Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2013 по делу n А48-2501/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

                П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

19 декабря 2013 года                                                  Дело № А48-2501/2013

г. Воронеж                                                                                                                   

                                           

Резолютивная часть постановления объявлена 12.12.2013.

Постановление в полном объеме изготовлено 19.12.2013.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                 Миронцевой Н.Д.,

судей                                                               Протасова А.И.,

                                                                         Донцова П.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Щеголевой Е.В.

при участии:

от индивидуального предпринимателя Сергеева Сергея Михайловича: Сергеев С.М., паспорт;

от Управления по муниципальному имуществу г. Мценска: Лукьянчикова Г.Ф., представитель по доверенности № 14 от 28.12.2-12;

от муниципального бюджетного учреждения «Мценский Дворец культуры»: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,

      рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Сергеева Сергея Михайловича на решение Арбитражного суда Орловской области от 10.10.2013 по делу № А48-2501/2013 (судья Володин А.В.) по заявлению индивидуального предпринимателя Сергеева Сергея Михайловича к Управлению по муниципальному имуществу г. Мценска (ОГРН 1025700525290), третье лицо: муниципальное бюджетное учреждение «Мценский Дворец культуры» (ОГРН 1025700526060) о признании незаконным отказа, изложенного в письме от 15.07.2013 № 142, в реализации преимущественного права на приобретение нежилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

  Индивидуальный предприниматель Сергеев Сергей Михайлович (далее заявитель, ИП Сергеев С.М., Предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Управлению по муниципальному имуществу г. Мценска (далее - Управление) и с учетом уточнений, просил признать незаконным отказ Управления, изложенный в письме от 15.07.2013 №1428, в реализации преимущественного права на приобретение нежилого помещения площадью 12,9 кв.м., кадастровый номер 57:27:0020427:34 по адресу: Орловская область, г. Мценск, ул. Мира, д.35, лит. А, №37 и обязать Управление по муниципальному имуществу заключить с ним договор купли-продажи арендованного имущества - нежилое помещение площадью 12,9 кв.м., кадастровый номер 57:27:0020427:34 по адресу: Орловская область, г. Мценск, ул. Мира, д.35, лит. А, №37.

Решением от 10.10.2013  в удовлетворении заявленных требований отказано. Принимая указанное решение, суд исходил из отсутствия совокупности обстоятельств, необходимых, согласно статье 201 АПК РФ.

Не согласившись с указанным решением, Предприниматель  обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить.

Заявитель апелляционной жалобы считает, что до 28.04.2011 у МБУ «Мценский дворец культуры» не было права оперативного управления.

Доводы отзыва муниципального бюджетного учреждения «Мценский Дворец культуры» на апелляционную жалобу сводятся к тому, что право оперативного управления у него возникло раньше – 05.08.1999 – фактическая передача имущества, а 28.04.2011 – государственная регистрация.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции Предприниматель поддержал доводы апелляционной жалобы, просит суд решение отменить и принять новый судебный акт.

Представитель Управления возражал против доводов апелляционной жалобы, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

В ходе судебного разбирательства установлено следующее.

Постановлением Главы администрации г. Мценска от 07.05.1999 № 287 зарегистрировано муниципальное учреждение культуры «Мценский Дворец культуры», что подтверждается свидетельством № 399.

Устав МУК «Мценский Дворец культуры» 29.09.1999 утверждён единственным учредителем – Управление по муниципальному имуществу г. Мценска. Устав МУК «Мценский Дворец культуры» зарегистрирован постановлением Главы Администрации г. Мценска от 19.10.1999 №646.

В соответствии с пунктом 3.1 Устава, имущество Дворца закрепляется за Дворцом на праве оперативного управления Управлением по муниципальному имуществу г. Мценска.

МУК «Мценский Дворец культуры» поставлено на учёт в налоговом органе в качестве юридического лица 14.12.1999. Постановка на учёт осуществлялась на основании договора от 05.08.1999 №36, что подтверждается уведомлением Государственной налоговой службы Российской Федерации.

На основании постановления Главы Администрации г. Мценска от 12.05.1999 № 296 «О приёме в муниципальную собственность Дворца культуры «Металлург» от ОАО «ЦМ и С» с баланса ОАО «ЦМ и С» на баланс и в оперативное управление муниципальному учреждению культуры «Мценский Дворец культуры» передано здание по ул. Мира №35 балансовой стоимостью 6 200 тыс.руб., общей площадью 5 882,2 кв.м., прилегающей территорией 29 885,9 кв.м. и остальным имуществом на сумму 1 592 тыс. руб.

На основании договора №36 05.08.1999 муниципальному учреждению культуры «Мценский Дворец культуры» передано в оперативное управление здание дворца культуры (здание клуба на 800 мест), площадка перед клубом, а также другое имущество согласно перечню основных средств.

Согласно акту изъятия муниципального имущества от 14.09.2007 из оперативного управления муниципального учреждения «Мценский Дворец культуры» было изъято помещение площадью 287,04 кв.м., распложенное по адресу: г. Мценск, ул. Мира, 35, после чего общая площадь, закреплённая за учреждением, составила 5 595 руб. 16 коп.

Между Управлением по муниципальному имуществу г. Мценска и Предпринимателем заключен 28.09.2007 договор аренды недвижимого  муниципального имущества (часть нежилого помещения по адресу: г. Мценск, ул. Мира, 35, площадью 15,2 кв.м.) № 124.

Договор аренды неоднократно перезаключался на новый срок (29.12.2008 № 90, 29.12.2009 № 7).

