Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2014 по делу n А07-1355/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 18АП-4998/2014 г. Челябинск
30 мая 2014 года Дело № А07-1355/2014 Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2014 года. Постановление изготовлено в полном объеме 30 мая 2014 года. Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кузнецова Ю.А., судей Малышева М.Б., Баканова В.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым Е.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.03.2014 по делу № А07-1355/2014 (судья Боброва С.А.), 03.02.2014 государственное унитарное предприятие «Башавтотранс » (далее – заявитель, общество, ГУП «Башавтотранс») обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Башкортостан (далее - административный орган, Управление) о признании незаконным и отмене постановления № 04-05/ЮГТ/131-1 от 03.12.2013 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – Кодекс, КоАП РФ) и начисления штрафа 180 000 руб. Проверкой установлено, что заявитель производил выбросы в атмосферу загрязняющих веществ при отсутствии разрешения. Решение незаконно, т.к. обстоятельства нарушения указанные в постановлении не могут быть признаны подтвержденными. В оспариваемом акта не указано, какие вредные вещества «выбрасывались» в воздух, являлось ли их концентрация превышающей какие – либо нормативы. В ходе проверки пробы воздуха не отбирались, их лабораторное исследование не производилось, в документах зафиксировано только наличие производств потенциально способных производить загрязнение. Основанием для привлечения к ответственности являются отчеты по форме 2-ТП, где указано о выбросах, но фактическое их подтверждение отсутствует. При отсутствии доказательств нарушения постановление о применении административной ответственности незаконно (т.1 л.д.4-5). Административный орган возражал против заявленных требований, ссылался на законность своих действий и установление нарушений в ходе проверки (т.1 л.д. 32-33). Решением арбитражного суда первой инстанции от 27.03.2014 требования заявителя удовлетворены, постановление о привлечении к ответственности признано незаконным и отменено. Суд пришел к выводу, что наличие разрешения на выброс вредных веществ в окружающую среду является обязательным условием для осуществления хозяйственной деятельности. Данным разрешением устанавливаются предельно допустимые выбросы и иные условия, обеспечивающие охрану атмосферного воздуха. Для привлечения лица к ответственности по ч.1 ст. 8.21 КоАП РФ необходимо наличие двух условий: установление факта выбросов вредных веществ в атмосферный воздух или вредного физического воздействия на него и отсутствие специального разрешения. Выводы о наличии вредных выбросов сделаны на основании документов проверяемого лица – отчетов по форме 2-ТП, расчетов платы за негативное воздействие, платежных документов. Учитывая, что нормативы на выброс вредных веществ для заявителя не были установлены, нельзя сделать вывод о превышении этих нормативов, факта «загрязнения». Из материалов административного дела неясно, количество или концентрация какого вещества превышает установленные нормативы, пробы воздуха не брались, их лабораторное исследование не проводилось, в акте проверке зафиксирован лишь факт отсутствия разрешения на выбросы. Отчеты по форме 2-тп не являются достаточным доказательством выбросов. Не подтверждено, что предприятие обязано получить специальное разрешение на выброс вредных веществ в воздух (т.3 л.д.151-157). 24.042014 от Управления поступила апелляционная жалоба об отмене судебного решения. Суд пришел к неверному выводу об отсутствии в действиях предприятия признаков административного нарушения, размер предельно допустимых выбросов устанавливается территориальными органами исполнительной власти для конкретного стационарного источника выбросов и организации в целом, о чем выдается разрешение. Все источники относящиеся к конкретной территории предприятия являются стационарными источниками выбросов вредных веществ в воздух, поэтому, получение разрешения является обязательным. Производственная деятельность на этих объектах без разрешительных документов является, таким образом, административным нарушением. Вина организации в незаконных выбросах подтверждена собранными доказательствами – актом проверки, осмотрами, отчетностью (т.4 л.д.4-6). Заявитель в отзыве возражает против апелляционной жалобы, ссылается на обстоятельства установленные судебным решением, отсутствие состава административного правонарушения. Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, установил следующее. Предприятие имело разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух по отдельным структурным подразделениям: -по Красноусольскому автотранспортному предприятию сроком от 20.02.2008 по 01.07.2012 (т.1 л.