Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2009 по делу n А38-6048/2009. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

г. Владимир                                                                     Дело № А38-6048/2009

22 декабря 2009 года                                                                        

Резолютивная часть постановления объявлена 15.12.2009.

Полный текст постановления изготовлен 22.12.2009.                                     

 

Первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Протасова Ю.В.,

судей Урлекова В.Н., Рубис Е.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хоревым О.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного унитарного предприятия Республики Марий Эл «Лечебно-оздоровительный комплекс «Лесная сказка»  

на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 03.11.2009, принятое судьей Камаевой А.В.,

по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Республике Марий Эл о привлечении государственного унитарного предприятия Республики Марий Эл «Лечебно-оздоровительный комплекс «Лесная сказка» к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

участвующие в деле лица, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, участие полномочных представителей в судебном заседании не обеспечили.

 

Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Управление Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Республике Марий Эл (далее – Управление Росздравнадзора по РМЭ, административный орган, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о привлечении государственного унитарного предприятия Республики Марий Эл «Лечебно-оздоровительный комплекс «Лесная сказка»  (далее – ГУП РМЭ «ЛОК «Лесная сказка», предприятие) к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ, Кодекс).

Решением суда от 03.11.2009 заявленные требования удовлетворены. Арбитражный суд привлек ГУП РМЭ «ЛОК «Лесная сказка» к административной ответственности в виде наложении штрафа в размере               40 000 руб.

Не согласившись с принятым судебным актом, ГУП РМЭ «ЛОК «Лесная сказка» обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, указав на несоответствие выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела, а также на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела.

По мнению заявителя апелляционной жалобы, правонарушение, совершенное ГУП РМЭ «ЛОК «Лесная сказка», не может квалифицироваться по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ как грубое нарушение условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией). Суд первой инстанции необоснованно не применил статью 2.9 КоАП РФ.

Предприятие  в апелляционной жалобе указало на то, что наличие контракта с установленными в нем обязанностями для ГУП РМЭ «ЛОК «Лесная сказка» предоставить санаторно-курортное лечение (оздоровление) на основании путевки, не служит основанием, чтобы делать выводы, что данные услуги, среди которых должно быть лечение были оказаны. Так как медицинские работники Рыбакова В.Н., Попова Т.И., Добрынина Ф.А., Бочарова Л.В., Мосунова Е.Л. по заключенным с ними контрактам оказывали лишь услуги оздоровительного характера, так как не было необходимости для предоставления медицинских услуг по лечению, специалиста-педиатра, состоящего в штате ГУП РМЭ «ЛОК «Лесная сказка» и имеющими надлежащие сертификаты и свидетельства.

Данные обстоятельства, по мнению заявителя, свидетельствуют о малозначительности совершенного правонарушения, поэтому просит суд апелляционной инстанции отменить обжалуемое решение и принять по делу новый судебный акт, ограничившись устным замечанием.

Управление Росздравнадзора по РМЭ и ГУП РМЭ «ЛОК «Лесная сказка», надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, участие полномочных представителей в судебном заседании не обеспечили.

Представив отзыв на апелляционную жалобу, административный орган  просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, указывая на законность и обоснованность принятого арбитражным судом первой инстанции решения.

Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Законность принятого судебного акта  проверена Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, ГУП РМЭ «ЛОК «Лесная сказка»  зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1021200752605, о чем внесена запись в ЕГРЮЛ.

ГУП РМЭ «ЛОК «Лесная сказка» имеет лицензию от 13.04.2006             № 12-01-000043 на осуществление медицинской деятельности, в том числе с выполнением работ и услуг по доврачебной помощи: акушерское дело, диетология, медицинский массаж, сестринское дело, физиотерапия; по санаторно-курортной помощи: акушерство и гинекология, гастроэнтерология, терапия, физиотерапия, педиатрия, кардиология, а также по экспертизе временной нетрудоспособности, выданную Управлением Росздравнадзора по Республике Марий Эл на срок с 13.04.2006 по 13.04.2011.

Пунктами 5.3, 5.8 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации  от 30.06.2004 № 323, пунктом 2 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации  от 22.01.2007 № 30, установлено, что Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития осуществляет лицензирование медицинской деятельности в части деятельности, осуществляемой организациями государственной системы здравоохранения, и проверку деятельности организаций здравоохранения.

На основании приказа Управления Росздравнадзора по РМЭ от 24.07.2009 № П12-321/09 в отношении ГУП РМЭ «ЛОК «Лесная сказка» проведена плановая проверка соблюдения лицензионных требований (условий) при осуществлении медицинской деятельности.

