Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2014 по делу n А08-4354/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

10 апреля 2014 года                                                   Дело № А08-4354/2013

г. Воронеж

Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2014 года

Постановление в полном объеме изготовлено 10 апреля  2014 года

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                         Афониной Н.П.,

судей

              Яковлева А.С.,              

                       Колянчиковой Л.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Михайленко И.В.,

при участии:

от Департамента здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;

от общества с ограниченной ответственностью «Оптресурс»: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;

от областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Яковлевская центральная районная больница»: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;

от Департамента финансов и бюджетной политики Белгородской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области на решение Арбитражного суда Белгородской области от 29.11.2013 (с учетом определения об исправлении описок, опечаток или арифметических ошибок от 10.01.2014) по делу №А08-4354/2013 (судья Байбаков М.А.) по иску общества с ограниченной ответственностью «Оптресурс» (ОГРН 1113123004675, ИНН 3123229188) к областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Яковлевская центральная районная больница» (ОГРН 1023101455255, ИНН 3121000219), Департаменту здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области о взыскании 1 413 500 руб. 34 коп., при участии в деле в качестве третьего лица: Департамента финансов и бюджетной политики Белгородской области,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Оптресурс» (далее – ООО «Оптресурс», истец) обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с исковыми требованиями к областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Яковлевская центральная районная больница» (далее – ОГБУЗ «Яковлевская центральная районная больница», ответчик) о взыскании 1345421 руб. 99 коп. долга, 68078 руб. 35 коп. неустойки по государственному контракту № 2012.177646 от 24 декабря 2012 года, судебных расходов.

В ходе рассмотрения дела истец заявил ходатайство об отказе от иска в части требования о взыскании 1345421 руб. 99 коп. долга.

Определением арбитражного суда от 08 октября 2013г. к участию в деле в качестве второго ответчика  привлечен  Департамент  здравоохранения         и    социальной защиты населения Белгородской области (далее – Департамент здравоохранения, соответчик).

Определением арбитражного суда от 29 ноября 2013г. принят отказ  истца от иска в части требования о взыскании 1345421 руб. 99 коп. долга, производство по делу в данной части прекращено.

В ходе рассмотрения дела истец в порядке статьи 49 АПК РФ увеличил иск в части требования о взыскании неустойки, просил взыскать с ответчиков 71 778 руб. 26 коп. неустойки за период с 16 января 2013 года по 30 июля 2013 года.

Решением  Арбитражного суда Белгородской области от 29.11.2013 солидарно с ОГБУЗ «Яковлевская центральная районная больница», Департамента здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области в пользу ООО «Оптресурс» взыскано 71 778 руб. 26 коп. неустойки, 24 000 руб. судебных расходов на оплату услуг представителя, а всего 95 778 руб. 26 коп. В удовлетворении остальной части заявления о взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя отказано.

Не согласившись с указанным решением в части возложения на Департамент здравоохранения солидарной ответственности, последнее обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда в указанной части, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

В жалобе заявитель ссылается на отсутствие договора поручительства с истцом, позволявшего возложить ответственность на Департамент здравоохранения.

На основании ч. 5 ст. 268 АПК РФ арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.

Учитывая, что возражений в отношении пересмотра решения суда в обжалуемой части в суд апелляционной инстанции не поступило, решение Арбитражного суда Белгородской области от 29.11.2013 суд пересматривает в части возложения на Департамент здравоохранения солидарной ответственности по исполнению обязательств.

Участники процесса явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о слушании дела извещены надлежащим образом. ОГБУЗ «Яковлевская центральная районная больница» представлены заявления о рассмотрении дела в отсутствие представителей указанных лиц.

В соответствии с ч. 3 ст. 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие не явившихся  представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

В силу части 1 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.

Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав в совокупности материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта в силу нижеследующего.

Как следует из материалов дела, по итогам открытого аукциона №0126200000412003877-2 на поставку лекарственных средств в рамках Федерального закона от 21 июля 2005 года №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», между Департаментом здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области (государственный заказчик) и ООО «Оптресурс» (поставщик) заключен государственный контракт № 2012.177646 от 24 декабря 2012г., предметом которого явилась поставка изделия медицинской техники –аппарата        наркозно-дыхательного (ингаляционного наркоза-аппарат наркозно-дыхательный) – аппарат наркозно-дыхательный Venar Libera Screen («Chirana s.r.o.» Словакия), в том числе оказать сопутствующие услуги (выполнить работы) в соответствии с разнарядкой, спецификацией поставляемого товара, графиком поставки, оказания сопутствующих услуг (выполнения работ), техническими характеристиками.

По условиям пункта 3.3. контракта № 2012.177646 оплата товара, производится покупателями в течение десяти рабочих дней после подписания покупателями и поставщиком товарных накладных, актов сдачи-приемки, акта ввода в эксплуатацию в соответствии с условиями государственного контракта, государственного договора.