д.34), по Кумертаускому автотранспортному предприятию сроком с 30.05.2008 по 01.04.2013 (т.1 л.д.38). Представлялись расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду по филиалам, производились выплаты (т.1 л.д.55-145, т.2 л.д.3-102). Приказом по Управлению от 18.09.2013 назначено проведение проверки в ГУП «Башавтотранс» (т.3 л.д.59-65), о проверке извещен руководитель предприятия (т.3 л.д.66). В ходе проверки проведены осмотры территории филиалов (т.2 л.д.1-3, т.3 л.д.99-105), составлен акт проверки № 131 от 06.11.2013 (т.3 л.д.67-98), представитель предприятия приглашен для составления административного протокола (т.3 л.д.138). 20.11.2013 составлен протокол № 04-03/ЮГТ/131-1 об административном правонарушении по ч.1 ст.8.21 КоАП РФ, где общество признано лицом, нарушившим ч.1 ст. 14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» № 96-фз от 04.05.1999 (далее Закон № 96-фз), производившим выброс в атмосферу загрязняющих веществ при отсутствии разрешения, выданного органом исполнительной власти. В ходе производственной деятельности в 2011-2012 года в 25 филиалах общества происходил выброс загрязняющих веществ в атмосферу, что подтверждено статотчетами по форме 2-тп, расчетами за негативное воздействие на окружающую среду, документами об оплате. При выезде на территорию филиалов установлено наличие источников загрязнения – цехов зарядки аккумуляторов, сварочных цехов, участков испытаний и ремонта топливной аппаратуры, деталей, котельных, автотранспортных средств. В цехах проводились работы, при которых происходит выбросы вредных веществ в атмосферу – сварка, металлообработка, покраска. За заявлениями для оформления разрешений на выброс вредных веществ в природоохранные органы предприятие не обращалось. При составлении протокола присутствовал представитель общества (т.1 л.д.16-23). 03.12.2013 вынесено постановление № 04-05/ЮГТ/131-1 о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст. 8.21 КоАП РФ и начислении штрафа 180 000 руб. (т.1 л.д.8). Податель жалобы – Управление указывает на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, подтверждение результатами проверки вредных выбросов в окружающую среду и отсутствия разрешения на производство таких выбросов. Суд пришел к выводу о недоказанности вмененного административного нарушения. Дав правовую оценку материалам дела, доводам апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам. В силу положений части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. Частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ предусмотрено, что выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" установлено, что выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. Согласно пункту 2 статьи 14 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" порядок выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). В соответствии со ст. 1 Закон N 96-ФЗ под вредным (загрязняющим) веществом понимается химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду. При этом нахождение (в том числе поступление, накопление и образование) такого вещества в атмосферном воздухе в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха, влечет его загрязнение. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) определяет понятие "загрязняющее вещество" - это вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду. Из изложенного следует, что для отнесения какого-либо вещества к категории загрязняющих необходимо установить, что его количество и (или) концентрация превысили установленные нормативы. В ходе проверки эти обстоятельства установлены не были. Выводы о наличии выбросов были сделаны исходя из наличия расположенных на территории потенциально вредных производств и имеющихся документов. Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что для состава нарушения необходимо кроме отсутствия разрешения на выбросы установить и подтвердить факт выброса вредных веществ в концентрации сверх разрешенных нормативов. Вывод о допущенном нарушении носит предположительный характер. Нарушений в процедуре привлечения к административной ответственности не допущено. На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 3 и 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено. Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции ПОСТАНОВИЛ: решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.03.2014 по делу № А07-1355/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан без удовлетворения. Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции. Председательствующий Ю.А. Кузнецов Судьи М.Б. Малышев В.В. Баканов Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2014 по делу n А07-16408/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Сентябрь
|