Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2009 по делу n А79-5609/2009. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда в части и принять новый с/а
ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
600017, г. Владимир, ул. Березина, д. 4 http://1aas.arbitr.ru ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Владимир 17 декабря 2009 года Дело № А79-5609/2009 Резолютивная часть постановления объявлена 10.12.2009. Постановление изготовлено в полном объеме 17.12.2009. Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Рубис Е.А., судей Протасова Ю.В., Смирновой И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гавриловой Е.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального бюджетного учреждения «Исправительная колония № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике-Чувашии» на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 27.08.2009 по делу № А79-5609/2009, принятое судьей Бойко О.И. по заявлению Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Чувашской Республике о взыскании с Федерального бюджетного учреждения «Исправительная колония № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике-Чувашии» задолженности в размере 743 321 руб. 14 коп., в отсутствие лиц участвующих в деле, и установил: Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Чувашской Республике (далее – Управление Ростехнадзора, уполномоченный орган) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением о взыскании с Федерального бюджетного учреждения «Исправительная колония № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике-Чувашии» (далее – Учреждение, Исправительная колония № 1) задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду в размере 743 321 руб. 14 коп. Арбитражный суд Чувашской Республики решением от 27.08.2009 удовлетворил заявление Управления Ростехнадзора и взыскал с Учреждения 743 321 руб. 14 коп. Не согласившись с принятым судебным актом, Исправительная колония № 1 обратилась в Первый арбитражный апелляционной суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции полностью. В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на неверное применение норм материального права. Учреждение полагает, что в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах производства) он должен вносить плату только за выбросы в атмосферный воздух стационарными и передвижными объектами, но не за размещение отходов. Обращает внимание суда апелляционной инстанции, на то, что отходы вывозятся Учреждением на свалку на основании договоров, заключенных с ОАО «Спецавтохозяйство» за плату. По мнению заявителя, эти договоры являются договорами о конечном размещении отходов. Управление Ростехнадзора в отзыве на апелляционную жалобу, сослалось на статью 1 Закона об отходах производства и статью 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон об охране окружающей среды) указало, что действующее законодательство не связывает возникновение обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду с осуществлением предпринимательской деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов. Лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку полномочных представителей в судебное заседание не обеспечили. Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие не явившегося представителей лиц, участвующих в деле. Законность и обоснованность судебного акта, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в соответствии с положениями статей 257-262, 266, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по имеющимся в деле доказательствам. Как следует из материалов дела, Исправительная колония № 1 представила в Управление Ростехнадзора расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2, 3, 4 кварталы 2007 года и за 1-4 кварталы 2008 года. В полном объеме сумма задолженности оплачена не была, в результате чего уполномоченный орган предложил Учреждению произвести доплату сумм задолженности в размере 743 321 руб. 14 коп. Исправительная колония № 1 не исполнила требование Управления Ростехнадзора о погашении задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду, поэтому уполномоченный орган обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением. Руководствуясь статьей 1 Закона об отходах производства, статьями 1 и 16 Закона об охране окружающей среды, постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия», Арбитражный суд Чувашской Республики удовлетворил заявленное требование. Рассмотрев имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы, Первый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что решение арбитражного суда первой инстанции подлежит частичной отмене по следующим основаниям. Согласно статье 1 Закона об охране окружающей среды негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. В соответствии со статьей 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, действие которого согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.). В соответствии с пунктом 1.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993 (зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 24.03.1993 № 190), плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ; размещение отходов. Пунктом 1 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 № 557 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17.07.2006 № 8077) установлен срок уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду: по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Следовательно, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе об охране окружающей среды. В соответствии со статьей 1 Закона об отходах производства под размещением отходов понимается их хранение и захоронение. Закон об отходах производства определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду. Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое). Статья 12 Закона об отходах устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В соответствии с пунктами 5.26, 5.28, 5.30, 5.37 Межгосударственного стандарта (ГОСТ 30772-2001) «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного в действие постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 № 607-ст, сбор отходов - это деятельность, связанная с изъятием отходов в течение определенного времени из мест их образования, для обеспечения последующих работ по обращению с отходами; транспортирование отходов - деятельность, связанная с перемещением отходов между местами или объектами их образования, накопления, хранения, утилизации, захоронения и/или уничтожения; хранение отходов - режим (вид) существования отходов, заключающийся в их нахождении в определенном месте, в определенных заданных или известных условиях, в течение определенного интервала времени, с целью последующей обработки, транспортирования, использования, уничтожения или захоронения, размещение отходов деятельность, связанная с завершением комплекса операций по осуществлению хранения и (или) захоронения отходов. Согласно Временным правилам охраны окружающей природной среды от отходов производства и потребления, утвержденным Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 15.07.1994, под временным накоплением отходов на промплощадке понимается хранение отходов на территории предприятия в специально обустроенных для этих целей местах отходов до момента их использования в последующем технологическом цикле или отправки на переработку на другое предприятие или на объект для размещения отходов. Следовательно, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах. Как следует из материалов дела, между Учреждением (Абонент, Заказчик) и ОАО «Специализированное автохозяйство» (Исполнитель) (ранее – ЧМУП «Спецавтохозяйство») заключены договоры от 08.02.2007 № 12/56 и от 19.02.2008 № 110 на оказание услуг по приёму отходов производства и потребления к захоронению на городской свалке технических бытовых отходов г. Чебоксары (л.д. 74, 75). В соответствии с условиями договоров Учреждение завозит своим транспортом или транспортом подрядной организации отходы производства и потребления на объект размещения отходов (городскую свалку), а ОАО «Спецавтохозяйство» обязуется оказать услугу по приему отходов к захоронению. Из текста договоров следует, что Учреждение самостоятельно, своим транспортом привозит на городскую свалку образовавшиеся отходы, а ОАО «Спецавтохозяйство» лишь предоставляет место для их захоронения. Судом первой инстанции установлено, что Учреждение не осуществляет предпринимательскую деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов и не получает прибыли от такой деятельности; действия по временному хранению и вывозу опасных отходов совершаются им в целях удаления с территории отходов, образующихся в результате хозяйственной деятельности Общества, и не являются действиями, связанными с размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона об отходах. Учитывая, что Учреждение признало обоснованность взыскания с него платы только за выбросы в атмосферный воздух стационарными и передвижными объектами в сумме 5 442 руб. 33 коп., Управлению Ростехнадзора следовало отказать в удовлетворении заявленного требования в части взыскания платы за размещение отходов в размере 737 878 руб. 81 коп. При таких обстоятельствах Арбитражный суд Чувашской Республики неправомерно удовлетворил заявление Управления в полном объеме. Таким образом, решение Арбитражного суда Чувашской Республики подлежит частичной отмене в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, как принятое при несоответствии выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а также неправильном применении норм материального права. Одновременно Первый арбитражный апелляционный суд принимает новый судебный акт об отказе Управлению Ростехнадзора в удовлетворении заявления в части взыскания с Учреждения задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду в размере 737 878 руб. 81 коп. Арбитражный суд Чувашской Республики не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта. В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации судебные расходы подлежат взысканию с Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Чувашской Республике. На Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2009 по делу n А11-10968/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Июль
|