Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2009 по делу n А43-10578/2009. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда в части и принять новый с/а

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

600017, г.Владимир, ул. Березина, д. 4

http://1aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Владимир                                                                Дело № А43-10578/2009

19 ноября 2009 года                                                             

Резолютивная часть постановления объявлена 12.11.2009.

Постановление изготовлено в полном объеме 19.11.2009.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Рубис Е.А.,

судей Захаровой Т.А., Протасова Ю.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Яковенко С.Н.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Приволжскому федеральному округу

на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 07.08.2009

по делу № А43-10578/2009 ,

принятое судьей Мустафаевым Г.И.

по заявлению колхоза (сельскохозяйственного производственного кооператива) имени Кирова

о признании незаконным в части предписания Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Приволжскому федеральному округу от 25.02.2009 № 17-вн,

без участия лиц,

и установил:

колхоз (сельскохозяйственный производственный кооператив) имени Кирова, д. Теряево, Богородского района, Нижегородской области (далее –     колхоз им. Кирова, СПК им. Кирова) обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным предписания Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Приволжскому федеральному округу (далее – Росприроднадзор, Департамент) от 25.02.2009 № 17-вн в части пунктов                  1, 2, 4, 7.

Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 07.08.2009 заявленные требования удовлетворены частично  и предписание Росприроднадзора от 25.02.2009 № 17-вн  признано незаконным и отменено в части пунктов 1, 4, 7. В удовлетворении остальной части требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.

 В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, неполное исследование судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.

Росприроднадзор в апелляционной жалобе в отношении пункта 1 предписания поясняет, что колхоз им. Кирова, продолжая оставаться собственником земельных участков, так как на день проверки они не были переданы в соответствии с действующим законодательством муниципальному образованию. В связи с этим колхоз несет ответственность за санитарное состояние земель.

По пункту 4 предписания Департамент сообщает, что СПК им. Кирова не только накапливает отходы крупного рогатого скота, но и производит с ними другие действия. В связи с этим в соответствии с действующим законодательством он должен получить лицензию по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению опасных отходов.

Пункт 7 предписания касается вопроса очистки канализационных отстойников, отчистку которых колхоз им. Кирова не выполняет.

Кроме того, Росприроднадзор не согласен с решением арбитражного суда первой инстанции в части взыскания с него судебных расходов в сумме 2000 рублей, уплаченных СПК им. Кирова при подаче заявления, поскольку в соответствии с подпунктом 1.1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации  государственный орган освобожден от уплаты государственной пошлины.

Более подробно доводы Департамента Росприроднадзора изложены в апелляционной жалобе (л.д. 25-30 том 2).

СПК им. Кирова в отзыве на апелляционную жалобу выражает несогласие с ее доводами и просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Колхоз им. Кирова обращает внимание суда апелляционной инстанции на решение Исполнительного комитета Богородского Совета народных депутатов от 31.05.1991 № 372, согласно которому земельные участки, указанные в пункте 1 оспоренного предписания, переданы в ведение Алешковского сельского Совета.

По пункту 4 предписания колхоз им. Кирова сообщает, что при рассмотрении дела суд первой инстанции установил, что отходы являются результатом хозяйственной деятельности и какую-либо предпринимательскую деятельность по сбору, транспортировке, утилизации отходов колхоз не осуществляет, прибыли от такой деятельности не имеет, следовательно, в связи с чем обязанность в получении лицензии у него отсутствует.

Пункт 7 предписания, по мнению СПК им. Кирова, является незаконным, поскольку в порядке, установленном решением Богородского городского суда от 11.07.2007, им производится очистка выгребных ям от хозфескальных сточных вод, отведенных от жилфонда, находящихся на балансе колхоза, по мере заполнения и поступления заявок от проживающих в этом жилом фонде граждан.

Департамент заявлением от 12.11.2009 ходатайствует о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.

Колхоз им. Кирова, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания,  явку своего представителя также не обеспечил.

Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле, по имеющимся в материалах дела доказательствам.

Законность судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что распоряжением председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Богородского района Нижегородской области от 09.04.2002 № 73-р зарегистрирован колхоз СПК им. Кирова.