Согласно постановлению Главы Администрации г. Мценска от 06.09.2009 № 100 в связи с проведённой инвентаризацией недвижимого имущества и согласно внесённым текущим изменениям в технический паспорт на здание Дворца культуры, расположенного по адресу: Орловская обл., г. Мценск, ул. Мира, д.35, общая площадь помещений, расположенных по указанному адресу, переданных в оперативное управление МУ «Мценский Дворец культуры», составляет 5 393,86 кв.м. вместо ранее закреплённой 5 595,16 кв.м..

Постановлением администрации г. Мценска от 13.10.2010 № 856 здание Дворца культуры разделено на 2 объекта: станция юных техников площадью 258,3 кв.м. и дворец культуры площадью 5 422,3 кв.м.

Заключен 30.12.2010 договор аренды муниципального имущества г. Мценска № 60-Д (предмет договора – нежилое помещение площадью 15, 2 кв.м.) сроком действия до 01.07.2015, и зарегистрирован 08.04.2011.

В связи с уточнением площадей издано постановление администрации г. Мценска от 30.03.2011 № 235 «О передаче муниципального имущества в оперативное управление МУ «Мценский Дворец культуры», согласно которому, за МУ «Мценский Дворец культуры» закреплено имущество площадью 5422,3 кв.м., в связи с уточнением площадей, согласно техническому паспорту.

На основании названного постановления, Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии произведена регистрация права оперативного управления, выдано свидетельство от 28.04.2011 о государственной регистрации права.

Постановлением администрации г. Мценска от 31.01.2013 № 71 объект «станция юных техников» площадью 258,3 кв.м. разделён на 2 объекта: нежилое помещение площадью 15,3 кв.м. и нежилое помещение площадью 243,0 кв.м.

Предприниматель с целью реализации преимущественного права на приобретение спорного помещения обратился в Управление по муниципальному имуществу г. Мценска с соответствующим заявлением от 05.07.2013.

В ответ на заявление Предпринимателя Управление по муниципальному имуществу г. Мценска в письме от 15.07.2012 №1428 указало, что находящееся у ИА Сергеева С.М. нежилое помещение площадью 12,9 кв.м., расположенное по адресу: Орловская обл., г. Мценск, ул. Мира, д.35 принадлежит на праве оперативного управления МБУ «Мценский Дворец культуры», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права оперативного управления серия 57-Аб №106306 от 28.04.2011, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области, в связи с чем, осуществить возмездное отчуждение арендуемого недвижимого имущества не представляется возможным.

Не согласившись с отказом Управления, заявитель обратился в арбитражный суд с указанными требованиями.

Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.

Статьей 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Принимая решение, суд руководствовался абзацем 5 пункта 1 статьи 216 ГК РФ, статьей 30 Федерального закона от 21.12.2001 №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», положениями частей 2 и 3 статьи 9 Закона №159-ФЗ, учитывал разъяснения, данные в пункте 5 совместного постановления Пленума Верховного Суда РФ №10 и Пленума ВАС РФ №22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», пункте 4.3 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20.12.2010 № 22-П, Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в пункте 5 информационного письма от 05.11.2009 №134 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон N 178-ФЗ) названный закон регулирует отношения, возникающие при приватизации государственного и муниципального имущества, и связанные с ними отношения по управлению государственным и муниципальным имуществом.

На основании пункта 5 статьи 3 Закона N 178-ФЗ особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества могут быть установлены иным федеральным законом.

Соответствующие особенности предусмотрены положениями Закона N 159-ФЗ, на что указано в части 1 статьи 1 этого Закона.

Согласно части 3 статьи 1 Закона N 159-ФЗ не урегулированные данным Законом отношения, связанные с участием субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого имущества, регулируются Законом N 178-ФЗ.

Совокупность приведенных положений означает, что определенные Законом N 159-ФЗ особенности для субъектов малого и среднего предпринимательства не отменяют действия иных особенных норм, предусмотренных Законом N 178-ФЗ и применяемых при приватизации государственного и муниципального имущества.

Так, устанавливая для субъектов малого и среднего предпринимательства особенности условий и порядка приватизации арендуемого ими государственного и муниципального имущества, заключающиеся в обязательности его продажи публичными властями по желанию арендатора, Закон N 159-ФЗ не расширяет круга разрешенных к приватизации объектов недвижимости. Реализация права преимущественного выкупа, предоставленного Законом N 159-ФЗ субъектам малого и среднего предпринимательства, возможна лишь по имуществу, приватизация которого допускается Законом N 178-ФЗ, и при соблюдении предусмотренных им ограничений.

Особенности приватизации объектов социально-культурного назначения определены статьей 30 Закона N 178-ФЗ.

Согласно пункту 1 данной статьи объекты социально-культурного назначения (здравоохранения, культуры и спорта) могут быть приватизированы в составе имущественного комплекса унитарного предприятия за прямо перечисленными исключениями, в числе которых названы используемые по назначению объекты культуры, предназначенные для обслуживания жителей соответствующего поселения.

В силу пункта 2 статьи 30 Закона N 178-ФЗ эти объекты приватизации не подлежат и передаются в муниципальную собственность в порядке, установленном законодательством.

Таким образом, Закон N 178-ФЗ не разрешает приватизацию используемых по назначению для нужд населения объектов культуры, указывая, что эти объекты должны находиться в муниципальной собственности.

Упомянутые правила позволяют обеспечить публичные интересы в сохранении социально-значимых объектов культуры, поскольку назначение тех объектов, приватизация которых допускается в силу статьи 30 Закона N 178-ФЗ, можно изменить по истечении пяти лет (пункт 4 статьи 30 Закона N 178-ФЗ).

Оценив в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, в том числе, пункт 2.1 Устава муниципального учреждения культуры

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2013 по делу n А14-16379/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также