На основании пункта 3.1.2. государственного контракта №2012.177646 ООО «Оптресурс» как поставщик заключило с указанными в приложении № 1 к контракту покупателями (учреждениями здравоохранения Белгородской области) договоры с условиями аналогичными контракту, на поставку в их аппарата наркозно-дыхательного Venar Libera Screen («Chirana s.r.o.» Словакия), в том числе, с покупателем – ОГБУЗ «Яковлевская центральная районная больница» государственный договор №2012.177646 на поставку изделия медицинской техники - аппарата наркозно-дыхательного (ингаляционного                          наркоза-аппарат         наркозно-дыхательный) аппарат наркозно-дыхательный Venar Libera Screen («Chirana s.r.o.» Словакия), в том числе оказание сопутствующих услуг (выполнение работ) для ОГБУЗ «Яковлевская центральная районная больница» на 2012 год (далее – договор).

Согласно названному договору поставщик принял на себя обязательство поставить покупателю аппарат наркозно-дыхательный Venar Libera Screen («Chirana s.r.o.» Словакия).

В соответствии с условиями контракта и договора истец поставил ОГБУЗ «Яковлевская центральная районная больница» аппарат наркозно-дыхательный Venar Libera Screen («Chirana s.r.o.» Словакия), по товарной накладной № 47 от 24 декабря 2012 года на сумму 1345421,99 руб.

Поставленное изделие медицинской техники в соответствии с пунктом 3.3.4. договора должно быть оплачено покупателем в течение десяти рабочих дней после подписания покупателем и поставщиком товарных накладных, актов сдачи-приемки, акта ввода в эксплуатацию в соответствии с условиями государственного контракта, государственного договора.

Согласно подписанным сторонами акту сдачи-приемки товара, товарной накладной, акта ввода в эксплуатацию оборудования, ООО «Оптресурс» 24.12.2012 осуществило поставку аппарата наркозно-дыхательного Venar Libera Screen («Chirana s.r.o.» Словакия) и оказало сопутствующие услуги (выполнило работы).

Встречные обязательства по оплате принятого товара не исполнены.

Ненадлежащее исполнение обязательства по оплате поставленного товара послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с рассматриваемым иском.

Суд первой инстанции, оценив правовую природу заключенных контрактов, пришел к верному выводу о том, что к спорным правоотношениям сторон подлежат применению нормы Главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также положения Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», действовавшего в период возникновения спорных правоотношений (далее - Закон №94-ФЗ).

Так, согласно части 1 статьи 9 Закона №94-ФЗ под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.

На основании пункта 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

В статье 4 Закона №94-ФЗ закреплено, что государственными заказчиками, муниципальными заказчиками выступают соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования. Иными заказчиками выступают бюджетные учреждения при размещении ими заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг независимо от источников финансового обеспечения их исполнения.

Согласно пункту 1 статьи 525 Гражданского кодекса Российской Федерации поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд.

К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки.

Как верно установлено судом, исходя из условий контракта, договора и фактических отношений сторон следует, что между сторонами сложились правоотношения по поставке лекарственных средств для государственных нужд, где государственным заказчиком является Департамент здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области, поставщиком - ООО «Оптресурс», покупателем - ОГБУЗ «Яковлевская центральная районная больница».

В соответствии со ст. 532 Гражданского кодекса Российской Федерации при поставке товаров покупателям по договорам поставки товаров для государственных или муниципальных нужд оплата товаров производится покупателями по ценам, определяемым в соответствии с государственным или муниципальным контрактом, если иной порядок определения цен и расчетов не предусмотрен государственным или муниципальным контрактом.

При оплате покупателем товаров по договору поставки товаров для государственных или муниципальных нужд государственный или муниципальный заказчик признается поручителем по этому обязательству покупателя (статьи 361 - 367).

Согласно пункту 1 статьи 322 Гражданского кодекса Российской Федерации солидарная обязанность (ответственность) или солидарное требование возникает, если солидарность обязанности или требования предусмотрена договором или установлена законом.

В силу статьи 363 Гражданского кодекса Российской Федерации при неисполнении или ненадлежащем исполнении должником обеспеченного поручительством обязательства поручитель и должник отвечают перед кредитором солидарно, если законом или договором не предусмотрена субсидиарная ответственность поручителя.

В контракте оговорка о субсидиарной ответственности отсутствует.

С учетом изложенного, судом верно указано, что применительно к нормам статей 363, 525 Гражданского кодекса Российской Федерации государственный контракт №2012.177646 является поручительством Департамента здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области за исполнение ОГБУЗ «Яковлевская центральная районная больница» перед ООО «Оптресурс» обязательств по оплате поставленного изделия медицинской техники.

Из этого следует, что Департамент здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области в силу закона несет солидарную ответственность по оплате поставленного лекарственного средства. Доказательств иного Департаментом здравоохранения не представлено. Доводы апелляционной жалобы  в указанной части основаны на неверном толковании правовых норм.

Оплата истцу за поставленный товар произведена 30.07.2013.

Ввиду просрочки оплаты поставленного товара, на основании пункта 9 статьи 9 Закона №94-ФЗ, пунктов 8.2. контракта, пункта 7.2. договора, истец начислил 71 778 руб. 26 коп. неустойки за период с 16 января 2013

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2014 по делу n А08-4017/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также