.03.2012 № 11/07 заключен без проведения процедур, предусмотренных Законом о размещении заказа № 94-ФЗ, он является недействительной сделкой (ст. 166, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации). Отказывая в удовлетворении требований о взыскании долга по ничтожной сделке, в том числе применительно к положениям гл. 60 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции обоснованно сослался на правовую позицию, изложенную в постановлениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2013 № 18045/12 и от 04.6.2013 № 37/13, согласно которой выполнение работ без государственного (муниципального) контракта, подлежащего заключению в случаях и в порядке, предусмотренных Законом о размещении заказа № 94-ФЗ, свидетельствует о том, что лицо, выполнявшее работы, не могло не знать, что работы выполняются им при очевидном отсутствии обязательства. Кроме того, никто не вправе приобретать незаконные имущественные выгоды в обход указанного закона. Вместе с тем суд апелляционной инстанции отмечает, что представленные истцом в подтверждение предъявленного иска доказательства не соответствуют критериям относимости и допустимости (ст. 67, 67 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), поскольку акт сверки взаимных расчетов не содержит ссылки на рассматриваемый договор или представленные в дело акты (л.д. 15), а сами акты содержат лишь общие формулировки, в них отсутствуют сведения об объеме выполненных перевозок (количество рейсов, перевезенных пассажиров и т.д.). Отчеты, предусмотренные п. 2.1.5 договора в материалы дела не представлены. Принимая во внимание указанные выше нормы права, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, суд апелляционной инстанции считает, что доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении заявления и имели бы юридическое значение для вынесения решения, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции не состоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения. Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено. Руководствуясь ст. 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции ПОСТАНОВИЛ: решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.03.2014 по делу № А07-129/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного унитарного предприятия «Башавтотранс» Республики Башкортостан - без удовлетворения. Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции. Председательствующий судья Е.В. Ширяева Судьи: Н.Г. Плаксина О.Б. Фотина
Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2014 по делу n А07-15003/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Сентябрь
|