Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2009 по делу n А79-6302/2009. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

600017, г. Владимир, ул. Березина, д. 4

http://1aas.arbitr.ru

________________________________________________________

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Владимир

«23» декабря 2009 года                                                  Дело № А79-6302/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 16.12.2009.

Постановление в полном объеме изготовлено  23.12.2009.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Москвичевой Т.В.,

судей Гущиной А.М., Белышковой М.Б.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Яковенко С.Н., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «АЦИОС» на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 13.10.2009 по делу № А79-6302/2009, принятое судьей Кузьминой О.С. по заявлению общества с ограниченной ответственностью «АЦИОС» о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Чебоксары от 29.04.2009 № 15-08/158.

В судебном заседании приняли участие представители:

общества с ограниченной ответственностью «АЦИОС» - директор Воротников Б.В. на основании приказа от 21.03.2008 № 111, Варлашкин С.В. по доверенности от 06.07.2009;

Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Чебоксары – Сидорова Е.В по доверенности от 11.12.2008 № 05-22/327, Краснова А.М. по доверенности от 15.12.2009 № 05-22/487, Михайлов К.Г. по доверенности от 11.12.2008 № 05-22/329.

Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Инспекция Федеральной налоговой службы по г.Чебоксары (далее по тексту – Инспекция) провела выездную налоговую проверку общества с ограниченной ответственностью «АЦИОС» (далее по тексту – Общество) по вопросам соблюдения налогового законодательства.

По результатам проверки составлен акт проверки от 25.03.2009 № 15-08/58.

Заместитель начальника Инспекции, рассмотрев материалы проверки, 29.04.2009 вынес решение № 15-08/158 о привлечении Общества к налоговой  ответственности за совершение налогового правонарушения на основании пункта 2 статьи 120 и пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в общей сумме  694 061 рубля 33 копеек. Данным решением Обществу также доначислены налоги в общей сумме 4 333 041 рубля 96 копеек и соответствующие суммы пеней.

Общество обратилось в Управление Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике с апелляционной жалобой на решение Инспекции.

Управление Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике решением от 01.06.2009 № 05-13/119 оставило решение Инспекции без изменения, жалобу Общества – без удовлетворения.

Не согласившись с решением Инспекции от 29.04.2009 № 15-08/158 Общество, обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением о признании его недействительным.

Решением от 13.10.2009 заявленные требования удовлетворены частично. Решение Инспекции от 29.04.2009 № 15-08/158 признано недействительным в части доначисления налога на прибыль за сумме 101 898 рублей и соответствующих сумм пеней и штрафа. В удовлетворении остальной части требований отказано.

В апелляционной жалобе Общество ссылается на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права.

Общество полагает, что оно необоснованно привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 120 Налогового кодекса Российской Федерации.

Общество считает, что представленные им счета-фактуры соответствуют требованиям  статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации.

Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что оспариваемый судебный акт в обжалуемой части подлежит  оставлению без изменения по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 2 статьи 120 Налогового кодекса Российской Федерации грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение более одного налогового периода, влекут взыскание штрафа в размере пятнадцати тысяч рублей.

 Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей настоящей статьи понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.

Из материалов дела следует, что Общество занималось, в том числе, производством низковольтных комплектующих устройств (НКУ), при этом происходила сборка НКУ из комплектующих изделий. Для целей производства данных НКУ Общество закупало составляющие части – комплектующие изделия. Списание расходов на закупку комплектующих изделий Общество производило в момент реализации готовой продукции – НКУ, оформляя при этом акт на списание.

В ходе налоговой проверки установлено, что у Общества отсутствовали регистры бухгалтерского учета остатков незавершенного производства, отсутствовали первичные документы, отражающие передачу товарно-материальных ценностей со склада в производство готовой продукции, а учет (списание) товарно-материальных ценностей происходил в момент выпуска готового изделия (НКУ).

По мнению Общества, у него не было необходимости оформлять в бухгалтерском учете приобретенные комплектующие изделия в период их приобретения и понесенных расходов ввиду отсутствия на предприятии фактов хищения, доверительных отношений всех сотрудников Общества, поэтому Общество учитывало расходы по ним (списывало) в момент реализации готовой продукции (НКУ).

Пунктом 1 статьи 272 Налогового кодекса Российской Федерации  предусмотрено, что расходы, принимаемые для целей налогообложения с учетом положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты и определяются с учетом положений статей 318 - 320 Налогового кодекса Российской Федерации.

Расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок.

