Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2014 по делу n А47-8573/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 18АП-5450/2014 г. Челябинск
02 июня 2014 года Дело № А47-8573/2013 Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2014 года. Постановление изготовлено в полном объеме 02 июня 2014 года. Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Ермолаевой Л.П., судей Карпачевой М.И., Пивоваровой Л.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаус О.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Оренбурга на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 20.03.2014 по делу № А47-8573/2013 (судья Калитанова Т.В.). Трещев Владимир Валентинович (далее также – истец) обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Оренбургской области (далее – ФГБУ «ФКП Росреестра», Кадастровая палата, ответчик) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 56:44:0274001:17, общей площадью 10 221 кв.м., расположенного по ул. Широтная, 3 в г. Оренбурге, по состоянию на 01.01.2012 в размере его рыночной стоимости в сумме 7 183 000 руб. (с учётом принятого судом первой инстанции на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнения иска – т. 1, л.д. 7-9, 60-64, 77-79). К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, арбитражным судом первой инстанции привлечены: Администрация города Оренбурга (далее также – Администрация; т. 1, л.д. 1-2), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области (далее – Управление Росреестра; т. 1, л.д. 53-54). Решением от 20.03.2014 (резолютивная часть объявлена 13.03.2014) исковое заявление удовлетворено. Суд установил кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 56:44:0274001:17 в размере его рыночной стоимости в сумме 7 183 000 руб. (т. 1, л.д. 186-189). В апелляционной жалобе Администрация г. Оренбурга просит решение отменить, в удовлетворении иска отказать (т. 2, л.д. 3-4). Приводит следующие доводы. Кадастровая стоимость спорного земельного участка в размере 18 060 813 руб. 63 коп. в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установлена Постановлением Правительства Оренбургской области от 24.12.2012 № 1122-п об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель. Статьи 17.1, 24.16 названного федерального закона предусматривают, что в обязательном порядке экспертами той же саморегулируемой организации, в которой состоит оценщик, должна быть проведена экспертиза отчёта об определении стоимости земельного участка. Истец не представил положительное экспертное заключение той же саморегулируемой организации, членом которой является оценщик общества с ограниченной ответственностью «Центр оценки ипотеки». Кроме того, установление судом кадастровой стоимости в размере рыночной должно являться основанием для возложения на орган кадастрового учёта обязанности внести такую стоимость в государственный кадастр недвижимости в качестве новой кадастровой стоимости с момента вступления судебного акта в законную силу. Лица, участвующие в деле, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, явку своих представителей не обеспечили. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей участвующих в деле лиц. Законность и обоснованность судебного акта проверены Восемнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Из материалов настоящего дела следует, что 06.12.2007 в государственный кадастр недвижимости (далее – ГКН) внесены сведения о земельном участке общей площадью 10 221 кв.м. с кадастровым номером 56:44:0274001:17. Категория земель: «земли населенных пунктов». Вид разрешенного использования: «земли под промышленными объектами с размещением склада (литер В6В7)». Местоположение земельного участка: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир: одноэтажное, частично двухэтажное здание склада (литер В6В7). Почтовый адрес ориентира: Оренбургская область, город Оренбург, улица Широтная, 3 (кадастровый паспорт – т. 1, л.д. 14-16). Кадастровая стоимость земельного участка установлена (внесена в ГКН) на основании Постановления Правительства Оренбургской области от 24.12.2012 № 1122-п и составляет 18 060 813 руб. 83 коп. (т. 1, л.д. 14). По договору от 20.02.2008 № 05-05/406 Трещев Владимир Валентинович приобрёл право собственности на земельный участок с кадастровым номером 56:44:0274001:17. Право истца зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – ЕГРП), что подтверждается свидетельством от 29.03.2008 (т. 1, л.д. 13). По заказу истца обществом с ограниченной ответственностью «Центр оценки ипотеки» подготовлен отчёт № 966/1 об определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 56:44:0274001:17 (т. 1, л.д. 130-184). Согласно данному отчёту рыночная стоимость объекта оценки по состоянию на 01.01.2012 (дата оценки) составляла 7 183 000 рублей. Полагая, что имеются правовые основания для установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, Трещев В.В. обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском. Удовлетворяя требование истца, арбитражный суд первой инстанции исходил из его правомерности и обоснованности. Суд принял во внимание результаты проведённой судебной экспертизы и пришёл к выводу о наличии правовых оснований для применения указанного в отчёте № 966/1 значения рыночной стоимости земельного участка. Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также – АПК РФ), исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта. В соответствии с частями 2, 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости») кадастровый учёт земельных участков осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом. Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 5 статьи 4 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости»). Пунктами 11, 14 части 2 ст. 7 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка. Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Земельный кодекс РФ, ЗК РФ) в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 56:44:0274001:17 в размере 18 060 813 руб. 83 коп. установлена (внесена в ГКН) на основании Постановления Правительства Оренбургской области от 24.12.2012 № 1122-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Оренбургской области». Согласно пункту 1 названного Постановления данным нормативным правовым актом утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Оренбургской области, определенные по состоянию на 1 января 2012 года. Нормой статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон № 135-ФЗ, Закон об оценочной деятельности) предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка. Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путём подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. Истец (Трещев В.В.) является собственником земельного участка с кадастровым номером 56:44:0274001:17. Внесённое в ГКН значение кадастровой стоимости земельного участка непосредственно затрагивает сферу имущественных интересов собственника этого объекта недвижимого имущества, поскольку согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ кадастровая стоимость устанавливается, среди прочего, для целей налогообложения (ст. 4 АПК РФ). Под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой или иной стоимости (статья 3 Закона № 135-ФЗ). Согласно пункту 3 федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)» (утверждён Приказом Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 № 254) отчет об оценке представляет собой документ, составленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, настоящим федеральным стандартом оценки, стандартами и правилами оценочной деятельности, установленными саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой является оценщик, подготовивший отчет, предназначенный для заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователей отчета об оценке), содержащий подтвержденное на основе собранной информации и расчетов профессиональное суждение оценщика относительно стоимости объекта оценки. Итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное (статья 12 Закона № 135-ФЗ). Истцом в материалы дела представлен отчёт общества с ограниченной ответственностью «Центр оценки ипотеки» № 966/1 об определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 56:44:0274001:17, согласно которому рыночная стоимость объекта оценки по состоянию на 01.01.2012 составила 7 183 000 руб. (т. 1, л.д. 130-184). Исследование проведено оценщиком Желановой Е.В., членом некоммерческого партнерства «Сообщество специалистов-оценщиков «СМАО» (т. 1, л.д. 133, 184). Для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле (часть 1 статьи 82 АПК РФ). Определением от 18.02.2014 арбитражный суд первой инстанции назначил проведение экспертизы по настоящему делу. Перед экспертом Рыбаковой Ю.А. поставлены два вопроса: соответствует ли отчёт № 966/1 требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности; является ли обоснованной установленная в отчёте рыночная стоимость земельного участка (т. 1, л.д. 106-108). Согласно заключению эксперта общества с ограниченной ответственностью «Авантаж» Рыбаковой Ю.А. от 07.03.2014 № 115 отчёт об оценке № 966/1 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности. В свою очередь, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 56:44:0274001:17 в размере 7 183 000 руб. является обоснованной (т. 1, л.д. 120-129). Оснований для критической оценки отчёта № 966/1 и заключения № 115 у суда апелляционной инстанции не имеется. То обстоятельство, что положительное заключение о соответствии отчёта № 966/1 об оценке требованиям законодательства Российской Федерации получено по результатам проведения судебной экспертизы, а не на досудебной стадии, не умаляет доказательственного значения заключения эксперта от 07.03.2014 № 115. Лица, участвующие в деле, имеют право заявлять ходатайства (ч. 1 ст. 41 АПК РФ). При недостаточной ясности или полноте заключения эксперта, а также при возникновении вопросов в отношении ранее исследованных обстоятельств дела может быть назначена дополнительная экспертиза, проведение которой поручается тому же или другому эксперту (ч. 1 ст. 87 АПК РФ). В случае возникновения сомнений в обоснованности заключения эксперта или наличия противоречий в выводах эксперта или комиссии экспертов по тем же вопросам может быть назначена повторная экспертиза, проведение которой поручается другому эксперту или другой комиссии экспертов (ч. 2 ст. 87 АПК РФ). Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий не совершения ими процессуальных действий (ч. 2 ст. 9 АПК РФ). ФГБУ «ФКП Росреестра» (ответчик), Управление Росреестра, Администрация (третьи лица) возражений относительно представленного истцом отчёта об оценке, а также результатов судебной экспертизы, не заявили, оценку на предмет соответствия документов законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки не привели. Ходатайства о назначении повторной либо дополнительной судебной экспертизы в арбитражный суд первой инстанции не поступили. Доводы Администрации г. Оренбурга о том, что экспертизу отчёта в данном случае провёл специалист, являющийся членом иной саморегулируемой организации оценщиков, не соответствуют представленным в дело письменным доказательствам. Как указано выше, отчёт об оценке подготовлен оценщиком Желановой Е.В., членом некоммерческого партнерства «Сообщество специалистов-оценщиков «СМАО» (т. 1, л.д. 133, 184). Экспертизу отчёта провела Рыбакова Ю.А., которая также является членом некоммерческого партнерства «Сообщество специалистов-оценщиков Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2014 по делу n А07-13841/2013. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Сентябрь
|