При проведении мероприятия по контролю выявлено, что к осуществлению медицинской деятельности привлечены дежурная медсестра Рыбакова В.Н. и палатная медицинская сестра Попова Т.И., не имеющие действующего сертификата по специальности «лечебное дело». Медицинская сестра водолечения Добрынина Ф.А. не имеет действующего сертификата специалиста по специальности «сестринское дело». Кроме того, врач Бочарова Л.В. и медицинская сестра Мосунова Е.Л., осуществляющие медицинскую деятельность в детском оздоровительном лагере «Лесная сказка», не имеют сертификатов специалистов по специальностям «педиатрия» и «сестринское дело в педиатрии» соответственно. Выявленные нарушения зафиксированы в акте от 16.09.2009 № 337/09.

Усмотрев в действиях ГУП РМЭ «ЛОК «Лесная сказка» признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, Управление Росздравнадзора по РМЭ составило протокол об административном правонарушении от 16.09.2009 № 56/09.

В соответствии с пунктом 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы административного дела для рассмотрения по существу направлены в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о привлечении предприятия к административной ответственности.

Руководствуясь частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 2.1, частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ,  Федеральным законом от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Федеральным законом от 22.06.1998               № 86-ФЗ «О лекарственных средствах», постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 323 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития», Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 № 30, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях предприятия состава вменяемого ему административного правонарушения, об отсутствии процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, а также оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ, в связи с чем назначил предприятию наказание в виде штрафа в размере               40 000 руб.

Первый арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения с учетом следующего.

Согласно части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельными видами деятельности, перечень которых определяется федеральным законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения - лицензии.

Статьей 4 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон о лицензировании) установлено, что лицензированию подлежит деятельность, осуществление которой может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, а также деятельность, регулирование которой не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Лицензирование медицинской деятельности, согласно статье 15 Основ законодательства Российской Федерации от 22.07.1993 № 5487-1 «Об охране здоровья граждан», осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно подпункту 96 пункта 1 статьи 17 Закона о лицензировании медицинская деятельность подлежит обязательному лицензированию.

При осуществлении лицензируемого вида деятельности лицензиат обязан соблюдать лицензионные требования и условия, под которыми понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности (статья 2 Закона о лицензировании).

Порядок осуществления медицинской деятельности определен в Положении о лицензировании медицинской деятельности, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 № 30 (далее – Положение).

Согласно пункту 4 Положения медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологической, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи в соответствии с перечнем согласно приложению.

На основании подпункта «г» пункта 5 Положения лицензионным требованием при осуществлении медицинской деятельности является наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) или привлечение им на ином законном основании специалистов, необходимых для выполнения работ (услуг), имеющих высшее или среднее профессиональное (медицинское) образование и сертификат специалиста, соответствующие требованиям и характеру выполняемых работ (услуг). Невыполнение названного требования является грубым нарушением лицензионных требовании и условий (пункт 6 Положения).

В силу статьи 54 Основ законодательства РФ от 22.07.1993 № 5487-1 «Об охране здоровья граждан» право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское и фармацевтическое образование в Российской Федерации, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и лицензию на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности.

Сертификат специалиста выдается на основании послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура), или дополнительного образования (повышение квалификации, специализация), или проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций, по теории и практике избранной специальности, вопросам законодательства в области охраны здоровья граждан.

Факт осуществления предприятием платной медицинской деятельности, подтверждается материалам дела, в частности договорами на оказание медицинских услуг от 03.08.2009, от 13.08.2009, от 20.08.2009, приходными кассовыми ордерами от 13.08.2009 № 1127, от 04.08.2009 № 1075 и № 1067, государственным контрактом на санаторно-курортное лечение льготных категорий граждан от 18.05.2009 № 42, платежным поручением от 01.06.2009 № 000474, счет–фактурой от 18.05.2009 № 567, государственным контрактом на оказание услуг по долечиванию больных после операций по поводу панкреатита (панкреонекроза), язвенной болезни желудка, двенадцатиперстной кишки и удаления желчного пузыря от 29.12.2008, накладными от 27.08.2009 № 001006, от 14.08.2009№ 000984, счет – фактурами от 27.08.2009 № 1274, от 13.08.2009 № 1243.

В соответствии с частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. В примечании к статье указано, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Объектом правонарушения выступают общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности.

Объективная сторона правонарушения выражается в осуществлении предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Судом первой инстанции установлено, что согласно пункту 2 должностной инструкции палатной медицинской медсестры ГУП РМЭ «ЛОК «Лесная сказка», утвержденной

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2009 по делу n А43-28372/2009. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также