В соответствии с уставом, утвержденным общим собранием членов колхоза, основными видами деятельности являются производство, переработка, сбыт сельскохозяйственной или иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг.

На основании обращения жителей деревень Кудрешки и Теряево Богородского района Нижегородской области  Росприроднадзор провел проверку соблюдения колхозом им. Кирова требований природоохранного законодательства.

По результатам проверки 25.02.2009 Департамент составил акт            № 17-вн и  выдал предписание № 17-вн, согласно которому                                   СПК им. Кирова надлежало в установленный срок устранить допущенные нарушения.

Колхоз не согласился с вынесенным предписанием в части требований, указанных в пунктах:

1) провести очистку мест несанкционированных размещений отходов (на плотине Банного пруда с северной стороны и в 100 м на восток от                                   д. Кудрешки с правой стороны от дороги д. Кудрешки – д. Крутец) и рекультивацию земель в срок до 30.04.2009;

2) провести профессиональную подготовку всех лиц, допущенных к обращению с опасными отходами в срок до 31.12.2009;          

4) получить лицензию по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов производства и потребления в срок до 31.12.2009;

7) очистить канализационные отстойники по адресам: д. Кудрешки по                        ул. Дорожная, д. 55-а и д. Теряево по ул. Советская, д. 6 в срок до 31.03.2009 и  обратился с заявлением в Арбитражный суд Нижегородской области.

Руководствуясь Федеральным законом от 08.08.2001 № 128-ФЗ          «О лицензировании отдельных видов деятельности», Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 № 786, приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному контролю от 20.11.2007 № 793, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что пункты 1, 4, 7 предписания Департамента Росприроднадзора от 25.02.2009 № 17-вн являются незаконными, в связи с чем в этой части предписание подлежит отмене. Одновременно суд не усмотрел оснований для признания незаконным пункта 2 оспариваемого предписания.

Рассмотрев имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Первый арбитражный апелляционный суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

В силу статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в арбитражный суд может обратиться за защитой своих нарушенных прав любое заинтересованное лицо.

Пункт 2 статьи 29 и часть 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) устанавливают, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному акту и нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Кодекса при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 65 и частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершении действия (бездействие).

Таким образом, заявитель по делу должен указать нормативный правовой акт, которому не соответствует оспариваемое предписание и доказать нарушение своих прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно Положению о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 400, данный государственный орган наделен полномочиями по осуществлению функций государственного контроля в области природопользования и охраны окружающей среды.

В соответствии со статьёй 14 Федерального закона Российской Федерации от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ) опасные отходы в зависимости от степени их вредного воздействия на окружающую природную среду и здоровье человека подразделяются на классы опасности в соответствии с критериями, установленными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

В силу статьи 11 Федерального закона № 89-ФЗ юридические лица при эксплуатации предприятий, связанных с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека

В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 89-ФЗ обращение с отходами представляет собой деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Статьей 9 Федерального закона № 89-ФЗ также установлено, что деятельность по обращению с опасными отходами подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 74 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.

Из сферы лицензирования исключена деятельность, в ходе которой образуются отходы. Следовательно, лицензию на вышеназванный вид деятельности обязаны получать только те хозяйствующие субъекты, которые осуществляют сбор, использование, обезвреживание, транспортировку, размещение опасных отходов как предпринимательскую деятельность (подпункт 74 пункт 1 статьи 17 Федерального закона № 128-ФЗ).

Как видно из материалов дела, в результате деятельности колхоза                 им. Кирова образуются отходы производства и потребления различного класса опасности (1-5 класс) (отработанные автошины, отходы кровли, отработанные электролиты, отработанные масла автомобильные и т.д.), которые по мере их образования вывозятся специализированной организацией МУП Богородского района «Коммунсервис» на основании договора от 01.05.2007 № 02/52 (л.д.33) и ООО «Компания «Экосервис» на основании договора от 06.06.2008 № 713 (л.д.42).

Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 № 786, отходы, образуемые в результате деятельности                           СПК им.Кирова, отнесены в том числе и к 4 классу опасности: - навоз от крупного рогатого скота свежий – код отходов 13100400 00 00 0.

При этом доказательств того, что колхоз им.Кирова осуществляет

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2009 по делу n А43-30859/2009. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также