Из приказов общества об учетной политике № 171 от 30.12.2005, № 420 от 29.12.2006 следует, что учет расходов осуществляется с использованием счета 20, незавершенное производство для целей бухгалтерского и налогового учета оценивается по прямым статьям затрат, к которым относятся: материальные затраты, расходы по начислению заработной платы, единый социальный налог, амортизация по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг.

При этом бухгалтерский учет ведется заявителем без разделения на прямые и косвенные расходы, для всех видов деятельности применяется только счет 20 «основное производство» без деления на субсчета, учет остатков незавершенного производства низковольтных комплектных устройств не осуществляется.

В соответствии со статьей 319 Налогового кодекса Российской Федерации  под незавершенным производством (НЗП) в целях главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации понимается продукция (работы, услуги) частичной готовности, то есть не прошедшая всех операций обработки (изготовления), предусмотренных технологическим процессом. В НЗП включаются законченные, но не принятые заказчиком работы и услуги. К НЗП относятся также остатки невыполненных заказов производств и остатки полуфабрикатов собственного производства. Материалы и полуфабрикаты, находящиеся в производстве, относятся к НЗП при условии, что они уже подверглись обработке.

Оценка остатков НЗП на конец текущего месяца производится  налогоплательщиком на основании данных первичных учетных документов о движении и об остатках (в количественном выражении) сырья и материалов, готовой продукции по цехам (производствам и прочим производственным подразделениям налогоплательщика) и данных налогового учета о сумме осуществленных в текущем месяце прямых расходов.

Таким образом, учет остатков незавершенного производства должен производится налогоплательщиком на конец каждого месяца, входящего в налоговый (отчетный) период, в связи с чем доводы Общества об отсутствии у него  по итогам налогового (отчетного) периода незавершенного производства, обоснованно отклонены судом первой инстанции.

В соответствии со статьей 319 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик самостоятельно определяет порядок распределения прямых расходов на НЗП и на изготовленную в текущем месяце продукцию (выполненные работы, оказанные услуги) с учетом соответствия осуществленных расходов изготовленной продукции (выполненным работам, оказанным услугам).

Указанный порядок распределения прямых расходов (формирования стоимости НЗП) устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения и подлежит применению в течение не менее двух налоговых периодов.

Однако Общество учет остатков незавершенного производства НКУ не осуществляло, а списание комплектующих изделий, участвующих в сборке НКУ, производило в момент в момент выпуска готовой продукции, соответствующего реализации готового изделия.

Согласно пункту 2 названной нормы сумма остатков незавершенного производства на конец текущего месяца включается в состав прямых расходов следующего месяца. При окончании налогового периода сумма остатков незавершенного производства на конец налогового периода включается в состав прямых расходов следующего налогового периода в порядке и на условиях, предусмотренных настоящей статьей.

Пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» определено, что первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.

Документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа; дату составления документа; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личные подписи указанных лиц.

В пункте 100 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов от 28.12.2001 № 119н предусмотрено, что первичными учетными документами по отпуску материалов со складов организации в подразделения организации являются лимитно-заборная карта (типовая межотраслевая форма № М-8), требование- накладная (типовая межотраслевая форма № М-11), накладная (типовая межотраслевая форма № М-15); образцы утверждены постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 № 71 а.

Помимо форм первичных учетных документов, содержащихся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, налогоплательщик вправе применять самостоятельно разработанные формы первичных учетных документов по движению материально-производственных запасов. При этом указанные формы должны содержать обязательные реквизиты, предусмотренные статьей 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете».

Таким образом, налоговый орган правомерно привлёк Общество к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 120 Налогового кодекса РФ.

В силу статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении: товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 Кодекса; товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

В соответствии со статьей 172 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 Кодекса.

Вычетам подлежат, если иное не установлено статьей 172 Налогового кодекса Российской Федерации, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.

Как следует из статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации, основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению является счет-фактура.

Согласно пунктам 5, 6 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации в счетах-фактурах должны быть указаны, в том числе наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя. Счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации.

Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 настоящей статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога на добавленную стоимость к вычету или возмещению (пункт 2 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации).

Требования к порядку составления счетов-фактур относятся не только к полноте заполнения всех реквизитов, но и к достоверности содержащихся в них сведений.

В обоснование вычета по налогу на добавленную стоимость Обществом представлены счета-фактуры, выставленные обществами с ограниченной ответственностью «Артиком», «Снабсервис».

Отказывая

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2009 по делу n А43-5257/2009. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также